Разделы презентаций


Вводный урок по пьесеНа дне Знакомство с героями. Конфликт. Проблематика. Анализ 1-го действия.

Содержание

Основной вопрос, который я хотел поставить в пьесе «На дне», - это что лучше: истина или сострадание?

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Максим Горький
Вводный урок по пьесе«На дне»
Знакомство с героями. Конфликт.

Проблематика. Анализ 1-го действия.

Максим Горький Вводный урок по пьесе«На дне»Знакомство с героями. Конфликт. Проблематика. Анализ 1-го действия.

Слайд 2
Основной вопрос, который я хотел поставить в пьесе
«На дне»,

- это что лучше: истина или сострадание?

Основной вопрос, который я хотел поставить в пьесе «На дне», - это что лучше: истина или сострадание?

Слайд 3 Л. Андреев о пьесе

«На дне»
Горький нагромоздил гору величайших страданий...
и объединил жгучим стремлением
к правде

и справедливости.

Л. Андреев о пьесе      «На дне» Горький нагромоздил гору величайших

Слайд 4Драма (греч.-действие)
- род литературных произведений, написанных в диалогической форме и

предназначенных для исполнения актёрами на сцене (по словарю Ожегова).
В драме

особая нагрузка ложится на конфликт.
Драма (греч.-действие)- род литературных произведений, написанных в диалогической форме и предназначенных для исполнения актёрами на сцене (по

Слайд 5«На дне»
 Горький отверг первоначальные названия пьесы — «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне

жизни».
Решающее слово о выборе названия «На дне» принадлежало Л. Н. Андрееву.

«На дне» Горький отверг первоначальные названия пьесы — «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни». Решающее слово о выборе названия «На дне» принадлежало

Слайд 6Обратимся к афише. Чем могло привлечь зрителей название пьесы?

- "Дном" называли Хитров рынок. Каждый интеллигентный человек должен быть

с этим знаком, считал Горький.
Конфликт, несомненно, уже обозначен в названии. Ведь сам факт существования "дна" жизни предполагает и наличие "верхнего течения", к которому стремятся персонажи.
Обратимся к афише.  Чем могло привлечь зрителей название пьесы? -

Слайд 7Ночлежка
18 декабря 1902 года состоялась премьера пьесы Горького «На дне».
Зрители

впервые увидели на сцене страшный мир «бывших людей», босяков.

Ночлежка18 декабря 1902 года состоялась премьера пьесы Горького «На дне».Зрители впервые увидели на сцене страшный мир «бывших

Слайд 8
Почему одни действующие лица названы только по фамилии,
другие -

по имени,
третьи - полностью, с указанием рода занятий?

Почему одни действующие лица названы только по фамилии, другие - по имени,третьи - полностью, с указанием рода

Слайд 9Вывод
Уже само название пьесы и список действующих лиц говорят о

социальных конфликтах, жертвами которых стали герои пьесы, оказавшиеся на "дне"

жизни, в ночлежке.
Частью социального конфликта является и любовный конфликт (он обозначен в афише разницей в возрасте супругов Костылёвых, присутствием девушки с нежным именем Наташа)
.
Понятно, что здесь, в условиях "дна", самые возвышенные чувства не принесут счастья.




ВыводУже само название пьесы и список действующих лиц говорят о социальных конфликтах, жертвами которых стали герои пьесы,

Слайд 10Прототипы героев
. Как указывал сам Горький, он наблюдал прототипы героев

в Нижнем Новгороде. Почти у каждого героя был свой прототип:

артист Колосовский-Соколовский послужил прототипом Актера;

Бубнова Горький писал не только со своего знакомого босяка, но и с одного интеллигента, своего учителя;

В Нижнем Новгороде, да и в других местах, Горький видел много странников, так что у писателя накопился огромный материал для создания образа Луки.

Сатин также писался с конкретного человека.
    Герои пьесы “На дне” получились обобщенными, собирательными образами, хотя они, без сомнения, типичны, они знакомы и близки Горькому.
Прототипы героев. Как указывал сам Горький, он наблюдал прототипы героев в Нижнем Новгороде. Почти у каждого героя

Слайд 11Поговорим об именах, фамилиях. Лука
- один из евангелистов, Горький даёт

ему имя, которое ему дорого. (Газета "Московские ведомости", 23.12.1902 г.:

"Этот странник вошёл в подвал, как луч яркого солнца, осветив в нём всё дурное... и... пробудив к жизни ростки добра".)
- Имя Лука происходит от слова "лукавый". Именно таким видят старика и современники Горького (Д.Мережковский: "Религия старца лукавого есть религия лжи").
- В Красноярске жил современник М.Горького архиепископ Лука (1877-1961). Это был известный священник и хирург, человек, достойный уважения. Безусловно, он был известен Горькому. Красноярский архиепископ Лука провёл двенадцать лет в сталинских лагерях. В октябре 2002 года в честь 125-летия со дня его рождения в Красноярске был открыт памятник. Священник и хирург в ватнике - таким увидел его скульптор.
Поговорим об именах, фамилиях. Лука- один из евангелистов, Горький даёт ему имя, которое ему дорого. (Газета

Слайд 12Сатин
в этом имени звучание слова "сатана". Но какое

испытание придумает он? Может быть, Сатин испытывает человека возможностью новой

веры?

Сатин  в этом имени звучание слова

Слайд 13- О чём говорит род занятий действующих лиц?
Клещ

- слесарь,
Квашня - торговка пельменями,
Алёшка - сапожник,
Кривой

Зоб и Татарин - ключники.

- О чём говорит род занятий действующих лиц? Клещ - слесарь, Квашня - торговка пельменями, Алёшка -

Слайд 14- Каков возраст ночлежников? О чём это говорит?
Клещу и

Квашне по 40 лет, Анне - 30, Бубнову - 45.

Это самый работоспособный возраст. А ещё это возраст, в котором человек уже должен сложиться, что-то иметь за плечами. Но эти люди - в ночлежке, они не имеют ничего.
- Барону 33 года. Это возраст Иисуса Христа. Почему Горький (а мы знаем, что у большого художника ничего не бывает случайным) даёт возраст Христа одному из нелюбимых героев с прозвищем Барон? Возможно, анализируя пьесу, раскрывая образ героя, мы ответим на этот вопрос.
- Каков возраст ночлежников? О чём это говорит? Клещу и Квашне по 40 лет, Анне - 30,

Слайд 15Знакомство с героями. Клещ.
Всего полгода находится в ночлежке.

Ему,

рабочему человеку, больнее всего сознавать, что он обречён жить среди

людей, находящихся без труда.

Клещ живёт одним стремлением вырваться на поверхность.

В 1-м акте - два раза ремарка "угрюмо". Это самая мрачная фигура. Он трезво смотрит на жизнь и угрюмо перед собой.

Трагична его судьба, т.к. в конце пьесы он примиряется с жизнью: «Работы нет... силы нет! Пристанища нету. Издыхать надо...»
Знакомство с героями. Клещ. Всего полгода находится в ночлежке. Ему, рабочему человеку, больнее всего сознавать, что он

Слайд 16Актёр
В прошлом интеллигентный человек, артист.
Он добр, отзывчив.
Поэтическая натура Актёра сталкивается

с грубостью, пошлостью ночлежников.

АктёрВ прошлом интеллигентный человек, артист.Он добр, отзывчив.Поэтическая натура Актёра сталкивается с грубостью, пошлостью ночлежников.

Слайд 17Актёр
- пьяница, постоянно вспоминающий своё актёрское прошлое. Он безобиден, никому

не делает зла, помогает Анне, жалеет её. Цитирование им классических

произведений говорит в пользу героя.
Он предпочитает одиночество, общество самого себя, вернее, своих дум, мечтаний, воспоминаний. Характерны ремарки к его репликам: "помолчав", "вдруг как бы проснувшись".
У него нет имени (его звали Сверчков-Заволжский, но "никто этого не знает"). Как утопающий, он хватается за любую соломинку, если она создаёт иллюзию этого имени, индивидуальности. "Мой организм отравлен алкоголем". Ремарка "с гордостью" многое объясняет: вот и у меня есть то, чего нет у других.
Актёр- пьяница, постоянно вспоминающий своё актёрское прошлое. Он безобиден, никому не делает зла, помогает Анне, жалеет её.

Слайд 18Бубнов
- дошёл до «мёртвой точки» падения, окончательно раздавлен жизнью.
Груб,

циничен.
Безразличен к судьбе товарищей.
Когда-то имел мастерскую...пропил.
«Ленив я. Страсть как работать

не люблю».
С первых реплик проявляется тугодумие, равнодушие.
Бубнов - дошёл до «мёртвой точки» падения, окончательно раздавлен жизнью.Груб, циничен.Безразличен к судьбе товарищей.Когда-то имел мастерскую...пропил.«Ленив я.

Слайд 19Барон
- потомок богатых и знатных вельмож, но в ночлежке опустился

ниже всех.
Он ещё молод, но живёт за счёт Насти, подкармливает

его Квашня.
«Пропащая душа, пустой человек»,-говорят о нём босяки.
Барон- потомок богатых и знатных вельмож, но в ночлежке опустился ниже всех.Он ещё молод, но живёт за

Слайд 20Васька Пепел
- богатырь по своей силе и душевной щедрости;
-

полон протеста против против «волчьей жизни», со зла на нёё

стал вором;
- ворует не из жадности. Ему, сильному человеку, праздная жизнь скучна;
- всей душой тянется к чистому, поэтому полюбил честную Наташу.
Васька Пепел- богатырь по своей силе и душевной щедрости; - полон протеста против против «волчьей жизни», со

Слайд 21Настя
в 1-м акте появляется с романом "Роковая любовь". (Газеты писали,

что такие бульварные романы составляли традиционную "культуру" городской проститутки.)
Она

уже нашла "возвышающий обман" до прихода Луки.
Настяв 1-м акте появляется с романом

Слайд 22Сатин
- в прошлом интеллигентный человек;
- оказался здесь потому, что

убил негодяя;
Отсидел в тюрьме 4 года, научился играть в карты;

- в его монологе звучит горьковская мечта о преобразовании жизни.
Сатин- в прошлом интеллигентный человек; - оказался здесь потому, что убил негодяя;Отсидел в тюрьме 4 года, научился

Слайд 23Сатин
появился не со словами, а с рычанием. Его первая реплика

говорит о том, что он карточный шулер и пьяница. Он

когда-то служил на телеграфе, был образованным человеком. Он произносит непонятные для окружающих слова. Органон в переводе означает "орудие", "орган знания", "разум". (Может быть, Сатин имеет в виду, что отравлен не человеческий организм, а сама разумность жизни.) Сикамбр - это древнегерманское племя, означает "тёмный человек". В этих словах чувствуется превосходство Сатина над остальными ночлежниками.
Сатинпоявился не со словами, а с рычанием. Его первая реплика говорит о том, что он карточный шулер

Слайд 24Лука
странник. Известно, что ему довелось «попробовать» Сибири.
Вкрадчивый и уклончивый.
В

ночлежке старается каждого вызвать на откровенный разговор.
Обнадёживает и утешает.

Лука странник. Известно, что ему довелось «попробовать» Сибири.Вкрадчивый и уклончивый.В ночлежке старается каждого вызвать на откровенный разговор.

Слайд 25Выводы по 1-му действию
В 1-м акте мы встретились со всеми

героями пьесы. Эти люди в большинстве своём равнодушны друг к

другу, часто не слышат, что говорят другие, не пытаются понять. В 1-м акте говорят все персонажи, но каждый почти не слушая других, - о своём.
Взаимоотчуждение постояльцев ночлежки Костылёва, атмосферу духовного разобщения людей автор передаёт в оригинальной форме полилога. (Полилог - форма речевой организации в драме, совмещение реплик всех участников сцены.) Герои сознательно разрознены Горьким - каждый говорит о своём. О чём бы ни начал говорить герой пьесы, он всё равно заговорит о том, что болит. В речи персонажей есть слова, фразы, имеющие символическое значение. (Бубнов: "А ниточки-то гнилые..."; Бубнов - Насте: "Ты везде лишняя".) Этими словами раскрывается "подтекстовый смысл": мнимость связей, ненужность этих людей.
Выводы по 1-му действиюВ 1-м акте мы встретились со всеми героями пьесы. Эти люди в большинстве своём

Слайд 26Домашнее задание.
что лучше: истина или сострадание? Что нужнее?

Домашнее задание. что лучше: истина или сострадание? Что нужнее?

Слайд 27Рефлексия
Составить синквейн по теме урока.

РефлексияСоставить синквейн по теме урока.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика