Слайд 1ЧТО ЕСТЬ КРАСОТА? Наталья Ростова
и Княжна Марья
В романе
Л.Н. Толстого
“Война и мир”
Подготовила учитель русского языка и литературы
Серёгина О.К.
Слайд 2Вступление
Л. Н. Толстой в романе- эпопее « Война и мир»
уделяет большое внимание вопросу « Что есть красота?»
Писатель раскрывает глубокий
смысл этого понятия, говоря о том, что красота душевная (внутренняя) во многом преобладает над пустой внешней красотой.
…Что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Н.Заболоцкий
Слайд 3Любимые героини Л.Н. Толстого
Княжна Марья
Наташа Ростова
Слайд 4Наташа Ростова
Эмоциональная, очаровательная, полная жизни и движения Наташа сразу
выделяется среди сдержанных, благовоспитанных девушек-дворянок.
Наташа не была красива. Она может
быть прекрасной, а может быть уродливой, – все зависит от ее душевного состояния.
Слайд 5Впервые она предстает в романе тринадцатилетней черноглазой некрасивой, но живой
девочкой, которая, раскрасневшись от быстрого бега, буквально врывается в гостиную,
где взрослые ведут скучный разговор.
Слайд 6Л.Н.Тослтой о Наташе Ростовой:
«…постоянно горел внутренний огонь и отблески этого
огня сообщали ее внешности нечто лучшее, нежели красота…»
Слайд 7Душевная красота Наташи, ее жизнелюбие, жажда жизни распространяются на близких
и родных ей людей: Петю, Соню, Бориса, Николая.
В любой ситуации
она предельно искренна и естественна, в ней нет ни тени притворства, лицемерия и кокетства.
Развитию этих качеств героини способствует атмосфера дома Ростовых, полная любви, уважения, терпения и взаимопонимания.
Слайд 8После охоты, в гостях у дядюшки. Наташа,
услышав игру русской
балалайки пустилась
в пляс. Ритмичные звуки народного
инструмента пробудили в юной
барышне
нотки простодушия и открытости.
Слайд 9Наташа Ростова – романтичная натура,
обладающая прекрасным голосом.
Она в гармонии
с собой, умеет
видеть красоту природы.
Очарование лунной ночи вызывает
в ней чувство восторга, которое буквально переполняет ее: «Ах, какая прелесть! Да проснись же, Соня, – сказала она почти со слезами в голосе. – Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало».
Слайд 10Одной из главных черт характера Наташи является влюбчивость. На своем
первом в жизни взрослом балу она, войдя в зал, почувствовала
себя влюбленной во всех.
Слайд 11Боязнь, что в тот чудесный вечер на балу, ей не
придётся потанцевать, раскрывает Наташу как натуру впечатлительную, живую.
Во время танца
с Андреем Болконским она
поняла, что влюбилась в него по- настоящему.
Он был не такой как все. Умный, красивый, а
самое главное, для молодой Наташи, умеющий танцевать.
После встречи с Наташей, Андрей открывает в себе новые чувства. Так давно забытые- любовь
и заботу. Князь снова начинает жить, получив второе дыхание.
Слайд 12Марья Болконская – обладательница живого ума.
Образ княжны Марьи отличается особенной
привлекательностью.
В портрете Марьи Болконской, предельно лаконичном, запоминаются ее лучистые глаза,
которые делали лицо княжны прекрасным в минуты сильного душевного подъема.
Слайд 13Воспитанием княжны Марьи занимался отец – гордый и самодовольный человек
с трудным характером. Стоит вспомнить об уроках математики, которой он
не столько обучал, сколько мучил свою дочь. Княжна Марья унаследовала его скрытность, сдержанность в выражении собственных чувств и врожденное благородство.
Слайд 14В кроткой княжне Марье смирение и сдержанность сочетаются с жаждой
простого человеческого счастья. Не имея возможности познать радости жизни, она
находит радость и утешение в религии и общении с божьими людьми.
Слайд 15Княжна Марья внимательна. Распознаёт в детях их уникальность и ум.
Она очень любит своего маленького племянника Николеньку, как родного сына,
воспитывает его.
Слайд 16Общие черты
Марья Болконская и Наташа Ростова – патриотки, чистые и
честные натуры, способные на глубокие и сильные чувства.
Обе героини посвящают
себя мужьям и детям, отдавая все свои душевные и физические силы воспитанию детей и созданию домашнего уюта. И Наташа (теперь Безухова), и Марья (Ростова) счастливы в семейной жизни, счастливы счастьем своих детей и любимых мужей. Толстой подчеркивает красоту своих героинь в новом для них качестве – любящей жены и нежной матери.
Слайд 17Патриотизм героинь
Наташа близко к сердцу приняла бедствие, которое обрушилось на
Россию с приходом Наполеона. Она совершила подлинно патриотический поступок, заставив
сбросить с подвод имущество и отдать эти подводы под раненых.
Компаньонка- француженка предложила княжне Болконской, оказавшейся в трудном положении, обратиться за помощью к французам. Княжна Марья посчитала это предложение оскорблением ее патриотических чувств, перестала общаться с мадемуазель Бурьен и выехала из имения Богучарово.
Наташа
марья
Слайд 18Героини женственны. Находят своё счастье в семье, заботе о муже
и детях. Кроме кровного родства они породнились и душевно, став
подругами.
Слайд 19Элен Курагина
Кн. Марья
Наташа Ростова
Слайд 20За внешней блистательностью этой героини скрывается злое и безнравственное существо.
На глазах читателей Элен последовательно совершает несколько предательств. Как и
все представители семьи Курагиных, она живет по неизменному закону исполнения личных желаний и не признает никаких моральных норм. Элен выходит замуж за Пьера только с целью обогащения. Она открыто изменяет мужу, не видя в этом ничего постыдного и противоестественного. Она не хочет иметь детей, потому что семья для нее ничего не значит. Следствием ее интриг в свете становится смерть.
В образе Элен воплотились внешняя красота и внутренняя пустота.
Вся её внешность однообразна. «неизменяющаяся улыбка», « античная красота тела»
Элен Курагина
Слайд 21Глаза,как зеркало души…
У княжны Марьи глаза «большие, глубокие», «всегда грустные»,
«привлекательнее красоты».
Глаза Наташи «оживленные», «прекрасные», «смеющиеся», «внимательные», «добрые».
И у
Наташи, и у Марьи глаза являются отражением их внутреннего мира.
Слайд 22Залючение
Л.Н. Толстой в романе-эпопее « Война и мир» показывает красоту
как нечто другое, чем потрясающая внешность.
Гармония с собой, способность жертвовать
собой ради других, богатство внутреннего мира- вот, по-моему, что есть красота в «Войне и мире».