Разделы презентаций


В чем смысл жизни? (На основе анализа романа Герой нашего времени М.Ю. Лермонтова) 9-10 класс

Содержание

1836 г. 1837 г. 1837 – 1840 гг.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1В чем
Смысл
Жизни?
На основе анализа романа «Герой нашего времени М.

Ю. Лермонтова

В чемСмысл Жизни?На основе анализа романа «Герой нашего времени М. Ю. Лермонтова

Слайд 31836 г.
1837 г.
1837 – 1840 гг.


1836 г. 1837 г. 1837 – 1840 гг.

Слайд 7
Человек, совершающий
подвиги, необычный по
своей храбрости, доблести,
самоотверженности.
Главное действующее

лицо
литературного произведения.
Человек, воплощающий
в себе черты эпохи, среды.
Тот, кто

привлек к себе
внимание (чаще о том,
кто вызывает восхищение,
подражание, удивление)

Г. А. ПЕЧОРИН: «Неужели мое единственное
назначение на земле – разрушать чужие
надежды?

Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.Главное действующее лицо литературного произведения.Человек, воплощающий в себе черты

Слайд 8Проблемные вопросы:


Почему Печорин не нашел счастья в жизни?
- В чем

его трагическая обреченность?
- В чем смысл жизни (на основе анализа

повестей «Княжна Мери» и «Фаталист»?)
Проблемные вопросы:Почему Печорин не нашел счастья в жизни?- В чем его трагическая обреченность?- В чем смысл жизни

Слайд 9.
ЛИ!


Жизнь пронеслась без явного

следа.
Душа рвалась - кто скажет мне куда?
С какой заране избранною

целью?
Но все мечты, всё буйство первых дней
С их радостью - всё тише, всё ясней
К последнему подходят новоселью.
Так, заверша беспутный свой побег,
С нагих полей летит колючий снег,
Гонимый ранней, буйною метелью,
И, на лесной остановясь глуши,
Сбирается в серебряной тиши
Глубокой и холодною постелью.
А. А. Фет
.ЛИ!      Жизнь пронеслась без явного следа.Душа рвалась - кто скажет мне куда?С

Слайд 10Полемика вокруг романа
Николай I – «отвратительный» роман
Охранительная критика

– нет ничего русского, «порочный» герой списан автором у западноевропейских

романистов
Консервативная критика – клевета на русскую действительность, «весь роман – эпиграмма»
В. Кюхельбекер – «…все-таки жаль, что Лермонтов истратил свой талант на изображение такого существа, как его гадкий Печорин»
В.Г. Белинский – «богатство содержания», «глубокое знание человеческого сердца и современного общества»
В.И. Левин – Печорин может считаться «первым подлинно художественным положительным героем в русском реалистическом романе»




Полемика вокруг романа Николай I – «отвратительный» роман Охранительная критика – нет ничего русского, «порочный» герой списан

Слайд 11
«Для чего я жил, для какой цели я родился?»
И -

идентифицируйте проблему.
Д - доберитесь до её сути.

Е - есть варианты решения.
А - а теперь за работу.
Л - логические выводы.
«Для чего я жил, для какой цели я родился?»И - идентифицируйте проблему. Д - доберитесь до её

Слайд 12ЛИ! «Аналитики»

«Максим Максимыч»
«Бэла»
«Тамань»
«Княжна Мери»
«ЖИЗНЬ»
«ПУТЬ»
«СМЫСЛ»
«ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ»



ЛИ! «Аналитики»«Максим Максимыч»«Бэла»«Тамань»«Княжна Мери»«ЖИЗНЬ»«ПУТЬ»«СМЫСЛ»«ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ»

Слайд 13





1. Жизнь изжить – и других бить, и самому биту

быть. (Русская)
2. Жизнь наскучила, а к смерти не привыкнешь. (Русская)
3. Лучше умереть стоя, чем жить ползая. (Украинская)
4. В голове, словно в аду, ничего не видать. (Украинская)
5. Кто всю жизнь прожил мошенником, вряд ли умрет честным человеком. (Английская)
6. Лучше славная смерть, чем постыдная жизнь (Английская).
7. Тот, кто всем угождал, умер раньше, чем появился на свет (Английская).
8. Тот, кто живет с калеками, и сам хромать научится (Английская).
9. Хочешь, чтобы тебя оценили – умри (Итальянская).
10. Кто боится смерти, тот покойник среди живых (Армянская).
11. Лучше быть царем в аду, чем рабом в раю (Бенгальская).
12. Лучше раньше умереть, чем позже сдохнуть (Еврейская).
13. Только перед смертью человек узнает, что ему надо было делать (Осетинская).
14. И ад, и рай в душе человека (Японская).
1.	Жизнь изжить – и других бить,

Слайд 14Вопросы для обсуждения главы «Княжна Мери» для первой группы


1.Зачем Печорин

добивался любви Мери? Как понять его утверждение: «А что такое

счастье? Насыщенная гордость»? Последователен ли Печорин в соблюдении этой жизненной позиции?
2.Каковы взгляды Печорина на дружбу? Как это проявляется в его отношениях с окружающими людьми? Как Печорина характеризуют его отношения с Вернером и Грушницким?
3.Почему из всех женщин Печорин выделял Веру? Найдите объяснение этому в дневниковых записях от 16 и 23 мая.


Вопросы для обсуждения главы «Княжна Мери» для первой группы1.Зачем Печорин добивался любви Мери? Как понять его утверждение:

Слайд 15
Задания для 2-й группы


1.Прочитайте внутренний монолог Печорина перед дуэлью (запись

от 16 июня). Искренен ли Печорин в этом признании или

он лукавит даже перед самим собой?
2. Почему рассказ о дуэли дается автором в воспоминаниях Печорина (через полтора месяца в крепости N)? Каково поведение Печорина во время дуэли? Что положительного и что отрицательного подчеркивает автор в его образе?
3. Можно ли посочувствовать герою или он достоин осуждения? Как проявляется мастерство Лермонтова в изображении жизни и психологии людей в этом эпизоде?
Задания для 2-й группы1.Прочитайте внутренний монолог Печорина перед дуэлью (запись от 16 июня). Искренен ли Печорин в

Слайд 16Задания для третьей группы




1.Каково отношение к предопределенности в судьбе у

Вулича? у Печорина? у автора? У кого из них оно

неоднозначно и почему?
2.Зачем Лермонтов вводит в повествование мысль о том, что Печорин чувствовал скорую гибель Вулича? Ищет ли Вулич смерти? Ищет ли смерти Печорин? Почему?
3.Как Печорина характеризует его желание испытать судьбу? Какие черты его личности проявляются в сцене захвата пьяного казака?
Задания для третьей группы1.Каково отношение к предопределенности в судьбе у Вулича? у Печорина? у автора? У кого

Слайд 17Задания для четвертой группы




1. К кому из героев относится название

главы? Какой художественный смысл при этом выявляется?
5.Докажите, что глава «Фаталист»

— это философское произведение.
Задания для четвертой группы1. К кому из героев относится название главы? Какой художественный смысл при этом выявляется?5.Докажите,

Слайд 18Печорин и Мери
ПЕРЕМЕНЫ В КНЯЖНЕ


Печорин и МериПЕРЕМЕНЫ В КНЯЖНЕ

Слайд 19Печорин и Вера
Печорин: «За что она меня так

любит, право, не знаю! Тем более, что это одна женщина,

которая меня поняла совершенно, со всеми моими мелкими слабостями, дурными страстями… Неужели зло так привлекательно?»

«При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете – дороже жизни, чести, счастья…»

«Она единственная женщина в мире, которую я не в силах был бы обмануть…»

Вера: «…в твоей природе есть что-то особенное, тебе одному свойственное, что-то гордое и таинственное; в твоем голосе … есть власть непобедимая; никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым; ни в ком зло не бывает так привлекательно; ничей взор не обещает столько блаженства; никто не умеет лучше пользоваться своими преимуществами, и никто не может быть так истинно несчастлив, как ты, потому что никто столько не старается уверить себя в противном…»




Печорин и Вера  Печорин: «За что она меня так любит, право, не знаю! Тем более, что

Слайд 20Вулич и Печорин
игрок, постоянно испытывает судьбу
ищет власти над

судьбой
«Каждому из нас назначена роковая минута»
не верит в

высшую силу, которая управляет движениями людей
« Я люблю сомневаться во всем <…> всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится – а смерти не минуешь!»



Вулич и Печорин игрок, постоянно испытывает судьбу ищет власти над судьбой «Каждому из нас назначена роковая минута»

Слайд 21«Фаталист»
Тема судьбы и воли человека
«И если точно

есть предопределение, то зачем же нам дана воля, рассудок? почему

мы должны давать отчет в наших поступках?»

« А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимающей сердце при мысли о неизбежном конце, мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению…»

Печорин

Наличие у человека веры и цели

Отсутствие у человека веры в судьбу, в себя

Сила

Слабость



«Фаталист»Тема судьбы и воли человека   «И если точно есть предопределение, то зачем же нам дана

Слайд 22«Во мне два человека: один живёт в полном смысле этого

слова, другой мыслит и судит его". "У меня врождённая страсть

противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку».


«Во мне два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его

Слайд 24
Составьте синквейн по теме «Смысл жизни»:
1 строка – тема

или предмет (1 существительное)
2 строка – описание предмета (2 прилагательных)
3

строка – описание действия (2 глагола)
4 строка - фраза, выражающая отношение к предмету
5 строка – синонимы, расширяющий или обобщающий смысл темы или предмета (1 слово)

1 строка – ключевое слово/слова в формулировке проблемы
2 строка – на основе чего автор раскрывает суть проблемы (словосочетание)
3 строка – предложение, отражающее авторскую позицию
4 строка – название литературного произведения с указанием автора
5 строка – вид искусства, на основе которого будет построен аргумент 2
6 строка – цитата с обобщающим смыслом

ИЛИ

Составьте синквейн по теме «Смысл жизни»:1 строка – тема или предмет (1 существительное)2 строка – описание

Слайд 25
ЭССЕ : «Как смысл жизни отражается в характере человека и

его поступках?»



ЭССЕ : «Как смысл жизни отражается в характере человека и его поступках?»

Слайд 26




Домашнее задание:
1. Изменилось ли во мне что-то после прочтения романа «Герой

нашего времени»?
2.* Напишите сочинение-рассуждение, продолжив фразу: «По-моему, смысл жизни заключается

в …»
Домашнее задание:1.	Изменилось ли во мне что-то после прочтения романа «Герой нашего времени»?2.* Напишите сочинение-рассуждение, продолжив фразу: «По-моему,

Слайд 27




Благодарю за сотрудничество!

Благодарю за сотрудничество!

Слайд 28




Использованные ресурсы:
1. Алабугина Ю.В. Школьный толковый словарь русского языка: более

5000 слов. – М.: Астрель, 2012.
2. Белинский В. Г. Критическая

статья «Герой нашего времени»
3. Вагина С. Г., Гливинская О. В., Михайлюк Я. В.. Реализация метапредметного подхода в преподавании гуманитарного цикла предметов в общеобразовательной школе
4. Даль В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. – М.: Эксмо, 2012.
5. Толковый словарь русского языка. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008.
6. Золотая коллекция пословиц и поговорок/сост. Т. В. Скиба. – Ростов н/Д: Владос, 2011.
7. Лермонтов М. Ю. Герой нашего времени. –М.: «Мартин», 2012
8. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. – 4-е изд. – М.: Азбуковник, 2010.
9. Шевырёв С. А. О романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», критическая статья.

Использованные ресурсы:1. Алабугина Ю.В. Школьный толковый словарь русского языка: более 5000 слов. – М.: Астрель, 2012.2. Белинский

Слайд 29Контактная информация
ЧУХРАЙ ЕВГЕНИЯ ВАЛЕРЬЕВНА
учитель русского языка и литературы
МКОУ СОШ №

5 г. Михайловска
Тел.: 8-988-749-50-61
E-mail: chuhray888@mail.ru

Контактная информацияЧУХРАЙ ЕВГЕНИЯ ВАЛЕРЬЕВНАучитель русского языка и литературыМКОУ СОШ № 5 г. МихайловскаТел.: 8-988-749-50-61E-mail: chuhray888@mail.ru

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика