Слайд 1Презентация урока внеклассного чтения по рассказу М. Шолохова «Нахаленок» в
6 классе.
Слайд 2Цели урока:
познавательные:
чтение и комментирование фрагментов рассказов с использованием биографического, историко-литературного,
текстологического комментариев текста;
приобретение навыков исследовательской работы над прозаическим текстом;
формирование представления
об особенностях индивидуального стиля автора;
развивающие:
развитие образного, ассоциативного мышления и языкового чутья;
формирование эстетического вкуса и приобщение к творчеству М.А.Шолохова;
воспитывающие:
воспитание внимания к слову;
развитие любви к произведениям М.А.Шолохова.
Слайд 3Михаил Александрович Шолохов
Русский писатель, прозаик, лауреат Нобелевской премии, депутат, лауреат
Сталинской премии, академик, дважды Герой социалистического труда, сделавший жизнь донского
казачества предметом пристального читательского интереса.
Слайд 4Рассказ «Нахаленок» - один из первых в творческой биографии М.А.
Шолохова. Написанный в 1925 году, он вобрал в себя и
воспоминания писателя о его собственном детстве, и реалии эпохи гражданской войны.
В центре рассказа находится фигура семилетнего мальчика Миши, который «для всей станицы - Мишка и Нахаленок». Герой живет с матерью и дедом в казачьем хуторе, вокруг которого бушует гражданская война.
«Нахаленок»
Слайд 5М. А. Шолохов в своём рассказе «Нахалёнок» сумел запечатлеть годы
гражданской войны на Дону в ярких, запоминающихся чертах; показать, как
время формировало характер Мишки, как семья Мишки, где все так внимательно, любовно относятся друг к другу, открывает мир человеческих отношений.
Надеюсь, вы полюбите маленького Мишку, запомните его так же, как и писателя М. А. Шолохова, который правдиво и интересно рассказал нам о нём.
Слайд 6Конкурс на лучшее выразительное чтение отрывков из рассказа "Нахаленок»
Слайд 7Для отца он - Минька. Для матери - Минюшка. Для
деда - в ласковую минуту - постреленыш, в остальное время,
когда дедовские брови седыми лохмотьями свисают на глаза,- "эй, Михаило Фомич, иди, я тебе уши оболтаю!" А для всех остальных: для соседок-пересудок, для ребятишек, для всей станицы - Мишка и Нахаленок. Мишка собой щуплый, волосы у него с весны были как лепестки цветущего подсолнечника, в июне солнце обожгло их жаром, взлохматило пегими вихрами; щеки, точно воробьиное яйцо, исконопатило веснушками, а нос от солнышка и постоянного купания в пруду облупился, потрескался шелухой. Одним хорош колченогенький Мишка - глазами. Из узеньких прорезей высматривают они, голубые и плутовские, похожие на нерастаявшие крупинки речного льда.
Слайд 8
Снится Мишке, будто дед срезал в саду здоровенную вишневую
хворостину, идет к нему, хворостиной машет, а сам строго так
говорит: - А ну, иди сюда, Михайло Фомич, я те полохану по тем местам, откель ноги растут!.. - За что, дедуня? - спрашивает Мишка. - А за то, что ты в курятнике из гнезда чубатой курицы все яйца покрал и на каруселю отнес, прокатал!.. - Дедуня, я нонешний год не катался на каруселях! - в страхе кричит Мишка. Но дед степенно разгладил бороду да как топнет ногой: - Ложись, постреленыш, и спущай портки!..
Слайд 9Выкупался Мишка в вонючей, застоявшейся воде, обвалялся в песке, нырнул
в последний раз и, чикиляя на одной ноге, натянул штанишки.
Совсем было собрался идти домой, но тут подошел к нему Витька - попов сынок. - Не уходи, Мишка! Давай искупаемся и пойдем к нам играть. Тебе мамочка разрешила приходить к нам. Мишка левой рукой поддернул сползающие штанишки, поправил на плече помочь и нехотя сказал: - Я с тобой не хочу играть. У тебя из ушей воняет дюже!.. Витька ехидно прищурил левый глаз, сказал, стаскивая с костлявых плеч вязаную рубашечку: - Это от золотухи, а ты - мужик, и тебя мать под забором родила!.. - А ты видал? - Я слыхал, как наша кухарка рассказывала мамочке. Мишка разгреб ногой песок и глянул на Витьку сверху вниз: - Брешет твоя мамочка! Зато мой батянька на войне воевал, а твой - кровожад и чужие пироги трескает!.. - Нахаленок!..- кривя губы, крикнул попович.
Слайд 10Как на грех, в калитке свинья застряла. Голова с той
стороны, а сама с этой, ногами в землю упирается, хвостом
крутит и пронзительно визжит. Мишка - выручать: попробовал калитку открыть - свинья хрипеть начинает. Сел на нее верхом, свинья поднатужилась, вывернула калитку, ухнула и - по двору к гумну вскачь. Мишка пятками в бока ее толкает, мчится 1 так, что ветром волосы назад закидывает. У гумна соскочил - глядь, а дед на крыльце стоит и пальцем манит
Слайд 11Только тогда перевел Мишка дух, когда с головой окунулся в
зеленую колючую заросль конопли. Присел на влажную пахучую землю, вытер
с расцарапанной шеи кровь и заплакал; сверху, пробираясь сквозь листья, солнце старалось заглянуть Мишке в глаза, сушило на щеках слезы и ласково, как маманька, целовало его в рыжую вихрастую маковку.
Слайд 12Впереди музыканты дуют в большущие трубы, грохает барабан, звон стоит
над станицей. У Мишки глаза разбежались. Растерянно закружился на одном
месте, потом рванулся и подбежал к музыкантам. В груди что-то сладко защемило, подкатилось к горлу... Глянул Мишка на запыленные веселые лица красноармейцев, на музыкантов, важно надувших щеки, и сразу, как отрубил, решил: "Пойду воевать с ними!.."
Слайд 13Перепела бодро посвистывают где-то в зеленой гущине зреющих хлебов. На
дне балки звенит родниковая вода, ветер тянет прохладой. Мишке страшно
одному в степи, обнимает руками теплую Савраскину шею, жмется к нему маленьким зябким комочком. Балка ползет в гору, спускается, опять ползет в гору. Мишке страшно оглянуться назад, шепчет, стараясь не думать ни о чем. В ушах у него застывает тишина, глаза закрыты.
Слайд 14Конкурс «Устный рассказ»
Составить мини-рассказ, описав скульптуру Нахаленка
Слайд 15Конкурс "ОЖИВШИЕ СТРАНИЦЫ«
Для участия в конкурсе у ребят было домашнее
задание: инсценировать любой отрывок из рассказа М.А. Шолохова «Нахаленок».
Итак, перед
нами ожившие страницы произведения.
Представление драматических способностей ребят.
Вопросы зрителям:
Что вы можете сказать об игре наших актеров?
Назовите героев, которых вы увидели?
Слайд 16Конкурс "КОМУ ПРИНАДЛЕЖАТ ЭТИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ?"
"На тебе штаны с одной помочью,
так нельзя, ты нас осрамишь своим видом!... Беги, пусть тебе
матка пришьет другую, а мы тебя подождем тут: Терещенко поди принеси новому красноармейцу ружье и шинель:"
"Чудак ты, право! Нельзя нам обоим уходить сразу! Вот я вернусь, потом ты пойдешь, а то хлеб поспеет, кто же его будет убирать? Мать по хозяйству, а дед старый:"
«Я тебе зараз всыплю чертей!... Поплюю в кой - какие места, да хворостиной высушу!... Ах ты лихоманец вредный, ты на что ж это свинью объезжаешь»
«- Вот спрошу у дедушки. Коли брешешь - не ходи мимо нашего
двора!»
«- Значит, ты не жалеешь батяньку? Он с дороги уморился,прилег уснуть, а ты крик подымаешь? «
Слайд 171.Чем понравился вам герой рассказа М.Шолохова Мишка?
2.Почему, несмотря на трагическое
время, автор использует юмористические сцены?
3.Что такое «Юмор в произведении»? Работа
с «Толковым словарём», теорию зачитать и записать в тетрадь.
4.Рассмотрим рисунки, которые вы нарисовали и ответим на вопросы:
Кто нарисован? Какой эпизод? Чем привлек вас этот эпизод?
Подведение итогов:
Какое чувство у вас вызвал рассказ М.Шолохова? Понравился ли урок?
Домашнее задание: Написать отзыв об уроке.
Рефлексия: