Слайд 1Фламандский стиль «Обломова»
(Роман И.А.Гончарова)
Исследовательский проект
ученицы 10 класса
Баймагамбетовой Алии.
Руководитель
проекта –
Скребнева
Светлана Вячеславовна.
Анализ и описание стиля И.А.Гончарова , при помощи
которого писатель изображает предметный мир в романе, в сопоставлении с картинами фламандских живописцев.
Слайд 3Задачи исследования.
Рассмотреть самобытное мировосприятие И.А.Гончарова.
Проанализировать роман «Обломов» с точки зрения
описания автором предметного мира героев.
Описать особенности художественного стиля писателя.
Найти аналогии
художественного стиля Гончарова со стилем фламандских живописцев.
Слайд 4 Как я люблю фламандские панно,
Где овощи,
и рыбы, и вино,
И дичь богатая на блюде
плоском
Янтарно-жёлтым отливает лоском.
Георгий Иванов
Слайд 5«Подобно фламандцам, г.Гончаров национален, неотступен в раз принятой задаче и
поэтичен в малейших подробностях создания. Подобно им, он крепко держится
за окружающую его действительность, твёрдо веруя, что нет в мире предмета, который не мог бы быть возведён в поэтическое представление силой труда и дарования».
А.В.Дружинин
Слайд 6 «Сродство г.Гончарова с фламандскими мастерами бьёт в глаза, сказывается
во всяком образе. Или для праздной утехи …художники …громоздили на
своё полотно множество мелких деталей?.. Видно, труд над деталями был необходим и важен для уловлений высших задач искусства…»
А.В.Дружинин
Слайд 7Что же характерно для фламандской живописи?
Слайд 8Франс ван Мирис Старший.
«Утро молодой дамы». Ок.1660г.
Слайд 9Габриел Метсю. «Завтрак».1661г.
Слайд 12Вывод
Фламандство – это интерес
к бытовым подробностям.
Неповторимость и редкое
своеобразие стиля И.А.Гончарова А.В.Дружинин определяет «как открытие чистой поэзии в
том, что всеми считалось за безжизненную прозу жизни».
Слайд 13Мир детства Обломова.
Основные реалии жизни: любовь, рождение, смерть, брак,
труд, еда, питьё, которые даны в утончённом, одухотворённом виде.
Слайд 14«Забота о пище была первая и главная забота в Обломовке».
Слайд 15«Сам старик Обломов тоже не без занятий. Он целое утро
сидит у окна и неукоснительно наблюдает за всем, что делается
во дворе…"
Слайд 16«Хохот разлился по всему обществу, проник до передней и до
девичьей, объял весь дом…Все хохочут долго, дружно, несказанно, как олимпийские
боги».
Слайд 17Это мир торжества телесного начала, фламандская картина сверхизобилия.
«Какие телята утучнялись
там к годовым праздникам! Какая птица воспитывалась!.. Какие запасы были
там варений, солений, печений! Какие мёды, какие квасы варились, какие пироги пеклись в Обломовке!»
Слайд 18Хлеб и (всё «мучное» вообще) – был особенно популярен среди
обломовцев.
Слайд 19Символом обломовской сытости и всеобщего довольства являлся исполинский пирог.
Слайд 20Пирог в народном мировоззрении – один из символов счастливой, благодатной
жизни.
Пирог –
это «пир горой».
И действительно , «пир» – центральное событие каждого дня для обломовцев
Слайд 21В Петербурге, на Гороховой улице, Обломов создаёт свою «петербургскую Обломовку».
Илья Ильич привозит свою «Обломовку» вместе с «перинами, ларцами, чемоданами,
окороками, булками, всякой жареной и варёной скотиной и птицей». Как и прежде, главной заботой был обед, а «первый друг его – повар».
Слайд 22Основные составляющие мира мечты Обломова :
«вечное лето,
вечное веселье,
сладкая еда
да сладкая лень».
Слайд 23Обломов , окружённый лаской, заботой, уходит из мира тихо, во
сне.
Слайд 24«Что же стало с Обломовым? Где он? Где? – На
ближайшем кладбище… покоится тело его,
…в затишье. …Кажется, сам ангел
тишины охраняет сон его».
Слайд 25И я умру шутя, чуть слышно,
Как истый мудрый
сибарит,
Который, трапезою пышной
Насытив тонкий аппетит,
Средь ароматов мирно спит.
Аполлон Майков