Слайд 1
Владимир Высоцкий
(1938-1980)
Высоцкого
Детские годы. Ранние сочинения
Студенческие годы
Начало творческого пути
Первая любовь, новые друзья
Первые
роли
Начало семейной жизни
Первые гастроли, съемки в фильмах
Критика песен Высоцкого
Дальнейший творческий путь
Гастроли, выступления
Съемки в фильмах, получение «Гран-При»
Концерты
Последние годы жизни
Слайд 3 Семья Высоцкого
Владимир
Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве. Отец –
Семен Владимирович Высоцкий, в то время выпускник училища связи, потом – кадровый военный, мать – Высоцкая Нина Максимовна, служащая, работник архива.
Во время войны Владимир был с мамой в эвакуации, отец ушел на фронт.
После войны и после развода отца с матерью жил в семье отца и его новой жены.
Ранние сочинения
Детские годы Высоцкого прошли у
отца. Стихи начал писать еще в раннем детстве. Из детских стихов до нас дошла лишь «Моя клятва», написанная в связи со смертью Сталина и предложенная в стенгазету предприятия, где работала Нина Максимовна. Учился в обычной школе того времени.
С осени 1954 года занимался в драмкружке при Доме учителя.
Слайд 5 Студенческие годы
В 1955 году
закончил школу и по настоянию родителей поступил в МИСИ вместе
со своим другом Игорем Кохановским. Однако к концу года сделал выбор в пользу сценического ремесла и подал заявление об отчислении.
Летом 1956 года подал документы сразу в три театральных училища – им. Щепкина, Школу-студию при МХАТе и им. Щукина. Во всех прошел собеседования и вступительные туры и был допущен к экзаменам. Поступил в Школу-студию при МХАТе. Среди его педагогов были П.В.Массальский, М.И.Тарханов, А.Д.Синявский и многие другие.
Слайд 6 Начало творческого
пути
Во время учебы в Школе-студии: как
и все студенты, играл в курсовых спектаклях, иногда в массовых сценах спектакля «Синяя птица» во МХАТе; эпизодически, начал сниматься в кино, озвучивать мультфильмы; завоевывал популярность среди однокурсников самобытными рассказами от лица разных экзотических персонажей типа «работника ЦК» (центральной котельной), а впоследствии диктора Центрального телевидения и другие.
В то же время начинал играть на гитаре, исполняя популярный в то время дворовый репертуар, в свою очередь, дополняя его, разыскивая новые блатные песни, которые коллекционировал А.Д.Синявский.
Первые собственные песни – «капустники» на злобу дня – были написаны на мотивы шлягеров.
Слайд 7Первая любовь, новые
друзья
В Школе-студии познакомился с Изой Мешковой,
женился на ней, после окончания училища они расстались, хотя формально развелись лишь весной 1965 года.
Во время учебы подружился с Л.Кочаряном, часто бывал, а иногда и просто жил у него на квартире в доме в Большом Каретном переулке. Кроме своих друзей – А.Макарова, А.Утевского, М.Туманишвили – здесь в 60-е годы часто бывали А.Тарковский, В.Шукшин и многие другие.
Слайд 8 Первые роли
Летом 1960
года успешно закончил театральный вуз и поступил на работу в
театр им. Пушкина.
В фильме «Карьера Димы Горина» впервые сыграл не эпизодическую, а одну из больших ролей. Летом 1961 года, по его признанию, написал первую самостоятельную песню – «Татуировка» (до этого были две песни – «49 дней» и «Пока вы здесь в ванночке…», написанные на чужие мелодии). С этого момента начинается отчет песенного творчества Владимира Высоцкого.
Слайд 9Начало семейной жизни
Осенью на съемках фильма
«713-й просит посадку» познакомился с актрисой Людмилой Абрамовой, снимавшейся в
этом же фильме, которая стала его женой. 29 ноября 1962 года Л.Абрамова родила ему сына – Аркадия. 8 августа 1964 года родился сын Никита. 25 июля 1965 года официально зарегистрировал брак с Л.Абрамовой.
Слайд 10 Первые гастроли,
съемки
в фильмах
В начале 1962 года перешел
из театра им. А.С.Пушкина в московский театр миниатюр, ездил на гастроли в Свердловск. С осени работал на киностудиях по договорам, на киностудии им. М.Горького репетировал роль для фильма «Штрафной удар». В начале 1963 года начал сниматься в Алма-Ате в фильме «Штрафной удар». Весной и летом 1964 года снимался под Ригой в фильме «На завтрашней улице».
Слайд 11 Осенью того же года навсегда связал
свою судьбу с труппой только что созданного Московского театра драмы
и комедии на Таганке под руководством Ю.Любимова.
Весной 1966 года впервые был записан на радио в радиопостановке по спектаклю «Добрый человек из Сезуана», впоследствии сыграл во многих радиоспектаклях, большая часть которых пришлась на время, когда публичные выступления с песнями были запрещены (1960-1970). В апреле 1965 года во время гастролей театра в Ленинграде впервые выступал со своими песнями публично, в частности, в кафе «Молекула» (Ленинградская область). В августе снимался на Кубани в фильме «Стряпуха». С лета и до конца года неоднократно ездил в Минск, где началась работа над фильмом «Я родом из детства». В 1966 году много снимается и гастролирует: продолжает ездить в Минск, на «Беларусьфильм», летом снимается в Кабардино-Балкарии у Станислава Говорухина в «Вертикали», осенью – в Одессе у Киры Муратовой в «Коротких встречах».
Осенью в Батуми написал «Сказку про дикого вепря». В конце января 1967 года ездил в Ленинград на концерты самодеятельной песни в клуб «Восток», где был снят на кинопленку и «попал» в документальный фильм «Срочно требуется песня». Летом снимался в Одессе в фильме «Служили два товарища».
В июле на международном кинофестивале познакомился с Мариной Влади. 25 января 1968 года в день своего рождения «развязал», в результате чего сорвал несколько спектаклей в театре, был уволен.
Высоцкого
В это же
время началась «травля» Владимира Высоцкого в печати. Публикациями, где цитировались чужие песни, ему пытались навесить ярлык антисоветчика, что в то время было чревато непредсказуемыми последствиями. Владимира Высоцкого перестали допускать на эстраду даже с шефскими концертами. Несколько лет – до 1971 года выступал от бюро пропаганды киноискусства как актер с роликами из фильмов, исполняя только разрешенные песни.
Слайд 14Дальнейший творческий
путь
С апреля по июнь написал песни
сразу для нескольких фильмов и участвовал в кинопробах. Однако снялся только в фильме «Хозяин тайги», а песни вошли лишь частично в фильм «Карантин», который на экраны не вышел. В конце года снимается в Одессе в «Опасных гастролях». В течение года много болел, но неоднократно ездил на гастроли в Одессу, Ленинград, Батуми. В1970 году пишет сценарии, начинает детскую поэму, то есть пытается работать в жанрах, в которых ему пока не «перекрывали кислород». В начале 1970 года был очень расстроен событиями вокруг фильма «Земля Санникова», где должен был играть и петь свои песни. В самый последний момент, перед первым съемочным днем его отстранили.
Слайд 15Гастроли, выступления
В середине апреля поехал с Мариной
Влади на собственной машине в свою первую загранпоездку в Париж
– через Белоруссию, Польшу, Германию. Во время поездки написал целый цикл стихотворений «Дорожный дневник». К концу года завершает работу над песнями к сказке «Алиса в стране чудес» и к фильму «Бегство мистера Мак-Кинли».
В 1974 году написал множество песен к фильмам «Иван да Марья», «Одиножды один», из которых в фильмы вошли лишь фрагменты. В обоих фильмах предполагал сняться, но не был утвержден на роли. С 20 по 25 сентября лежал в больнице, сделали «вшивку».
В октябре был с театром Ю.Любимова на гастролях в Ленинграде. Во время поездки в Ленинград разбился на своей машине, перевернулся, но отделался «легким испугом».
Слайд 16 В Париже познакомился с Михаилом Шемякиным,
впервые за рубежом записал целую песенную программу для альбома, которую
не разрешила выпускать советская цензура, аранжировки к песням написал К.Казанский.
В конце февраля присутствовал на вручении гуманитарной премии А.Синявскому, эмигрировавшему незадолго до того за рубеж.
С середины ноября начал сниматься в фильме «Сказ про то, как царь Петр арапа женил». В 1976 году постоянно выступал, в основном недалеко от Москвы – в Ивантеевке, Подольске, Калинине (Твери), Коломне, также ездил по стране: в Бодайбо, Иркутск, по Сибири.
Слайд 17 Съемки в фильмах,
получение «Гран-При»
С сентября находился с театром на гастролях в Югославии
и в Венгрии. В Югославии на Белградском интернациональном фестивале БИТЕФ за роль Гамлета получил «Гран-При».
В марте 1977 года ездил в Париж переписывать программу для большого диска – вместо свободного подбора песен пришлось записывать разрешенные цензурой военные и «горные» песни, то есть все те, что выходили в СССР.
В феврале 1978 года был с театром на Таганке на гастролях в ГДР на международном фестивале, посвященном 80-летию со дня Рождения Б.Брехта.
Неоднократно выступал с концертами в Подмосковье, в Череповце, Белгороде, Харькове.
В течение года выступал с концертами в Ижевске, в Глазове, в Самарканде, Учкудуке, Навои, в Пятигорске и Тбилиси, где был с театром на гастролях; был в Кельне, тогда же выступал и в Канаде перед эмигрантами в Торонто. В конце года принял участие в создании альманаха «Метрополь», который был опубликован на Западе в начале 1979.
В первых числах января 1979 года вместе с Э.Володарским написал сценарий «Каникулы после войны». С осени 1979 года по весну 1980 работал над режиссерской разработкой сценария «Зеленый фургон», но к работе над фильмом так и не приступил. С начала 1980 года выступал с концертами в Подмосковье.
Слайд 19 Последние годы жизни
1 января, после празднования
Нового года, попал в автокатастрофу со своими друзьями В.Абдуловым и
В.Янкловичем, отделался синяками… 22 января впервые был снят с рассказом о своих песнях на Центральном телевидении, но в эфир «выпущен» не был, пленку приказали «смыть». В апреле на несколько дней специально летал в Ленинград на съемки документального фильма «Я помню чудное мгновенье…», которые стали для него последними съемками.
В начале мая находился с театром на гастролях в Польше. Из-за предынфарктного состояния несколько раз отменялись спектакли «Гамлет».
Слайд 20 В конце мая лежал в парижском
госпитале. В начале июня вернулся в Москву. 18 июля последний
раз играл роль Гамлета, за кулисами дежурил личный врач.
25 июля 1980 года Владимир Высоцкий умер.