Слайд 1Максим Горький
Вводный урок по пьесе«На дне»
Знакомство с героями. Конфликт.
Проблематика. Анализ 1-го действия.
Слайд 2
Основной вопрос, который я хотел поставить в пьесе
«На дне»,
- это что лучше: истина или сострадание?
Слайд 3 Л. Андреев о пьесе
«На дне»
Горький нагромоздил гору величайших страданий...
и объединил жгучим стремлением
к правде
и справедливости.
Слайд 4Драма (греч.-действие)
- род литературных произведений, написанных в диалогической форме и
предназначенных для исполнения актёрами на сцене (по словарю Ожегова).
В драме
особая нагрузка ложится на конфликт.
Слайд 5«На дне»
Горький отверг первоначальные названия пьесы — «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне
жизни».
Решающее слово о выборе названия «На дне» принадлежало Л. Н. Андрееву.
Слайд 6Обратимся к афише.
Чем могло привлечь зрителей название пьесы?
- "Дном" называли Хитров рынок. Каждый интеллигентный человек должен быть
с этим знаком, считал Горький.
Конфликт, несомненно, уже обозначен в названии. Ведь сам факт существования "дна" жизни предполагает и наличие "верхнего течения", к которому стремятся персонажи.
Слайд 7Ночлежка
18 декабря 1902 года состоялась премьера пьесы Горького «На дне».
Зрители
впервые увидели на сцене страшный мир «бывших людей», босяков.
Слайд 8
Почему одни действующие лица названы только по фамилии,
другие -
по имени,
третьи - полностью, с указанием рода занятий?
Слайд 9Вывод
Уже само название пьесы и список действующих лиц говорят о
социальных конфликтах, жертвами которых стали герои пьесы, оказавшиеся на "дне"
жизни, в ночлежке.
Частью социального конфликта является и любовный конфликт (он обозначен в афише разницей в возрасте супругов Костылёвых, присутствием девушки с нежным именем Наташа)
.
Понятно, что здесь, в условиях "дна", самые возвышенные чувства не принесут счастья.
Слайд 10Прототипы героев
. Как указывал сам Горький, он наблюдал прототипы героев
в Нижнем Новгороде. Почти у каждого героя был свой прототип:
артист Колосовский-Соколовский послужил прототипом Актера;
Бубнова Горький писал не только со своего знакомого босяка, но и с одного интеллигента, своего учителя;
В Нижнем Новгороде, да и в других местах, Горький видел много странников, так что у писателя накопился огромный материал для создания образа Луки.
Сатин также писался с конкретного человека.
Герои пьесы “На дне” получились обобщенными, собирательными образами, хотя они, без сомнения, типичны, они знакомы и близки Горькому.
Слайд 11Поговорим об именах, фамилиях. Лука
- один из евангелистов, Горький даёт
ему имя, которое ему дорого. (Газета "Московские ведомости", 23.12.1902 г.:
"Этот странник вошёл в подвал, как луч яркого солнца, осветив в нём всё дурное... и... пробудив к жизни ростки добра".)
- Имя Лука происходит от слова "лукавый". Именно таким видят старика и современники Горького (Д.Мережковский: "Религия старца лукавого есть религия лжи").
- В Красноярске жил современник М.Горького архиепископ Лука (1877-1961). Это был известный священник и хирург, человек, достойный уважения. Безусловно, он был известен Горькому. Красноярский архиепископ Лука провёл двенадцать лет в сталинских лагерях. В октябре 2002 года в честь 125-летия со дня его рождения в Красноярске был открыт памятник. Священник и хирург в ватнике - таким увидел его скульптор.
Слайд 12Сатин
в этом имени звучание слова "сатана". Но какое
испытание придумает он? Может быть, Сатин испытывает человека возможностью новой
веры?
Слайд 13- О чём говорит род занятий действующих лиц?
Клещ
- слесарь,
Квашня - торговка пельменями,
Алёшка - сапожник,
Кривой
Зоб и Татарин - ключники.
Слайд 14- Каков возраст ночлежников? О чём это говорит?
Клещу и
Квашне по 40 лет, Анне - 30, Бубнову - 45.
Это самый работоспособный возраст. А ещё это возраст, в котором человек уже должен сложиться, что-то иметь за плечами. Но эти люди - в ночлежке, они не имеют ничего.
- Барону 33 года. Это возраст Иисуса Христа. Почему Горький (а мы знаем, что у большого художника ничего не бывает случайным) даёт возраст Христа одному из нелюбимых героев с прозвищем Барон? Возможно, анализируя пьесу, раскрывая образ героя, мы ответим на этот вопрос.
Слайд 15Знакомство с героями. Клещ.
Всего полгода находится в ночлежке.
Ему,
рабочему человеку, больнее всего сознавать, что он обречён жить среди
людей, находящихся без труда.
Клещ живёт одним стремлением вырваться на поверхность.
В 1-м акте - два раза ремарка "угрюмо". Это самая мрачная фигура. Он трезво смотрит на жизнь и угрюмо перед собой.
Трагична его судьба, т.к. в конце пьесы он примиряется с жизнью: «Работы нет... силы нет! Пристанища нету. Издыхать надо...»
Слайд 16Актёр
В прошлом интеллигентный человек, артист.
Он добр, отзывчив.
Поэтическая натура Актёра сталкивается
с грубостью, пошлостью ночлежников.
Слайд 17Актёр
- пьяница, постоянно вспоминающий своё актёрское прошлое. Он безобиден, никому
не делает зла, помогает Анне, жалеет её. Цитирование им классических
произведений говорит в пользу героя.
Он предпочитает одиночество, общество самого себя, вернее, своих дум, мечтаний, воспоминаний. Характерны ремарки к его репликам: "помолчав", "вдруг как бы проснувшись".
У него нет имени (его звали Сверчков-Заволжский, но "никто этого не знает"). Как утопающий, он хватается за любую соломинку, если она создаёт иллюзию этого имени, индивидуальности. "Мой организм отравлен алкоголем". Ремарка "с гордостью" многое объясняет: вот и у меня есть то, чего нет у других.
Слайд 18Бубнов
- дошёл до «мёртвой точки» падения, окончательно раздавлен жизнью.
Груб,
циничен.
Безразличен к судьбе товарищей.
Когда-то имел мастерскую...пропил.
«Ленив я. Страсть как работать
не люблю».
С первых реплик проявляется тугодумие, равнодушие.
Слайд 19Барон
- потомок богатых и знатных вельмож, но в ночлежке опустился
ниже всех.
Он ещё молод, но живёт за счёт Насти, подкармливает
его Квашня.
«Пропащая душа, пустой человек»,-говорят о нём босяки.
Слайд 20Васька Пепел
- богатырь по своей силе и душевной щедрости;
-
полон протеста против против «волчьей жизни», со зла на нёё
стал вором;
- ворует не из жадности. Ему, сильному человеку, праздная жизнь скучна;
- всей душой тянется к чистому, поэтому полюбил честную Наташу.
Слайд 21Настя
в 1-м акте появляется с романом "Роковая любовь". (Газеты писали,
что такие бульварные романы составляли традиционную "культуру" городской проститутки.)
Она
уже нашла "возвышающий обман" до прихода Луки.
Слайд 22Сатин
- в прошлом интеллигентный человек;
- оказался здесь потому, что
убил негодяя;
Отсидел в тюрьме 4 года, научился играть в карты;
- в его монологе звучит горьковская мечта о преобразовании жизни.
Слайд 23Сатин
появился не со словами, а с рычанием. Его первая реплика
говорит о том, что он карточный шулер и пьяница. Он
когда-то служил на телеграфе, был образованным человеком. Он произносит непонятные для окружающих слова. Органон в переводе означает "орудие", "орган знания", "разум". (Может быть, Сатин имеет в виду, что отравлен не человеческий организм, а сама разумность жизни.) Сикамбр - это древнегерманское племя, означает "тёмный человек". В этих словах чувствуется превосходство Сатина над остальными ночлежниками.
Слайд 24Лука
странник. Известно, что ему довелось «попробовать» Сибири.
Вкрадчивый и уклончивый.
В
ночлежке старается каждого вызвать на откровенный разговор.
Обнадёживает и утешает.
Слайд 25Выводы по 1-му действию
В 1-м акте мы встретились со всеми
героями пьесы. Эти люди в большинстве своём равнодушны друг к
другу, часто не слышат, что говорят другие, не пытаются понять. В 1-м акте говорят все персонажи, но каждый почти не слушая других, - о своём.
Взаимоотчуждение постояльцев ночлежки Костылёва, атмосферу духовного разобщения людей автор передаёт в оригинальной форме полилога. (Полилог - форма речевой организации в драме, совмещение реплик всех участников сцены.) Герои сознательно разрознены Горьким - каждый говорит о своём. О чём бы ни начал говорить герой пьесы, он всё равно заговорит о том, что болит. В речи персонажей есть слова, фразы, имеющие символическое значение. (Бубнов: "А ниточки-то гнилые..."; Бубнов - Насте: "Ты везде лишняя".) Этими словами раскрывается "подтекстовый смысл": мнимость связей, ненужность этих людей.
Слайд 26Домашнее задание.
что лучше: истина или сострадание? Что нужнее?
Слайд 27Рефлексия
Составить синквейн по теме урока.