Слайд 1Уроки доброй волшебницы
Использование фольклора в
в произведениях Галины
Кэптукэ
Слайд 2Автор урока:
Штыкина Ольга Юрьевна, учитель русского языка и литературы
средняя школа-интернат
с. Багдарин
Республика Бурятия
Слайд 3Цели урока
Предметные: научиться анализировать произведения по алгоритму выполнения задачи, определять
идейно-тематическое своеобразие прозаического текста, его художественные особенности
Слайд 4Метапредметные:
Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из художественного произведения,
определять понятия, создавать обобщения.
Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на
вопросы по тексту), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно и в группе.
Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач.
Личностные: формирование навыков аргументации собственного мнения в диалоге со сверстниками.
Слайд 5Воспитательные:
1.Содействовать формированию нравственной позиции учащихся.
2. Воспитывать чувство ответственности, милосердия, сострадания
Слайд 6
.
Задачи урока
Развивать:
потребность в творческой деятельности, в самовыражении через
различные виды работ;
умение самостоятельно подбирать и анализировать материал, прививать
любовь к чтению;
интерес к творчеству писателя.
Слайд 7Тип урока
урок обобщения и систематизации полученных знаний
Слайд 91 группа
Жители Крайнего Севера
Выделанная оленья шкура
Ложка
Чашка с
жиром и фитилём
Обувь северных народов
Белая куропатка
дружба
Слайд 102 группа
Лось
Имя мальчикаиз сказки, которого бабушка оставила в лесу
Кладовая на высоких столбах
Жители Дальнего Востока
силу
Слайд 113 группа
Слова, используемые жителями определенной местности
Лодка северных народов
Лук у
Умусликэна
Обоз из оленьих упряжек
Самка оленя
Гаг
Мох для
оленей
Суслик
Еда из медвежьего жира
добавляет
Слайд 13Правила составления кластера
не бойтесь записывать все, что знаете, все выводы
и идеи;
дайте простор своему воображению;
продолжайте работу, пока позволяет время или
идеи не иссякнут
Слайд 14«Рассказы Чэриктэ»
«Огонь –это жизнь»
«Мой дуг старик Чэриктэ»
«Икэчик – весенний праздник»
«Нужда»
« Медведь предсказывать может»
р
Правила
работы в «шляпах»:
Белая шляпа: выявляем факты, информацию.
Желтая шляпа: отмечаем плюсы, только положительные стороны.
Черная шляпа: выделяем минусы, только отрицательные стороны.
Красная шляпа: рассказываем о своих чувствах, эмоциях.
Зеленая шляпа: предлагаем новые идеи, занимаемся творчеством.
Синяя шляпа: подводим итоги, делаем выводы.
Слайд 16Надев белую шляпу, мы вспомним фабулу сказки «Умусликэн и его
друзья» -последовательное изображение событий в произведении на основе его сюжета
Слайд 17Обратимся к персонажам повести-сказки.
Каждый герой – не статичная
фигура, как и в жизни (не зря ведь жанр произведения
повесть-сказка) это разносторонние лично-
сти, представим себя в желтой шляпе и отметим положительные качества героев
Слайд 18Сказка, которую мы анализируем, волшебная, поэтому присутствие злой силы в
ней – требование жанра. Переодеваем черную шляпу и слушаем о
тех героях, которые в про-изведении противопостав-лены положительным.
Слайд 19А теперь представим себе, что мы
в красной шляпе, обратим
внимание
на эмоциональное восприятие сказки,
поделимся чувства-
ми, эмоциями, которые вы
испытывали,
читая это произведение
Слайд 211 группа
Девица-красавица
Земля-матушка
Диво-дивное
Чудо-чудное
эпитеты
Слайд 222 группа
Багульник упарился
Лучше всех багульник танцует;
Развеселился вереск;
Земля закружилась.
олицетворения
Слайд 23Умусли бежал так быстро, что
носки его ног ударялись о лоб,
а пятки стучали по затылку
Хозяйка реки Аччекай сделала из ноги мост
гипербола
Слайд 24Делаем выводы
Основа всей жизни – природа.
Человек
- защитник её,
и она щедро отплатит
за добро.
Об этом и рассказывается в произведениях эвенкийской писательницы
Слайд 25«…как духи-охранители тайги-природы, нужны ныне писатели из малых народов Севера, такие, как
Галина…»
Алитет Немтушкин
Слайд 26«Корзина идей»
Назовите жанры фольклора, с которыми вы встретились в произведениях
Галины Кэптукэ.
Слайд 27Сказки: «Умусликэн и его друзья», «Сирбут Сирунай», «Синссесин».
Предания: о братьях
медведях, о сестре и брате.
Легенда об эвенкийских родах, об огне.
Пословицы:
нужда придет – нужда и поможет,
не поработаешь – не поешь.
Обычаи: весенний праздник икэчик, почитание медведя, встреча гостей
Слайд 28
Рефлексия
Чем вам понравились произведения Галины Кэптукэ?
В чем же
уроки доброй волшебницы?
Слайд 29Домашнее заданиее
1.Составить кроссворд по рассказам Галины Кэптукэ.
2. Сравните повесть-сказку «Умусликэн
и его друзья» и сказку Р.Киплинга «Маугли»
(проект)
Слайд 30Приложение
Жители Крайнего Севера (долгане)
Выделанная оленья шкура (ровдуга)
Ложка (умкэн)
Чашка с жиром
и фитилём (жирник)
Обувь северных народов (бокари)
Белая куропатка (аскун)
Слайд 31 1. Лось (сохатый)
2.Имя мальчика, которого бабушка оставила в
лесу (Идэ)
3. Кладовая на высоких столбах (лабаз)
4.Жители Дальнего Востока(ульчи)
Слайд 32 1.Слова, используемые жителями определенной местности(диалектизмы)
2. Лодка северных народов
(оморочка)
3.Лук у Умусликэна (бэркэн)
4.Обоз из оленьих упряжек (аргиш)
5.Самка оленя
(важенка)
6.Гаг (лебедь)
7.Мох для оленей(ягель)
8Суслик(евражка)
9.Еда из медвежьего жира(тэкэмун)