Слайд 1Высоцкая Ольга Сергеевна
Она - эталон профессии диктора радио в
самом полном её смысле. Ольга Сергеевна проработала у микрофона 60
лет, стала живой легендой отечественного радио. Мало кто знает, что на радио она начинала в качестве позера в утренней зарядке…
Слайд 2
О́льга Серге́евна Высо́цкая (11 июня 1906 — 26 сентября 2000)
— диктор Всесоюзного радио, народная артистка СССР (1980).
Слайд 3
Родилась в Москве в семье электрика на железной дороге. Уже
в 8 лет она пришла в детский клуб «Зарница», читает
стихи, танцует. Увлекается театром, участвует в театральной студии «Синяя птица». После школы работает на фабрике сортировщицей шёлка. Много занимается спортом, настолько успешно, что даже преподаёт физкультуру детям. Увлечение физкультурой привело её на радио.
Слайд 4
Тогда железнодорожное ведомство было одним из самых сплоченных и организованных
в стране, можно сказать, государство в государстве. А вокзалы зачастую
считались настоящими очагами культуры, особенно в тех населенных пунктах, где они были едва ли не самым капитальным строением в поселке…
Одним словом, дети железнодорожников имели возможность гармонично развиваться в различных кружках. Так, 8-летняя Ольга перед самым началом Первой мировой войны пришла в детский клуб «Зарница», где занималась сначала в двух кружках: танцевальном и художественного чтения, а потом еще и театральным увлеклась.
Слайд 5
С 1929 года она участвует в подготовке уроков «Утренней гимнастики»
на Всесоюзном радио. Дебютировать в качестве диктора Ольге Сергеевне помог
случай: к началу новостийного выпуска на студии не оказалось ни одного диктора. Редкий тембр голоса в сочетании с великолепной дикцией, задушевность интонаций привлекли внимание слушателей и дикторов радио.
Слайд 6
С 1932 года она уже читает информационные и другие передачи
на радио. И очень скоро становится ведущим диктором. Простота, убедительность,
ясность, доверительность её чтения в эфире вместе с великолепным знанием тонкостей русского языка, культурой речи — всё это сделало её ведущим диктором Всесоюзного радио.
Слайд 7Государственный Кремлёвский дворец
СтроительМ.В.Посохин
ОсновательНикита Хрущёв
Дата основания1961 год
В послужном списке Ольги Сергеевны
самые ответственные передачи, прямые трансляции с Красной площади, из Кремлевского
дворца съездов, она вела трансляции концертов и спектаклей из Колонного зала, Большого театра, МХАТа и др. театров, приобщая миллионы радиослушателей к великому искусству театра.
Слайд 8
Особенно талант Высоцкой раскрылся в годы Великой Отечественной войны. Конечно,
самыми трудными были годы Великой Отечественной войны, первый ее период,
когда наши войска оставляли один город за другим. Да и во время осады Москвы выходить приходилось под грохот орудий. Но дикторы никогда не покидали своих мест, не спускались в бомбоубежище…
Слайд 9
Тогда радионовости с фронтов, сводки «СовинформбюроТогда радионовости с фронтов, сводки
«Совинформбюро» ассоциировались в представлении советских людей с голосами О. С.
Высоцкой и Ю. Б. ЛевитанаТогда радионовости с фронтов, сводки «Совинформбюро» ассоциировались в представлении советских людей с голосами О. С. Высоцкой и Ю. Б. Левитана. Вместе с Ю. Левитаном в ночь на 9 мая 1945 года О. Высоцкая передавала сообщение о капитуляции фашистской Германии Германии, а 24 июня Германии, а 24 июня того же года вела трансляцию с Парада Победы.
Слайд 10
До 1970 года была «голосом» московского точного времени.
Слайд 11
Высоцкая О. С. была великолепным педагогом, наставником молодых дикторов радио
и телевидения. Она готовила первые телепередачи на только зарождающемся советском
телевидении. Ольга Сергеевна проработала у микрофона 60 лет, стала живой легендой отечественного радио.
Слайд 12
Высоцкая, конечно же, хотела быть ведущей на телевидении. Но у
нее был один существенный недостаток: она очень любила жестикулировать. А
на экране это сразу бросалось в глаза. С другой стороны, на радио можно было делать любые движения, слушатели этого ничего не видели. Вот поэтому и не задержалась так долго на телевидении Ольга Сергеевна. Но ее голос знали и любили миллионы советских людей.
Слайд 13
26 сентября 2000 г., на 95-м году жизни скончалась выдающийся
диктор Всесоюзного радио, народная артистка СССР Ольга Сергеевна Высоцкая. Похоронена
в Москве на Пятницком кладбище (участок 3 )
Слайд 14
Лев Толстой советовал почаще посещать кладбища, чтобы, "отрешившись от суеты,
задуматься над смыслом бытия".
Слайд 15Награды
1931 год. О. С. Высоцкая проводит первые уроки утренней
гимнастики на телевидении. Экспериментальные передачи
Орден «За заслуги перед Отечеством»
III степени (7 июня 1996) — за заслуги перед государством, большой личный вклад в развитие дикторского искусства.[3]
Орден Ленина (1985).
Орден Трудового Красного Знамени.
Орден «Знак Почёта».
Медали
Слайд 16
Работать для слушателя, а не «в камский мох»…
- Ольга
Сергеевна, голос- инструмент диктора. Как удалось Вам сохранить его в
такой чистоте и готовности к работе?
- Было в жизни всякое. Во время войны сутками находились в нетопленных студиях. Выходили в эфир под залпы зениток. Я ни разу не спускалась в бомбоубежище, и не только я – все дикторы не покидали своего рабочего места, хотя был строгий приказ и убежище тоже было. Знаете, чего больше всего боялись ? Конечно же, потерять голос. Всю жизнь первая группа дикторов, с которой я начинала, занималась «грамотой голоса».
Слайд 17
Приходили специальные преподаватели. Тренинг продолжался часами. Мы не отлынивали- понимали,
что на одних природных данных долго не протянешь. Только с
хорошо поставленным голосом и безупречной техникой речи можно долго и успешно работать для слушателя, а не в «камский мох». Было у нас такое довольно обидное определение для тех работников радио , кто не спешит избавляться от «каши во рту». Не понимают , наверное, что поставленный голос и отсутствие дефектов речи в нашей профессии – знак качества.
Слайд 18
Смешливость для диктора -огромный недостаток. Просто несчастье какое-то»...
- Ольга
Сергеевна, когда телевидение пришло в каждый дом, Вы почему-то покинули
его, вернулись на радио…
- Я поняла, что радио- мой дом. Здесь мне комфортнее. Я жестикулирую во время чтения. Это мне помогает найти более яркую, более убедительную интонацию. На телевидении , как и в обыденном живом общении, такие «плохие манеры» неприемлемы. А еще- я очень смешливая. Для диктора- это огромный недостаток. Просто несчастье какое-то. Но на радио, особенно когда работаешь в паре, смешинку легче пережить и скрыть, чем в прямом телевизионном эфире...
Слайд 19
Долгое время моим партнером на радио был замечательный и очень
известный диктор Эммануил Михайлович Тобиаш , также «страдавший этим профессиональным
недугом». И вот однажды, пока он читал, в ожидании своей очереди я , сидя в маленьком кресле на полозьях, до того раскачалась, что неожиданно рухнула на пол. Грохот был страшный. Как Тобиаш остался невозмутимым , я до сих пор не понимаю. Ну, довели мы передачу до первой паузы. Только собрались насмеяться вдоволь - начальство тут как тут.
Слайд 205 декабря 1938 года был основан Государственный дом радиовещания и
звукозаписи (ГДРЗ).
Что случилось? Эммануил Михайлович как истинный рыцарь собрался
взять всю вину на себя. - Ничего особенного, - говорит, - у меня карандаш упал... Тут я начала хохотать и чувствую- не могу остановиться... - Карандаш упал! А в карандаше килограммов семьдесят как минимум... Начальство ничего не поняло. И слава Богу
Слайд 21
В пятницу 20 июля 1941 года Ольга Высоцкая ушла в
отпуск. В воскресенье небо было, как она мне рассказывала, необычайно
синее. Но в глазах у нее потемнело, когда раздалось зловещее слово: 'Война'. Первая мысль была: 'Как там у нас на радио? Надо быстрее туда, надо быть вместе со всеми'.
Слайд 22
На следующий день, произнося у микрофона привычные слова 'Говорит Москва!',
Высоцкая, как и ее коллеги, стала входить в каждый советский
дом не с радостными вестями, как прежде, а с горькими, тревожными.
Слайд 23
Она чувствовала, как соотечественники ждут каждого слова диктора, как вслушиваются
в его интонации.
Слайд 24
И Ольга Сергеевна стремилась к одному: вложить даже в неутешительные
сообщения свою убежденность, что, как ни трудно и горько переживаемое
сейчас, обстоятельства эти временные, преходящие. Верой в победу наполнялось каждое слово, звучащее из Москвы.
Слайд 25
Как трудно это было! Высоцкой не раз приходилось сдерживать слезы,
как, например, 27 января 42-го года, когда она утром, едва
придя на работу, прямо с листа читала опубликованный в 'Правде' очерк 'Таня'.
Слайд 26
Мне судьба послала это величайшее счастье»...
- Ольга Сергеевна, Вам
вместе с Юрием Борисовичем Левитаном довелось вести последний «военный эфир»
Великой Отечественной. А сколько их было всего и какими они были для Вас?
- Вообще-то это чудо, что мы с Юрием Борисовичем оказались работавшими в ту ночь с 8-го на 9-е мая. Расписание работы дикторских групп составлялось заранее, и как тут не поверить, что мне судьба послала это величайшее счастье одной из первых произнести в эфире такое сладкое слово ПО-БЕ-ДА!.. Я пришла в студию в 9 часов вечера 8-го мая, чтобы вести «салютный концерт». Был такой порядок: после сообщения об освобождении очередного города гремел салют и передавался праздничный (салютный) концерт…И вот в ту ночь казалось, что «салютному концерту» не будет конца- все время зачитывались все новые и новые приказы о взятых немецких городах, небо Москвы озарялось салютом, в эфире я объявляла очередные концертные номера…
Слайд 27
Казалось, что сам воздух в студии раскален. С таким напряжением
все мы ожидали самого важного сообщения. О том, что такое
сообщение непременно будет, догадывались и радиослушатели.Звонили и требовали не тянуть. Левитан вошел в студию около двух часов ночи. Я поняла, какой документ он держит в руках, и у меня как-то сразу перехватило дыхание. Юрий Борисович зачитал Сообщение ТАСС о капитуляции фашистской Германии. Мне предстояло сообшить слушателям описание церемонии капитуляции. Я это сделала с большим подъемом. Очень хотелось в конце добавить от себя : - Дорогие! Милые! Вот и дождались! Войне – конец!..
Такие же эмоции я испытала, наверное, еще всего лишь один раз в июне того же 45-го года на Параде Победы. Весь день шел теплый летний дождь, который кто-то очень точно назвал «невыплаканными слезами тех , кто не дожил до победы». Я работала в эфире с постоянным ощущением светлой грусти и необыкновенного оптимизма. До сих мне кажется, что слышу молодецкое раскатистое «Ура!», которым солдаты победы встречали на Красной площади командующего парадом Маршала Жукова… Незабываемо.
Слайд 28
В ночь на 1 января 1944 года впервые прозвучал по
радио новый государственный Гимн СССР («…Союз нерушимый республик свободных…»
Слайд 29
«Прошло целых четыре года с того дня, как, находясь в
отпуске, я услышала это страшное слово – Война! Показалось, что
опрокинулось небо… Бросилась в Москву, и очень скоро уже работала в эфире, понимая, что каждое слово теперь должно звучать для слушателя иначе. Он прислушивается не только к тому, ЧТО, но и КАК я говорю - к интонации , к внутреннему настрою. Наступило время невероятной ответственности за каждое произнесенное слово. Все дикторы Московского радио стремились нести людям надежду. И мне кажется, мы с этой задачей справлялись… Я не знаю , сколько часов провела в эфире в военные годы. Не будет преувеличением сказать, что это была бесконечная трудовая вахта…
… Так уж случилось , что мы с Ольгой Сергеевной родились в разные годы, конечно, но в один день- 11 июня. Прощаясь, она сделала мне поистине царский подарок- сняла с полки свои любимые мемуары Шаляпина и протянула со словами: - Это Вам на память. Вот уж у кого были голос и техника речи. Пример для всех и на все времена.
«
И.Бедерова
Об авторе: Ирина Бедерова, радиожурналист. Работала на радиостанции «Юность», была специальным корреспондентом Московского радио, ведущей программ «Радио России».
Слайд 30Интересные факты
Перегорела лампочка в студии. Диктору Ольге Высоцкой - такой
же легендарной личности - надоело ждать, когда придет электрик, и
она крикнула: "Дайте же мне мужчину наконец!". И не заметила, что микрофон включен.
Слайд 31
Конечно, в эфире была цензура. Например, в военные годы во
время трансляции "Последних известий", которые единственные читались в прямом эфире,
в студии сидел человек из соответствующих органов и даже, как рассказывали, с оружием. Но была цензура и профессиональная - никаких ошибок, неправильных ударений. Сейчас эта радиошкола большого державного стиля, к сожалению, утрачена... Наталья Бехтина
Слайд 32
Свою последнюю телепередачу «Ты помнишь, товарищ?» Юрий Борисович записал вместе
с многолетней напарницей - блестящим диктором Ольгой Высоцкой летом 1983
года, накануне отъезда на Курщину. У него побаливало сердце, друзья уговаривали: «Может, не поедешь?..» А он отвечал: «Не могу не поехать. И не хочу не поехать».
Слайд 33
- Если бы за свою дикторскую жизнь я участвовала только
в двух передачах - в ночь с 8 на 9
мая и в репортаже с Парада Победы - ради
этого стоило быть диктором, - сказала однажды народная артистка СССР.
Слайд 34
Свой богатый опыт
Высоцкая передавала новому поколению дикторов - ее учениками
являются
многие известные ведущие радио и телевидения.
Слайд 35Работа выполнена уч.анг.яз.Куликовой З.Е.,2011 г.
http://moscow-tombs.narod.ru/2000/vysotskaya_os.htm
http://ru.wikipedia.org/wiki/
http://www.peoples.ru/tv/olga_vysotskaya/index.html
http://www.tvmuseum.ru/
http://smolensk.forumei.ru/
http://old.journalist-virt.ru/
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-20933/
http://www.volga34.ru/news/43647/
http://base.ijc.ru/new/
http://web-boldd.ru/
http://www.tunnel.ru/