Слайд 1Александр Сергеевич Грибоедов
(1794-1829)
Слайд 2Быт и нравы старинной дворянской семьи,
домашнее воспитание и образование
1794
1803
Благородный
пансион
Удивительные способности к иностранным языкам, серьёзное занятие музыкой, любовь к
литературе и истории
1806
Московский университет
Словесное отделение философского университета, естественно-математический и юридический факультеты, студенческая среда, увлечение освободительными идеями
1812
Коллегия
иностранных
дел
Дипломатиче-
ская служба
в Персии
Служба в армии
Пушкин, Кюхельбекер, Рылеев, Бестужев и будущие декабристы.
«Всё в нём было необыкновенно привлекательно» (А. С. Пушкин)
Слайд 31822
«Горе уму» (1823)
«Горе от ума» (1824)
«Лучше быть пламенным мечтателем в
краю вечных снегов»
(А. С. Грибоедов)
Секретарь по
иностранным делам
в
штабе генерала
Ермолова.
Семья Чавчавадзе
1825
1826
Политическая ссылка
в Персию
«Смерть постигла его
посреди смелого
неравного боя»
А. С. Пушкин
1829
Слайд 4Образы-портреты, типы
Грибоедов указывает, что в «Горе от ума» «характеры портретны»:
«И я, коли не имею таланта Мольера, то, по крайней
мере, чистосердечнее его; портреты и только портреты входят в состав комедии и трагедии...». Портреты становились типами.
В портретах «есть черты, свойственные многим другим лицам, а иные всему роду человеческому настолько, насколько каждый человек похож на всех своих двуногих собратий. Карикатур ненавижу, в моей картине ни одной не найдешь».
История прототипов в русской литературе началась с «Горя от ума».
Слайд 5Прототипы
в художественных образах поэта не было простого копирования с определенных
лиц, хотя яркая типичность его героев невольно вызывала в современниках
догадки об их оригиналах.
«...Грибоедов писал "Горе от ума" почти при мне, но крайней мере мне первому читал каждое отдельное явление непосредственно после того, как оно было написано, знаю, что поэт никогда не был намерен писать подобные портреты: его прекрасная душа была выше таких мелочей» (Кюхельбекер)
Слайд 6Фамусов
Прототипом Фамусова (от лат.: fama — молва) называли дядю Грибоедова,
Алексея Федоровича.
«Дядя мой принадлежит к той эпохе. Он как
лев дрался с турками при Суворове, потом пресмыкался в передних всех случайных людей в Петербурге, в отставке жил сплетнями. Образец его нравоучений: "я, брат!"».
А. Ф. Грибоедова же напоминают слова Чацкого: «Не тот ли, вы к кому меня еще с пелен, для замыслов каких-то непонятных, дитей возили на поклон». Сохранился рассказ С. Н. Бегичева, что именно так поступал с юношей-Грибоедовым его дядя. Широкое гостеприимство Фамусова также напоминает Грибоедова-дядю
Слайд 7Софья
По связи с А. Ф. Грибоедовым, предполагаемым прототипом Фамусова, в
его же семье искали прототип Софьи. Возможно, некоторые черты Софьи
Павловны Фамусовой напоминают одну из двух дочерей А. Ф. Грибоедова, Софью Алексеевну, вышедшую замуж за С. А. Римского-Корсакова, но автор «Горя от ума» был так тесно связан с семьей своего дяди, так дружен со своими двоюродными сестрами, что никогда не решился бы подобные обстоятельства сделать мотивом сценической интриги.
Слайд 8Молчалин
Догадок о прототипе Молчалина современниками высказано много. В. В. Каллаш
сообщил, что на полях одной старинной рукописи «Горя от ума»
им был назван некто Полуденский, секретарь почетного опекуна Лунина. Кроме этого свидетельства мы располагаем еще только одним глухим указанием А. Н. Веселовского: «Молчалин срисован с одного усердного посетителя всех знатных прихожих, умершего уже давно в сане почетного опекуна».
Слайд 9Чацкий
Лицом, на которое указывали как на прототип Чацкого, был П.
Я. Чаадаев. Пушкин писал П. А. Вяземскому: «Что такое Грибоедов?
Мне сказывали, что он написал комедию на Чедаева; в теперешних обстоятельствах это чрезвычайно благородно с его стороны» . Но сближение Чацкого с Чаадаевым сохранилось в устной, потом в печатной традиции.
Слайд 10Чацкий
Развернута аргументация об отражении в образе Чацкого характера и биографии
В. К. Кюхельбекера. О значении Кюхельбекера, вернувшегося из-за границы, опального,
неудачливого — для конструирования образа Чацкого и деталей «Горя от ума» Ю. Н. Тынянов писал также в статье «Французские отношения Кюхельбекера»
Чацкий – Качалов. Постановка МХАТА
Слайд 11Чацкий
Несомненно, что в образе Чацкого отразились подлинные черты характера и
воззрений самого Грибоедова, каким он рисуется в его переписке и
в воспоминаниях современников: горячий, порывистый, подчас резкий и независимый. В речи Чацкого Грибоедов вложил все лучшее, что сам думал и чувствовал. Можно с несомненностью сказать, что взгляды Чацкого на бюрократию, жестокости крепостного права, подражание иноземцам и т.п. — подлинные взгляды Грибоедова.
В роли Чацкого Олег Меншиков
Слайд 12Скалозуб
Яркая типичность образа Скалозуба поощряла современников к бесконечным предположениям о
его оригинале. Смутное московское предание считало таковым Сергея Александровича Римского-Корсакова,
женившегося на Софье Алексеевне Грибоедовой, которую в свою очередь называли прототипом Софьи Фамусовой.
По другой версии, оригиналом Скалозуба следует считать полковника (или генерала) Фролова.
Третьи называли прототипом Скалозуба И. Н. Скобелева.
А. Н. Веселовский заявляет: «Сергей Сергеевич Скалозуб, воплотивший в себе тип фрунтовика-служаки, какими кишели в то время войска, разумеется, снят с натуры и, хотя потом подновлен несколькими чертами, взятыми у одной определенной личности (именно дивизионного генерала Фр-л-ва), представляет как бы собирательный характер, в котором обрисован целый класс подобных людей».
Слайд 13Хлёстова
Наиболее единодушны современники и историки в определении прототипа Анфисы Ниловны
Хлёстовой. Ее оригиналом называют Настасью Дмитриевну Офросимову, большую московскую барыню,
известную своим умом, крутым характером, откровенностью и причудами. Она была чрезвычайно популярна в большом обществе допожарной Москвы, и о ней сохранилось много рассказов и анекдотов.
«Старуху-Хлёстову я хорошо помню,— пишет другой мемуарист: — это была Настасья Дмитриевиа Офросимова; <...> ее же под именем Марии Дмитриевны Ахросимовой, описал в «Войне и мире» граф Л. Н. Толстой. Офросимова строго блюла порядок и благочиние в церкви, запрещала разговоры, громко бранила дьячков за непристойное пение, или за нерасторопность в служении; дирала за уши (как Чацкого) мальчиков, выходивших со свечами при чтении Евангелия и ходивших с тарелочкою за свечным старостой, держала в решпекте и просвирню. К кресту Офросимова всегда подходила первою, раз послала она дьячка к незнакомой ей даме, которая крестилась в перчатке, громко, на всю церковь, дав ему приказание: "Скажи ей, чтоб сняла собачью шкуру!"»
Слайд 14Репетилов
По сообщению А. Н. Веселовского, оригиналом Репетилова (от лат.: repeto
— повторяю) послужил Николай Александрович Шатилов, с которым Грибоедов служил
в Московском гусарском, а потом в Иркутском гусарском полку. «Господин этот, по словам Бегичева, был добрый малый, очень пустой и одержимый несчастной страстью безпрестанно острить и говорить каламбуры. Этим наконец он так надоел Грибоедову, что тот купил альманах анекдотов Биевра и как только тот каламбур, к нему сейчас обращался с вопросом: ,,На какой странице?" — Свое, ей богу, свое,— отвечал он всегда.
Слайд 15Загорецкий
В указаниях на оригиналы Загорецкого имеется несколько вариантов. И. Д.
Гарусов, специально собиравший на этот счет сведения, писал, что «одни
признавали в нем только что начинавшего свою карьеру, ловко втиравшегося в знать, не брезгавшего никакими средствами для наживы московского и ярославского откупщика А-ва <...>,
другие видели в нем тоже откупщика, по московского, *-ва, впоследствии ставшего крупным капиталистом.
Третьи думали, что выведен в Загорецком один из содержателей игорных домов, шулер, обыгрывавший всех наверняка...»
Слайд 16Горич
Разных лиц называют также прототипом Платона Михайловича. «В лице
добродушного и неповоротливого, честного малого Платона Михайловича Горичева,— писал А.
Н. Веселовский,-- Грибоедов не задумался изобразить своего старого приятеля и родственника, Илью Ивановича Огарева и, по старым рассказам, сам же приехал к другу и признался, что вставил его в свою комедию». С Огаревым Грибоедов встречался на Кавказе, где тот служил на военной службе. Впоследствии Огарев был архангельским и пермским губернатором.
Другим прототипом Платона Михайловича называли Дмитрия Никитича Бегичева, с которым Грибоедов был дружен, как и с его братом, С. Н. Бегичевым. «Дмитрий Никитич, отличавшийся необычайным добродушием в обхождении, казалось, должен был навсегда оставаться добрым московским семьянином»
Слайд 17Домашнее задание
Выучить факты биографии А. С. Грибоедова
Прочитать комедию «Горе от
ума»
Выделить по ходу прочтения характеристики и самохарактеристики Фамусова, Чацкого, Софьи,
Молчалина, гостей на балу, Скалозуба; положить закладки
Слайд 18Система образов комедии.
Урок 2.
Слайд 19Повторение:
Какие роды литературы вы знаете?
Эпос, лирика и драма
Что такое драма?
Это
род литературы, отражающий жизнь в действиях, поступках, литературное произведение, написанное
в форме разговора действующих лиц.
Какие виды (жанры) драмы вы знаете?
Комедия, драма, трагедия
Из каких частей состоит драматическое произведение?
Действия (акты), сцены (явления)
Что такое авторские ремарки?
Это авторские замечания, набранные курсивом или заключённые в скобки, в которых автор говорит о времени и месте действия, даёт пояснения о мимике и жестах персонажа
Слайд 20Повторение:
Что называется комедией?
Это вид драмы, в основе которого осмеяние общественных
и человеческих несовершенств.
В основе драмы лежит конфликт. Конфликт – противоречие
между характерами, или характерами и обстоятельствами, или заключённое внутри характера
Что такое сюжет?
Сюжет – это цепь событий, изображённая в литературном произведении
Слайд 21Герои классицистической комедии
Герой или героиня
Счастливый любовник
Несчастливый любовник
Обманутый отец
субретка
резонёр
Комедия «Горе от
ума» написана в 1823 году, поэтому она обладает чертами классицизма
– ещё существовавшего в ту пору направления в литературе. Хотя уже главенствовал в литературе романтизм и зарождался реализм. Вспомним амплуа героев классицистической комедии
Слайд 22Герои делятся в комедии Грибоедова делятся
Главных
Второстепенных
Внесценические
Герои-пародии
Герои-маски, эпизодические герои
Герои, необходимые для
связи
Сценического действия
Слайд 23Кто является главными героями комедии?
Софья
Чацкий
Молчалин
Фамусов
Сюжет комедии строится на их взаимоотношениях.
Взаимодействие этих персонажей друг с другом и движет ход пьесы.
Слайд 24Кто является второстепенными героями?
Лиза
Скалозуб
Хлёстова
Горичи
Они тоже участвуют в развитии действия, но
прямого отношения к сюжету не имеют.
Слайд 25Персонаж-пародия
Репетилов — от слова «повторять». Это пародийный двойник Чацкого.
Слайд 26Герои, необходимые для связи
сценического действия
В III действии, в момент появления
выдумки, у Софьи являются безымянные господа N и D. Оба
действующих лица замечательны тем, что ничем от всех остальных не отличаются. Однако отдельные их личные черты напоминают отдельные социальные портреты общества.
Какую роль они играют в действии комедии?
Кто эти герои?
Слайд 27Внесценические персонажи
те, чьи имена называются, но сами герои на сцене
не появляются и участия в действии не принимают.
Кто является
внесценическими персонажами?
Максим Петрович
Марья Алексевна
Брат Скалозуба
Племянник княгини Тугоуховской, князь Фёдор
Фома Фомич
Дуэлист, который «шумит» в Английском клубе. Его прототипом был Фёдор Толстой Американец
Слайд 28Герои-маски
Образы героев-масок максимально обобщены. Автору не интересна их психология, они
занимают его лишь как важные «приметы времени» или как вечные
человеческие типы. Их роль особая, ибо они создают социально-политический фон для развития сюжета, подчеркивают и разъясняют что-то в главных героях.
Кто они? Назовите их.
Шесть княжон Тугоуховских. Автора не интересует личность каждой из них, они важны в комедии лишь как социальный тип московской барышни.
Тугоуховские
Хрюмины, графиня-бабушка и графиня-внучка
Слайд 29Говорящие имена
Фамусов – известный, от слова «молва». Кроме того, он
боится молвы. «Что скажет княгиня Марья Алексевна?»
Софья – мудрая
Чацкий –
Чадский – Чаадаев –прямая аналогия с передовым человеком времён Грибоедова. Чадский — тот, кто находится в чаду (неадекватно расценивает ситуацию).
Репетилов – повторяет
Хлёстова – от «хлестать», всех готова отхлестать словом
Тугоуховские – туги на ухо, то есть глухи как в прямом смысле, так и в переносном.
Слайд 30Выучить теорию
Заполнить таблицу:
Слайд 32Соответствие классицистическим канонам
Соблюдаются ли в комедии единство места, времени и
действия?
Не соблюдается только единство действия, так как здесь два конфликта
и две сюжетные линии
Какие две сюжетные линии вы может выделить?
Слайд 33Любовный конфликт
Экспозиция
Завязка
Кульминация
Развязка
Сцена утром, приезд Чацкого, рассказ о соискателях на руку
Софьи
Чацкий задел Софью за живое, плохо отозвавшись о Молчалине
Сцена на
балу. «Мильон терзаний Чацкого»
Чацкий прозревает: Софья любит Молчалина
Слайд 34Социально-политический конфликт
Экспозиция
Завязка
Кульминация
Развязка
Приезд Чацкого и его первый разговор с Фамусовым. Обмен
монологами
Объявление Чацкого сумасшедшим
Подслушанный Чацким разговор о том, что его
объявили сумасшедшим
Слайд 35Завязка любовного конфликта
С какими словами входит Чацкий? Что странно в
его словах и поведении?
Почему Софья находится в замешательстве?
Что Чацкий вспоминает
из детства?
Проанализируйте слова Чацкого о Москве. Кого он вспоминает и над чем смеётся?
Каких внесценических персонажей он упоминает?
Как на его слова реагирует Софья? Поддерживает ли его? Как она к нему относится?
Почему он в «строгом чине»?
Как воспитывали дворян в те времена?
Что задело Софью? В чём завязка любовного конфликта?
Как вы понимаете фразу Чацкого «ум с сердцем не в ладу»?
Слайд 36Развитие любовного конфликта
Какие характеристики Молчалину и Скалозубу даёт Чацкий?
За что
Чацкий обвиняет Молчалина?
Какой смысл в слова о сумасшествии вкладывают Софья
и Чацкий?
Что Софья ценит в Молчалине?
Какие выводы из слов Софьи о Молчалине делает Чацкий?
Почему Чацкий не понимает, что Софья любит Молчалина?
Слайд 37Домашнее задание
Проанализировать письменно один из монологов Чацкого или Фамусова (по
группам):
Монолог Фамусова о Москве «Вкус, батюшка, отменная манера»
Монолог Чацкого о
Москве из 1 действия
Монолог Чацкого «А судьи кто?»
Монолог Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы…»
Монолог Чацкого о французике из Бордо
План анализа:
Чем вызван данный монолог?
Какие темы затронуты в нём?
Какие взгляды, убеждения героя выявляются в этом монологе?
Каково психологическое состояние персонажа в данный момент? Какие детали и слова об этом говорят?
Как построен монолог?
Каков его пафос?
Какие языковые средства в нём используются? Какой цели добивается автор, используя эти средства?
С какой целью драматургом введён этот монолог?
Слайд 38общественный конфликт в комедии
Урок 4
Слайд 39Фамусов, Скалозуб и Чацкий. Экспозиция и завязка общественного конфликта
Как Фамусов
относится к Скалозубу и почему?
Выпишите глупости Скалозуба и военные словечки
в его речи
Какие качества обнаруживают здесь Фамусов и Скалозуб?
Почему Фамусов видит в Скалозубе выгодного жениха для Софьи?
Как Скалозуб сделал карьеру?
Какова мечта Скалозуба?
Проанализируйте монолог Фамусова о Москве?. Выпишите его правила жизни
Проанализируйте монолог Чацкого «А судьи кто?»
Какой порок обличает Чацкий? Какова тема его монолога?
Какие примеры ужасов крепостничества приводит Чацкий?
Каково отношение в высшем свете к молодым людям, занимающимся наукой и искусством?
Слайд 40Когда завязывается общественный конфликт?
Между кем он завязывается? Почему?
Конфликт между «веком
нынешним» и «веком минувшим» формируется по возрастному принципу? Докажите свою
позицию
Слайд 41Отношение к крепостному праву
Век нынешний
Чацкий резко осуждает и обличает крепостное
право. В своём монологе «А судьи кто» он рассказывает о
«Несторе негодяев знатных», который всех своих крепостных, «которые и жизнь и честь его спасали», выменял на борзые две собаки. Для таких людей, как Чацкий, немыслимо угнетать народ.
Век минувший
Эти люди живут, «разливаются в пирах и мотовстве» за счёт крепостных рабов. Один из них, у которого раскрашен дом в виде рощи, «сам толст, его лакеи тощи».
Чацкий и Фамусов противопоставлены не по принципу «противник – ярый защитник крепостного права», а как противник злоупотреблений крепостным правом и русский барин 18 века, для которого распоряжение крепостными – самое естественное дело.
Слайд 42Отношение к засилию иностранцев и иностранного
Век нынешний
Чацкий и передовые люди
его времени относились негативно к моде на всё иностранное. Так,
в своём последнем монологе Чацкий говорит о французике из Бордо, который ехал в Россию с испугом, а приехал и увидел и услышал всё родное: родную французскую речь, привычную моду. Герой обличает «тошноту по стороне чужой», что уж без иностранцев мы будто и не можем прожить.
Век минувший
С одной стороны, Фамусов тоже недоволен французскими модами. Он говорит: «А всё Кузнецкий мост, и вечные французы, оттуда моды к нам, и …, и музы, губители карманов и сердец…» Здесь он искренен, его речь показывает, что он человек неглупый. Но с другой стороны, желая понравиться Скалозубу, изрекает: «Дверь отперта для званых и незваных, особенно из иностранных».
Взаимоотношение национального и европейского – важная для того времени проблема. Национальная самобытность – идеал декабристов. Отношение «века минувшего» к засилию иностранцев и иностранного неоднозначно.
Слайд 43Отношение к нынешней системе воспитания
Век нынешний
А тот чахоточный, родня вам,
книгам враг,
В учёный комитет который поселился
И с криком требовал присяг,
Чтоб
грамоте никто не знал и не учился?
Здесь Чацкий иронизирует над нежеланием дворян быть глубоко образованными, обличает стремление тормозить прогресс
Век минувший
Для Фамусовых образование – основная причина безумия, которым одержим Чацкий и им подобные. Так, например, Фамусов говорит Лизе о Софье:
Скажи-ка, что глаза ей портить не годится,
И в чтеньи Прок-то не велик:
Ей сна нет от французских книг,
А мне от русских больно спится.
Учение – вот чума, учёность – вот причина,
Что нынче, пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений…
Слайд 44Отношение к нынешней системе воспитания
Век нынешний
Княгиня Тугоуховская вспоминает своего племянника,
князя Фёдора, который «чинов не хочет знать, он химик, он
ботаник…»
Брат Скалозуба в деревне книги стал читать, отказавшись от повышения в чин.
Слайд 45Как проводят время и отношение к времяпрепровождению
Век нынешний
Что нового покажет
мне Москва?
Вчера был бал, а завтра будет два.
Тот сватался –
успел, а тот дал промах,
Всё тот же толк, и те ж стихи в альбомах.
Да и кому в Москве не затыкали рты
Обеды, ужины и танцы?
Век минувший
Фамусовское общество не представляет жизни иначе, как в развлечениях. Обед, балы, приёмы сменяют один другой. Достаточно вспомнить, как Фамусов говорит о том, что ему предстоит сделать: то он зван на форели, то у докторши крестить, то на похороны. Жизнь пестра и бессмысленна.
Слайд 46Отношение к чинам и службе
Век нынешний
Чацкий уважает людей, которые «служит
делу, а не лицам». Он не служит, так как «Служить
бы рад, прислуживаться тошно». В то время невозможно было сделать себе карьеру без протекции, кумовства, подхалимажа. А всё это претит Чацкому.
Век минувший
Эти люди не служат, а проводят время на службе. Фамусов говорит: «Обычай мой такой: подписано – так с плеч долой». Он мечтает, чтобы у него как можно меньше бумаг скапливалось. Подписывая бумаги, он, видимо, даже не обращает внимания, что в них. Для таких людей важно «и награжденья брать, и весело пожить».
Многие делают карьеру нечестными путями. Так, Скалозуб сделал карьеру так: кто-то ушёл в отставку, а кого-то убили, тех, кто не отсиживался в окопах.
Вопрос об отношении к службе стоял ещё во времена классицизма. Классицисты считали необходимой службу государству, то есть монарху, а декабристы ставили на первое место служение Отечеству
Слайд 47Отношение к протекции и покровительству
Век нынешний
Чацкий не понимал в детстве,
зачем Фамусов возил его на поклон к «Нестору негодяев знатных».
Теперь-то он понимает, что без протекции и кумовства в этом обществе не пробиться.
Век минувший
В фамусовском обществе ценят людей не за их личные качества, не за ум, а за умение пробиться. Многие делаю себе карьеру за счёт связей. Так Максим Петрович «был почтенный камергер, с ключом, и сыну ключ сумел доставить». Сам же он окружил себя своими родственниками, считая, «Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, ну как не порадеть родному человечку!..»
Слайд 48Отношение к свободе суждений
Век нынешний
Давая отповедь Мочалину, Чацкий говорит: «Помилуйте,
мы с вами не робяты, зачем же мнения чужие только
святы?»
Век минувший
Молчали говорит:
В мои лета не должно сметь
Своё суждение иметь
Слайд 49Домашнее задание
Выучить один из монологов
Конспект статьи Гончарова «Мильон терзаний»
Слайд 50Семинар.
Анализ монологов действующих лиц
Урок 5.
Слайд 51Монолог
Что такое монолог?
Монолог – это речь одного лица
С какой целью
автор вводит в драматургическое произведение монолог?
В нём герой обнаруживает взгляды,
часто в нём проявляется авторская позиция
Слайд 52Монолог Фамусова. Действие 2 явление 1.
Какова тема монолога?
Восстановите по этому
монологу, как проводит время Фамусов
Как вы понимаете фразу «С ключом,
и сыну ключ сумел доставить»?
Каковы идеалы Фамусова и его жизненные устремления?
Какие черты героя проявились в этом монологе?
Какую цель преследовал автор, включив монолог?
Какое место занимает монолог в композиции пьесы?
Слайд 53Монолог Чацкого.
Действие 2 явление 2.
Результатом чего явился этот монолог
Чацкого?
Каков его пафос?
Какова его тема?
Какие взгляды здесь обнаруживает Чацкий?
Какие пороки
он обличает в этом монологе?
Слайд 54Монолог Чацкого
Действие 3 явление 21
Какова тема этого монолога?
Каков его пафос?
Найдите
хлёсткие, экспрессивные слова и выражения, которые придают монологу остроту и
обличительный пафос
Какова его основная мысль?
Как этот монолог связан с предыдущим действием?
Какую роль он занимает в комедии?
Слайд 55Монолог Репетилова
Действие 4, явление 4
Каких внесценических персонажей упоминает Репетилов?
Каким образом
Грибоедов достигает комичности монолога?
Какие пороки высмеивает в этом монологе автор?
Слайд 56Развязка любовного конфликта
В чём комизм и трагизм этой сцены?
В чём
здесь Грибоедов отходит от канонов классицизма?
Какие качества в этой сцене
обнаруживает Молчалин?
Почему Молчалин не любит Софью?
Какие заветы он получил от отца?
Какие качества в этой сцене проявляет Софья?
Как вы понимаете фразу Чацкого «Молчалины блаженствую на свете?
Слайд 57Развязка обоих конфликтов
Что в этой сцене узнаёт Чацкий?
Проанализируйте последний монолог
Чацкого. На что у него открываются глаза?
Справедливо ли он обвиняет
Софью?
Чем он возмущён, каким качеством Софьи?
Как вы думаете, простит ли Софья Молчалина?
В чём «мильон терзаний» Чацкого?
Каков пафос (чувство) его монолога?
Слайд 58Домашнее задание
Составить характеристики главных действующих лиц:
Скалозуба
Молчалина
Фамусова
Чацкого
По плану:
Кто он такой по
своему социальному положению?
Его предыстория
Как его характеризуют другие персонажи?
Как он сам
себя характеризует в словах и действиях
Что о нём говорит автор в ремарках?
Сделайте выводы о качествах характера