Слайд 3Веркола… Всё, вышедшее из-под пера Фёдора Абрамова, и всё, оставшееся
не реализованным, было связано с нею. Как для Владимира Солоухина
Россия начинается с Олепина, как для Василия Белова понятие родины связано с Тимохиной, как для Виктора Астафьева без деревни Овсянки немыслима Сибирь да и Земля в целом, как все помыслы Василия Шукшина, все свершения были замкнуты на Сростки, так и для Фёдора Абрамова Веркола была магической «каплей росы», отразившей беды, горечи, трагедии, радости, обретения и потери русской деревни, крестьянства, родного народа.
Слайд 4Назовите место рождения Фёдора Абрамова?
А ) Тимохино;
Б) Овсянкино;
В) Олепино;
Г )
Веркола;
Слайд 5 Родился Федор Александрович Абрамов 29 февраля 1920 года
в далекой северной деревне Веркола Пинежского уезда Архангельской губернии, отгороженной
от города бескрайними лесами, болотами, озерами. Только в 18 лет будущий писатель увидел город, железную дорогу, поезд, трамвай, театр.
Слайд 6Ф.Абрамов среди одноклассников -
учеников 5 класса Карпогорской школы 1933г.
Слайд 7 Детство и юность были нелегкими. Большая многодетная, рано
осиротевшая семья (отец умер, когда мальчику не было и двух
лет). Спасали - трудолюбивая мать, взаимопомощь братьев и сестер, неутомимый крестьянский труд с его тяготами и радостями. А душу формировали суровая требовательная мать и особенно - добрейшая, набожная тетушка Иринья, которая за гроши обшивала всю деревню и вносила в каждый дом свет любви и благочестия. От неё получил Абрамов "первые уроки доброты, сердечности, первые нравственные уроки".
Навсегда поразил мальчика и местный святой - отрок Артемий Праведный, убитый молнией в двенадцать лет, известный своим благочестием, кротостью, трудолюбием. После обретения его нетленных мощей был создан Веркольский монастырь (17 век).
Поначалу Федор Абрамов хотел во всем походить на отрока Артемия. Но жизнь складывалась иначе. Школьные годы (учеба в Веркольской начальной школе, а затем в средней школе Карпогор), комсомольская юность заглушили на время детские устремления. Появились иные мечты, иные кумиры, иные идеалы.
Слайд 8На кого хотел походить Фёдор Абрамов в детские годы?
А) на
тётушку Иринью;
Б) на отрока Артемия;
В) на отца Александра Степановича;
Слайд 9Ф.Абрамов - студент 1 курса
ЛГУ. Ленинград, 1938г.
Слайд 10 С отличием окончив школу, он поступает на филологический
факультет Ленинградского университета. В первые же дни Великой Отечественной войны
ушел добровольцем в народное ополчение защищать Ленинград. Был дважды тяжело ранен, второй раз чудом избежал гибели. Чудом уцелел в блокадном госпитале и при переправе по Дороге жизни через Ладогу.
Слайд 11Весной 1942 года он возвращается на родное Пинежье, где ему
открылась ещё одна народная трагедия - "бабья, подростковая и стариковская
война в тылу", где голодные, разутые дети, бабы и старики взвалили на себя всю мужскую работу - в поле, в лесу, на сплаве. Эти впечатления легли в основу романа …………..(1958). Но ещё пятнадцать лет шёл Абрамов к своему первенцу.
О каком романе идёт речь?
А) «Братья и сёстры»;
Б) «Две зимы и три лета»;
В) «Пути-перепутья»;
Слайд 13 А на родине Абрамова не печатали пять лет. Но
сломить писателя не удалось. В эти годы он работал над
вторым романом тетралогии - "Две зимы и три лета".
Роман долго и трудно выходил в печать. Отклоненный по цензурным соображениям журналом "Звезда", он после долгих сражений в московской цензуре был опубликован в "Новом мире" (1968).
Действие романа происходит в послевоенные годы (1947 - 1948), но по-прежнему царят голодные дни, займы, налоги, лесозаготовки, труд на земле за "пустопорожний трудодень".
День Победы, подписка на заем и свадьба Лизы - центральные главы романа, где опять сливаются воедино радость и горе, смех, песни и слезы. Исчезает былое единодушие сельчан, исчезает трудовой энтузиазм; каждый пытается выжить на особицу, приспособиться к новым горьким условиям.
Третий роман - "Пути-перепутья" (1973) - не разрешает трудных вопросов, а умножает и заостряет их. Это, пожалуй, самый социально острый и публицистически страстный роман Абрамова. Почему царит нищета и бесхозяйственность? Почему крестьянин, кормящий страну, сам остается без хлеба и молока? Кто подлинный хозяин в стране? Народ и власть. Экономика, политика, человек. Совесть, долг, самосознание и фанатизм, демагогия, приспособленчество, цинизм, трагедия народа, страны, личности - вот круг жгучих проблем, поставленных в романе, над решением которых мы бьемся ещё и сегодня.
Слайд 14 "Дом" - лучшая книга Абрамова, взывающая и сегодня к нашей
совести, уму, к соразмышлению о жизни страны и каждого из
нас, к поискам путей праведной, достойной жизни.
События в романе происходят в 1972 году, через двадцать лет после ареста Лукашина. Отстроилось, обновилось Пекашино, техника пришла на поля, лучше, зажиточнее стали жить люди, и Михаил появляется как довольный хозяин в своем новом доме. Но лучше ли стали люди при материальном достатке? Даже в семье Пряслиных распалось былое братство: Михаил отрекся от Лизы, Татьяна живет в столице и редко вспоминает родных, Федор кочует по трудовым колониям и тюрьмам, Петр не покидает больного Григория, но связан с ним не сердцем, а оковами долга. И только Лиза верна прежним устоям, она остается хранительницей пряслинской совести, родного очага. Но и она не в силах уберечь от гибели завещанный ей ставровский дом.
Судьбы Ставровского дома, Михаила и Лизы - центральные в книге. А рядом - десятки других домов и судеб. В домах по-разному живут, дома строят и разрушают, о них спорят. Разнолики дома, разноголосы люди. Дела и поступки персонажей выверяются именно домом - большим и малым, духовным и материальным, который мы создаем на земле и в душах наших.
Народ и Россия - на распутье и в выборе жилья, и в уровне достатка, и в выборе жизненных ценностей, духовных ориентиров - идей и идеалов. Ни в одном другом романе Абрамова не было такого философского накала, столько рвущихся к истине героев, которые спорят о домах, о душах, о смысле жизни. Не фабульно-событийный сюжет организует повествование, а боль и думы автора о России, народе, человеке.
Русский народ… Русский характер… Русская женщина - сквозные темы русской литературы. Они главенствуют и в романе "Дом", где представлены разнообразные характеры от романтика-революционера Калины Дунаева до жизнелюбивого эгоистичного Егорши.
Слайд 15Назовите годы работы над романом «Дом»:
А) 1950- 1958;
Б) 1960- 1968;
В)
1968 – 1972;
Г) 1973 – 1978;
Слайд 16 Лучшие повести: "Вокруг да около" (1963), "Пелагея"
(1969), "Алька" (1972), "Деревянные кони" (1970), "Мамониха" (1980), неопубликованная при
жизни "Поездка в прошлое", незавершенная повесть "Кто он?". В названных повестях, как и в рассказах, предстают талантливые русские люди, труженики, взыскующие правды и справедливости, страдающие и нередко погибающие под гнетом суровой действительности и собственных заблуждений, но и прозревающие, находящие ответы на трудные вопросы времени, постигающие смысл бытия, свою ответственность за всё происходящее. Таков председатель колхоза Ананий Егорович ("Вокруг да около"), обретающий мужество поступить по совести и выдать колхозникам тридцать процентов от убранного сена.
В смятении ума и сердца пребывает Клавдий Иванович ("Мамониха"), ощутивший свою вину за погибающую опустевшую деревню, где торжествует бездушный механизатор Геха-маз.
А каким предсмертным светом озаряется душа Пелагеи, великой труженицы, но всю жизнь мечтавшей быть в компании с "хорошими людьми".
Но над всеми возвышается любимая героиня Абрамова - Милентьевна ("Деревянные кони") - "безвестная, но великая в своих деяниях старая крестьянка из северной лесной глухомани". Она поражает и заражает автора-повествователя (а с ним и читателей) своей неизбывной добротой, жизнью-служением, верностью данному слову.
Слайд 17Назовите произведение, которое не писал Фёдор Абрамов:
А) «Пелагея»;
Б) «Алька»;
В) «Васюткино
озеро»;
Г) «Деревянные кони»;
Слайд 21 Умер Федор Абрамов 14 мая 1983 г. Похоронен
в родном селе Верколе. Но память о писателе не угасла.
Голос его звучит и сегодня в переиздаваемых книгах, в статьях и монографиях о нём. Неоднократно проводились вечера памяти в Санкт-Петербурге, Москве, Архангельске, Верколе, Мариуполе, Кирове.
Слайд 23Презентацию составила
ученица 8 класса МОУ «СОШ №17»
Кобелева Анна
Архангельская область город Котлас.