Разделы презентаций


Внеклассное чтение Сияньем строк воспетая природа (Русская природа в лирике А.С. Пушкина)

Содержание

Цели: расширить знание учащихся по теме; обучать выразительному чтению; развивать в детях чувство прекрасного, формировать способность

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Тема урока: Внеклассное чтение «Сияньем строк воспетая природа» (Русская природа

в лирике А.С. Пушкина).
Учитель: Ветрова Е. П.
МБОУ СОШ №1

р.п. Сосновка Тамбовская область
Тема урока: Внеклассное чтение «Сияньем строк воспетая природа» (Русская природа в лирике А.С. Пушкина). Учитель: Ветрова Е.

Слайд 2Цели: расширить знание учащихся по теме; обучать

выразительному чтению; развивать в детях

чувство
прекрасного, формировать способность к сопереживанию;
пробуждать эмоциональную отзывчивость; учить
осмысливать поэтические тексты; воспитывать любовь к
поэзии; обогащать духовный мир учащихся; учить
почитать великого Пушкина, его поэтический подвиг.

Оборудование:
выставка «Пушкин – наше всё!»; выставка детских
рисунков; стенд «Он – наш поэт, он – наша слава»;
слайды репродукций русских художников с
изображением природы; музыкальное оформление –
цикл «Времена года» П.И. Чайковского.

Цели: расширить знание учащихся по теме; обучать         выразительному чтению;

Слайд 3Рисунки учащихся

Рисунки учащихся

Слайд 4Вступительное слово учителя
В эти светлые дни осени мы вновь обращаемся

к поэзии А.С. Пушкина. Тема нашего урока: «Сияньем строк воспетая

природа». Мы будем говорить о лирике природы в творчестве Пушкина. На сегодняшнем уроке попытаемся составить пушкинский календарь природы, состоится его презентация.
Ребята, мир природы входит в наши души с момента появления на свет, вызывая изумление и восторг. С годами мы осмысленнее воспринимаем природу. От того, насколько мы глубоко способны видеть и чувствовать окружающую красоту, зависит нравственный облик каждого из нас, богатство нашей души, нашего внутреннего мира.
Неповторимую прелесть родной природы открывает нам пушкинская поэзия. Своей щедрой, впечатлительной душой поэт показал в своих стихах блистательный каскад картин времен года, весь календарь русской природы: утреннюю свежесть весны, сочность красного лета, очарование осени, великолепные снежные панорамы зимы. В его стихах, мы уже видели ранее, нам открывается волшебный загадочный мир, который уводит нас в сказочную страну пейзажей. Давайте вместе с вами перевернем странички пушкинского календаря природы и внимательно прислушаемся к каждой.
Вступительное слово учителяВ эти светлые дни осени мы вновь обращаемся к поэзии А.С. Пушкина. Тема нашего урока:

Слайд 5Итак, 1 страница – зима.
(Фоном звучит мелодия П.И Чайковского из

цикла «Времена года» «Святки». Демонстрируется репродукция картины К. Юона «Русская

зима. Лигачево»).
Зима... Ни одно время года так не волшебно, как зима. Она околдовывает всех. Вот как она появляется у А.С. Пушкина, холодная, спокойная, величественная.

Чтец:
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами,
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла с пухлой пеленою.
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
Итак, 1 страница – зима.(Фоном звучит мелодия П.И Чайковского из цикла «Времена года» «Святки». Демонстрируется репродукция картины

Слайд 6Учитель:
Пушкину случалось много ездить по России. Он любил быть в

дороге. Особенно милы были его душе зимние дороги. Находясь в

Михайловском, поэт часто ездил к своим друзьям в Тригорское.
(Фоном звучит мелодия П.И Чайковского из цикла «Времена года» «На тройке». Демонстрируется зимний пейзаж )(слайд).
Холмистые снежные просторы, гладко укатанная дорога, по которой бойко бегут продрогшие лошади, мерное поскрипывание полозьев, однообразное позвякивание колокольчиков... Всё это навевало на поэта особое настроение.

Чтец:
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной,
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Упоительно гремит...
Учитель:Пушкину случалось много ездить по России. Он любил быть в дороге. Особенно милы были его душе зимние

Слайд 7Учитель:
Зимой всегда темнеет рано. Частенько на дороге

воет метель. В комнате тепло, потрескивает затопленная няней печка. Арина

Родионовна прядет пряжу. Пушкин прислушивается, что делается там, в открытом снежном поле. И видит, и слышит то, что до него никто не видел и не слышал.
(Фоном звучит мелодия П.И Чайковского из цикла «Времена года» «У камелька». Демонстрируется фото «Дом поэта в Михайловском», репродукции Непринцева «Пушкин и няня», «Пушкин в Михайловском»).

Чтец:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То, как зверь, она завоет,
То, заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашуршит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко постучит...
Учитель:   Зимой всегда темнеет рано. Частенько на дороге воет метель. В комнате тепло, потрескивает затопленная

Слайд 8Учитель:
Но природа неповторима в своей изменчивости. Наступает

утро – и нет следа вчерашней непогоды.
(Фоном звучит мелодия П.И

Чайковского из цикла «Времена года» «Масленица». Демонстрируется зимний пейзаж).

Чтец:
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь друг прелестный –
Пора, красавица, проснись:
Открой, сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче... погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит...
Учитель:   Но природа неповторима в своей изменчивости. Наступает утро – и нет следа вчерашней непогоды.(Фоном

Слайд 9Учитель:
Знакомы вам пушкинские зимние пейзажи? Какой вы

увидели зиму поэта?
(Учащиеся отмечают красоту русской зимы,

ее изменчивость, прелесть, необычность привычных картин, бодрость, свежесть, исходящую от его стихов).
(Демонстрируется репродукция картины И. Левитана «Март», звучит мелодия П.И. Чайковского «Песня жаворонка» из цикла «Времена года»).
Учитель:   Знакомы вам пушкинские зимние пейзажи? Какой вы увидели зиму поэта?   (Учащиеся отмечают

Слайд 10Учитель:
Переворачиваем страничку пушкинского календаря и слышим

песню жаворонка. Песня светлая, мелодичная. Вместе с музыкой вдыхаем свежий

аромат весны, чувствуем удивительное весеннее солнце. Воздух прозрачный, чистый...
Я наслаждаюсь дуновеньем
В лицо мне веющей весны
На лоне сельской тишины!

Но Пушкин с откровением говорит о весне
...я не люблю весны;
Скучна мне оттепель, вонь, грязь – весной я болен.
Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.
Суровою зимой я более доволен.

И в то же время называет весну порой любви
Весна, весна, пора любви,
Как тяжко мне твое явленье,
Какое томное волненье
В моей душе, в моей крови...
(Демонстрируются весенние пейзажи: Щербаков «Вешние воды», Остроухов «Первая зелень», звучит музыка П.И. Чайковского из цикла «Времена года» «Апрель», «Подснежник»).
Учитель:    Переворачиваем страничку пушкинского календаря и слышим песню жаворонка. Песня светлая, мелодичная. Вместе с

Слайд 11Учитель:
Поэт воспевает русские весны так:

Чтец:
Гонимы вешними лучами,
С

окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь

сон встречает утро года;
Синея блещут небеса.
Еще прозрачные леса
Как будто пухом зеленеют
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют,
Стада шумят...
Учитель:   Поэт воспевает русские весны так:Чтец:Гонимы вешними лучами,С окрестных гор уже снегаСбежали мутными ручьямиНа потопленные

Слайд 12Учитель:
Какие ассоциации вызывают у вас эти строки?

Звучит

ответ детей:
Это стихотворение – своеобразная симфония природе,

весеннее мозаичное полотно. Мы слышим говор ручьев, пьянящий запах цветов, видим нежность первых березовых листочков.

Учитель:
Когда мы находимся среди природы, когда душа наполняется неизъяснимым чувством восторга, благовения и счастья, на память нам приходят красивые и простые слова Пушкина, они помогают нам глубже почувствовать красоту природы, ее очарование.
Вблизи ручей шумит и скачет,
И мчится в влажных берегах,
И светлый ток с досадой прячет
В соседних рощах и лугах...
Учитель:Какие ассоциации вызывают у вас эти строки?   Звучит ответ детей:   Это стихотворение –

Слайд 13(Фоном звучит мелодия П.И Чайковского из цикла «Времена года» «Белые

ночи». Демонстрируются пейзажи Михайловского «Разлив на Сороти», «Сороть голубая»).







Учитель:
Есть на

нашей земле заповедный уголок, который вдохновлял поэта на создание прекрасных стихотворений о природе – это Михайловское, родовое имение предков поэта в Псковской губернии. У подножия Михайловского холма течет тихоструйная речушка Сороть, за ней колышутся травы широких заливных лугов, правее синяя гладь озера Кучане.
Пушкин любил эту землю. Он ходил по лесу без сюртука, в рубашке, часто на босу ногу, в ветер, и дождь, и прохладу. Он видел, что в природе все безгранично, и краса ее вечна.
О Михайловском Пушкин пишет:
Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
Где льется дней моих невидимый поток
На лоне счастья и забвенья...
(Фоном звучит мелодия П.И Чайковского из цикла «Времена года» «Белые ночи». Демонстрируются пейзажи Михайловского «Разлив на Сороти»,

Слайд 14(Демонстрируются летние пейзажи Михайловского)
Лето в Михайловском зеленое, цветное, полное запахов,

неповторимых, волнующих. Чудо, когда цветет белый клевер и поспевает земляника.

Тогда плывут по лесам густые волны сладких запахов, даже кружится голова. Запахи цветов, запахи сохнущего сена.
На полях буйство красок. А утром в розовых туманах березы купаются и кони на лугах, словно плывут в этих туманах. Ну как поэту не влюбиться в такую землю?
Природа Михайловского вдохновляла на создание многих лирических произведений. Но лето, как время года поэт не любил.
Ох, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи,
Ты, все душевные способности губя
Нас мучишь; как поля,
Мы страждем от засухи.
Так и хочется улыбнуться на эти строки и согласиться с поэтом.
(Демонстрируются летние пейзажи Михайловского)Лето в Михайловском зеленое, цветное, полное запахов, неповторимых, волнующих. Чудо, когда цветет белый клевер

Слайд 15Пушкин запечатлел летние пейзажи Михайловского под своим пером.
(Демонстрируется летний пейзаж

Ромадина «Лето», звучит музыка П.И. Чайковского из цикла «Времена года»

«Песня косаря»).

Чтец:
...Как юный день сияет гордо, ясно!
Светлеет все; друг друга перегнав,
Журчат ручьи, блестят брега безмолвны,
Еще роса над свежей муравой;
Златых озер недвижно дремлют волны.
Друзья мои! возьмите посох свой...

Чтец:
Меж гор, лежащих полукругом,
Пойдем туда, где ручеек,
Виясь, бежит зеленым лугом
К реке сквозь липовый лесок.
Пушкин запечатлел летние пейзажи Михайловского под своим пером.(Демонстрируется летний пейзаж Ромадина «Лето», звучит музыка П.И. Чайковского из

Слайд 16Учитель:
Поэт любил бродить тихими берегами Сороти, любил бывать у «пруда

под ивами», долго смотреть на его спокойные воды.
(Демонстрируется репродукция картины

В. А. Серова «Заросший пруд», звучит музыка П.И. Чайковского из цикла «Времена года» «Баркаролла»).










...Люблю сей темный сад
С его прохладой и цветами,
Сей луг, уставленный душистыми скирдами,
Где светлые ручьи в кустарниках шумят.

А после прогулки иногда Пушкин любил рисовать пейзажи или отдельные деревья: сосны, тополя, дубы, ели или придорожные кусты.
Учитель:Поэт любил бродить тихими берегами Сороти, любил бывать у «пруда под ивами», долго смотреть на его спокойные

Слайд 17(Демонстрируется августовский пейзаж, цветы, звучит музыка П.И. Чайковского из цикла

«Времена года» «Жатва»).

Учитель:
Цветы всегда сопровождали поэта в радости и в

горести; украшали его жизнь. Цветы Михайловского особенно любил Пушкин.
Цветы, любовь, деревня, праздность,
Поля! Я предан вам душой... –
восклицал он.
Он умел слушать и понимать тайный смысл цветов.
(Демонстрируется репродукция картины И. Левитана «Березовая роща»).





Учитель:
А еще Пушкин любил птиц. Целыми днями он пропадал в тенистом лесу, внимая птичьим пересвистам. Птичье пение пробуждало в нем творческие мечты.
В гармонии соперник мой
Был шум лесов, иль вихорь буйный,
Иль иволги напев живой...
(Демонстрируется августовский пейзаж, цветы, звучит музыка П.И. Чайковского из цикла «Времена года» «Жатва»).Учитель:Цветы всегда сопровождали поэта в

Слайд 18Учитель:
Закончилось лето. Мы открываем с вами последнюю

страничку нашего календаря, самую дорогую для поэта.
(Демонстрируется осенний пейзаж, звучит

«Осенняя песня» из цикла П.И. Чайковского «Времена года»).
Осень... Ни одно из времен года не вызывало у Пушкина такого очарования как осень – любимая пора. Он признавался: «Из годовых времен я рад лишь ей одной». Осенью поэт испытывал чувство обновления, прилив бодрости, подъем творческих сил: «И с каждой осенью я расцветаю вновь». Осень заставляла оживать его поэтическое воображение:
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге
Минута – и стихи свободно потекут.







Удивительной любовью, восхищением, даже восторгом наполнена каждая строчка, каждый стих об осени.
Учитель:   Закончилось лето. Мы открываем с вами последнюю страничку нашего календаря, самую дорогую для поэта.(Демонстрируется

Слайд 19Осень у Пушкина цвета золота. Традицию изображать осень золотой наблюдаем

и в живописи. Нам известна картина Левитана «Золотая осень».
(Демонстрируется репродукция

картины И. Левитана «Золотая осень», звучит «Осенняя песня» из цикла П.И. Чайковского «Времена года»).

Чтец:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье
В багрец и золото одетые леса.
В их сенях шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Учитель:
Какое у вас появляется чувство, настроение, когда слышим эти строки?
(Звучат ответы учащихся).
Осень у Пушкина цвета золота. Традицию изображать осень золотой наблюдаем и в живописи. Нам известна картина Левитана

Слайд 20Учитель:
Поэт любил уединенно гулять по аллеям Михайловского. Он наблюдал как

осыпается листва, как ее уносит ветром. Во время прогулок рождались

новые творческие замыслы.
(Демонстрируется репродукция картины Щербакова «Конец октября», звучит «Осенняя песня» из цикла П.И. Чайковского «Времена года»).

Чтец:
Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет луч, как будто поневоле
И скроется за край окружных гор...

Чтец:
Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает,
Журча еще бежит за мельницу ручей.

Учитель:
Это одно из лучших пушкинских стихотворений, в котором русский пейзаж и картины осени нашли свое точное воплощение.
Учитель:Поэт любил уединенно гулять по аллеям Михайловского. Он наблюдал как осыпается листва, как ее уносит ветром. Во

Слайд 21Последний месяц осени – ноябрь. В России в это время

приходит зима. Это не ранняя, пышно убранная и нарядная осень,

а другая – в лоскутьях мелкого дождя.
(Демонстрируется осенний пейзаж).

Чтец:
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день;
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу; приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
(Звучит музыка П.И. Чайковского из цикла «Времена года»).
Последний месяц осени – ноябрь. В России в это время приходит зима. Это не ранняя, пышно убранная

Слайд 22Учитель:
Закрыв последнюю страницу нашего календаря, мы совершили незабываемое путешествие в

мир пушкинской природы. Его лирические произведения каждый воспринимает по-своему, у

каждого – свой Пушкин. Что вы открыли в поэте для себя на сегодняшнем уроке?

Звучат ответы учащихся:
- Пушкин открыл нам живописную красоту родной русской природы.
- Его стихотворения о природе учат нас наблюдательности, таланту замечать
красивое в окружающей жизни.
- Стихи Пушкина о природе учат нас любить жизнь, красоту, радоваться каждому
дню.
- Стихотворения Пушкина о природе воспитывают в нас любовь к Родине.
Любуясь стихотворными пейзажами поэта нельзя не любить Родину. Видно, как
сам поэт любил Россию.
- Поэзия Пушкина пробуждает в нас самые лучшие качества – любовь к Родине,
природе, доброту милосердие, благородство, понимание красоты.
Учитель:Закрыв последнюю страницу нашего календаря, мы совершили незабываемое путешествие в мир пушкинской природы. Его лирические произведения каждый

Слайд 23Учитель:
Ребята, мне бы хотелось, чтобы сегодняшний урок стал для вас

одной из стартовых ступеней постижения великого поэта. Ведь поэзия Пушкина

стала нашим вечным спутником. Вряд ли есть в истории культуры России имя, более близкое, более почитаемое, более любимое для каждого россиянина. «Пушкин – наше всё!» - обобщил когда-то Апполон Григорьев. И слова его верны, не угаснут в круговороте времени и событий. И в радости, и в горести мы возвращаемся к Пушкину, обращаемся к нему со своими сокровенными думами и чаяниями. И какое же счастье, что Пушкин у нас есть!
Хочу пожелать вам, ребята, любите Пушкина, его поэзию, прокладывайте к нему свои «неведомые дорожки». Пушкин поможет вам стать настоящими людьми.
Учитель:Ребята, мне бы хотелось, чтобы сегодняшний урок стал для вас одной из стартовых ступеней постижения великого поэта.

Слайд 24И в заключение послушаем стихотворение старшеклассницы.

О, Пушкин наш! Великий ты

поэт,
Природа дар тебе дала
Своим пером дарить нам свет
Свет радости, любви,

тепла.
В твоих стихах рождается любовь и дружба,
А в сказках жизни истина таится
И нам другой уже не нужно
В бессильном зле она нас заставляет убедиться.
О, Пушкин наш! Великий ты поэт,
Твое творенье будет вечно жить
И пусть твоих стихов прекрасный свет
Научит жить нас и любить.
И в заключение послушаем стихотворение старшеклассницы.О, Пушкин наш! Великий ты поэт,Природа дар тебе далаСвоим пером дарить нам

Слайд 25Список использованных источников
http://beta.rian.ru/photolents/20100830/269483170.html
http://en.gallerix.ru/album/Levitan/pic/glrx-884368896
http://public.fotki.com/Vakin/aa7ae/3g280/i0621/1947132x185.html
http://www.posterlux.ru/artists/gallery/unsorted/8032/page/44

Список использованных источниковhttp://beta.rian.ru/photolents/20100830/269483170.htmlhttp://en.gallerix.ru/album/Levitan/pic/glrx-884368896http://public.fotki.com/Vakin/aa7ae/3g280/i0621/1947132x185.htmlhttp://www.posterlux.ru/artists/gallery/unsorted/8032/page/44

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика