Слайд 2ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЕМ? (РОЛЬ АНТРОПОНИМОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ НАСЛЕДИИ
В.М.ШУКШИНА)
Работу выполнила
Степанова Гаплина Иосифовна,
МОУ «Лицей №8 города Новоалтайска
Алтайского края»
Слайд 3АКТУАЛЬНОСТЬ
Неугасающий интерес к творчеству В.М.Шукшина;
произведения писателя остаются фактом духовной жизни
новой эпохи, сохраняют свою эстетическую ценность, обнаруживает неисчерпаемый нравственно-философский потенциал;
необходимы
исследования нетрадиционных методов и подходов к изучению творческого наследия и личности писателя;
2009 год на Алтае назван именем В.М.Шукшина.
Слайд 4ЦЕЛЬ:
проникнуть в творческий процесс отбора антропонимов и
доказать их связь с идейно-художественными и эстетическими установками писателя
Слайд 5ЗАДАЧИ:
проанализировать творчество Шукшина как единый текст, представляющий собой метатекст, по
отношению к отдельным произведениям писателя;
в качестве основополагающих моментов шукшинской модели
социума выявить функции имен собственных в шукшинских произведениях;
определить значение противопоставления имен «чудиков» и «античудиков» в шукшинской картине мира и моделирующий потенциал данной оппозиции в художественном мире писателя
Слайд 6Объект: литературное творчество Шукшина
Предмет: антропоним в художественном мире писателя
Практическая ценность
работы: возможность использования в учебном процессе, при подготовке общих и
специальных лекционных курсов по творчеству Шукшина, в работе спецсеминаров
Методологическая база: труды представителей краевого музея истории литературы, искусства и культуры Алтая: И.А. Воробьевой, Л.И.Василевской, Л.П. Епифанова и др.
Слайд 7ГИПОТЕЗА
Предположим, что в произведениях художественной литературы свои имена,
отчества, фамилии и прозвища персонажи получают в зависимости от общего
замысла и той функции, которой каждый из них наделен автором. Данная гипотеза содержит предположение о том, что в именах действующих лиц заложены в скрытой форме разнообразные значения, которые раскрываются только в процессе анализа структуры произведения. Гипотеза не является противоречивой и доказуема
Слайд 8СТРУКТУРА РАБОТЫ:
Введение
Глава первая: «Способы и приемы номинации в творчестве Шукшина
В.М.»
Глава вторая: «Роль канонических имен в произведениях Шукшина В.М.»
Глава третья:
«Разговорно-просторечные варианты имен, отчеств, фамилий персонажей В.М. Шукшина»
Заключение
Слайд 9Содержание работы:
Введение
Обоснование актуальности, методология анализа, выбор аспекта, характеристика
целей и задач, структура работы
Слайд 10Глава первая: «Способы и приемы номинации в творчестве Шукшина В.М.»
Рассмотрение
способов и приемов номинации персонажей как средство выделения героя из
числа других действующих лиц
Слайд 11Глава вторая: «Роль канонических имен в произведениях Шукшина В.М.»
Наблюдения над
составом русских канонических имен в произведениях Шукшина и выявление их
функции в идейно-художественном замысле автора
Слайд 12Глава третья: «Разговорно-просторечные варианты имен, отчеств и фамилий персонажей В.М.
Шукшина»
Использование разговорно-просторечных номинаций и номинации ролевого типа как средства идентификации
персонажа
Слайд 13ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Антропонимы в произведениях Шукшина оказываются функционально значимыми:
они определяются
повторяемостью этих имен в реальной жизни, которую отобразил писатель;
канонические христианские
имена в наибольшей степени распространены в деревне;
через антропонимы автор выражает свое отношение к героям;
способы идентификации персонажа являются аспектом социальной маркированности форм;
вопросы номинации персонажа в произведении зависят от особенностей и динамики развития организующей их ситуации