Разделы презентаций


Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Анчар»

Содержание

Цели урока:Учебная цель: обучение анализу поэтического текста; научиться понимать поэтическое слово, замечать его смысловые оттенки, понять смысл стихотворения.Развивающая цель: развитие устной речи, умений и навыков наблюдения, сопоставления и сравнения.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Анчар»

Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Анчар»

Слайд 2Цели урока:

Учебная цель: обучение анализу поэтического текста; научиться понимать поэтическое

слово, замечать его смысловые оттенки, понять смысл стихотворения.
Развивающая цель: развитие

устной речи, умений и навыков наблюдения, сопоставления и сравнения.
Цели урока:Учебная цель: обучение анализу поэтического текста; научиться понимать поэтическое слово, замечать его смысловые оттенки, понять смысл

Слайд 3И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я

лирой пробуждал,
Что в свой жестокий век прославил я свободу
И милость

к падшим призывал.


Как вы понимаете
слово «свобода»?

И долго буду тем любезен я народу,Что чувства добрые я лирой пробуждал,Что в свой жестокий век прославил

Слайд 41. История создания
Впервые опубликовано стихотворение было в 1832 году в

альманахе «Северные цветы».

1. История созданияВпервые опубликовано стихотворение было в 1832 году в альманахе «Северные цветы».

Слайд 5 В основу стихотворения положена легенда о смертоносном дереве

анчаре, упоминания о котором появились еще в конце XVIII –

начале XIX века.
В основу стихотворения положена легенда о смертоносном дереве анчаре, упоминания о котором появились еще в

Слайд 6«It is a poison-tree that
pierced to the inmost
Weeps

only tears of poison».

Coleridge (Кольридж)

«Вот  древо яда; пронзенное до  сердцевины, Оно  плачет  лишь ядовитыми  слезами».

«It is a poison-tree that pierced to the inmost Weeps only tears of poison».

Слайд 72. Жанр и композиция
Сюжетная зарисовка – произведение, построенное на смене

фабульных событий, переживаний лирического героя.
Фабула - фактическая сторона повествования, те

события, случаи, действия, состояния в их причинно-хронологической последовательности, которые компонуются и оформляются автором в на основе закономерностей, усматриваемых автором в развитии изображаемых явлений.

Притча – небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной форме.

Легенда – поэтическое предание об историческом или героическом событии.

2. Жанр и композицияСюжетная зарисовка – произведение, построенное на смене фабульных событий, переживаний лирического героя.Фабула - фактическая

Слайд 8 Н а сколько частей можно разделить стихотворение?
Озаглавьте части

стихотворения сроками из него.

О чем говорится в каждой части?

Докажите, что стихотворение построено на основе антитезы.
Н а сколько частей можно разделить стихотворение? Озаглавьте части стихотворения сроками из него. О чем говорится

Слайд 93. Основные темы и идеи
Анчар
Князь
Смерть
Зло

3. Основные темы и идеиАнчарКнязьСмертьЗло

Слайд 10Ключевые образы первой части
Пустыня
Почва
Степи
День
Зелень
Вихорь
Дождь
Песок
Какими мы видим их у Пушкина?
чахлая и

скупая
зноем раскаленная
жаждущие
гнева
мертвая
Черный, тлетворный
ядовит
горючий
Анчар
Грозный часовой, один во всей вселенной, древо смерти.

Ключевые образы первой частиПустыняПочваСтепиДеньЗеленьВихорьДождьПесокКакими мы видим их у Пушкина?чахлая и скупаязноем раскаленнаяжаждущиегневамертваяЧерный, тлетворныйядовитгорючийАнчарГрозный часовой, один во всей

Слайд 11

«Тлетворный» - слово из высокой славянской лексики,

оно имеет два корня — тлен (разрушение, гибель, уничтожение) и

творить (создавать).

Оксюморон – соединение несоединимого.

«Тлетворный» - слово из высокой славянской лексики, оно имеет два корня — тлен (разрушение, гибель,

Слайд 12
В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар,

как грозный часовой,
Стоит — один во всей вселенной.
«…как грозный часовой»
Что

охраняет анчар?

Найдите доказательства того, что природа сторонится анчара.

В пустыне чахлой и скупой, На почве, зноем раскаленной, Анчар, как грозный часовой,Стоит — один во всей

Слайд 13Пустыня
Почва
Степи
День
Зелень
Вихорь
Дождь
Песок
Зло заключается в
себе самом
Птица
Тигр
Закон природы: все живое избегает зла.
Зло

всем угрожает и
охраняет себя
Зло огромное, вселенское
Зло существует в природе

ПустыняПочваСтепиДеньЗеленьВихорьДождьПесокЗло заключается в себе самомПтицаТигрЗакон природы: все живое избегает зла.Зло всем угрожает и охраняет себяЗло огромное, вселенскоеЗло

Слайд 14Сопоставьте такие строки:
В пустыне мертвой и глухой…
В пустыне тощей и

глухой…
В пустыне чахлой и глухой…

Чем последний вариант точнее и

богаче двух первых?


Анчар, как верный часовой,
Растет один во всей вселенной…
Анчар, как грозный часовой,
Стоит – один во всей вселенной…

Почему эпитет верный заменен эпитетом грозный? А глагол растет уступил место глаголу стоит?

Сопоставьте такие строки:В пустыне мертвой и глухой…В пустыне тощей и глухой…В пустыне чахлой и глухой… Чем последний

Слайд 15И тигр, в пустыню забежав,
В мученьях бьется, издыхает.
Паря над ней,

орел стремглав,
Кружась, безжизненный, спадает.

К нему и птица не летит


И тигр нейдет — лишь вихорь черный
На древо смерти набежит
И мчится прочь, уже тлетворный.

Сравните эти две строфы, в чем разница?


И тигр, в пустыню забежав,В мученьях бьется, издыхает.Паря над ней, орел стремглав, Кружась, безжизненный, спадает.К нему и

Слайд 162 часть
Все люди как нравственные существа между собою совершенно

равны, ибо все имеют одинаковую природу, из которой проистекают общие

права человечества.
А.П.Куницын

Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом…

2 часть Все люди как нравственные существа между собою совершенно равны, ибо все имеют одинаковую природу, из

Слайд 17«На почве мертвой, раскаленной»
«Могучий яд»
«Прах отравленный клубится»
«Пустыня смерти»
«Тигр ярый бьется»
«Но

человек ко древу яда»
«Но человек к Анчару страшному подходит»
«Но человека

человек…»
«На почве мертвой, раскаленной»«Могучий яд»«Прах отравленный клубится»«Пустыня смерти»«Тигр ярый бьется»«Но человек ко древу яда»«Но человек к Анчару

Слайд 18 «Послал к анчару властным словом»,
«Послал к анчару самовластно»,


«Послал к анчару равнодушно»,
И наконец, «Послал в пустыню властным

взглядом»,
и строка приобретает окончательную форму:
«Послал к анчару властным взглядом».

«Смелый», «верный раб», «И тот безумно в путь потек», «бесстрашно», «отважно».
И наконец, «И тот послушно в путь потек».

Как вы думаете, в чем острота именно этой фразы, почему Пушкин на ней остановил свой выбор?

Почему этот вариант остался в стихотворении?

«Послал к анчару властным словом», «Послал к анчару самовластно», «Послал к анчару равнодушно», И наконец, «Послал

Слайд 19Сравните:
Принес – и весь он изнемог,
И лег он, испуская крики,
И

умер смелый раб…

Принес, и ослабел,
И лег… и умер бедный раб…

Принес

— и ослабел и лег Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног Непобедимого владыки.
Сравните:Принес – и весь он изнемог,И лег он, испуская крики,И умер смелый раб…Принес, и ослабел,И лег… и

Слайд 20 Почему действия князя обозначены однокоренными глаголами послал, разослал?

Почему князь назван непобедимым?
Сравните:
Свои губительные стрелы
Свои догадливые стрелы
Свои

послушливые стрелы

Почему раб и стрелы охарактеризованы сходными эпитетами «послушно в путь потек», «послушливые стрелы»?

Какую мысль выражает этот рисунок Пушкина?

Прием градации
«послушно в путь потек», «послушливые стрелы»?

Почему действия князя обозначены однокоренными глаголами послал, разослал? Почему князь назван непобедимым?  Сравните:Свои губительные

Слайд 21И князь тем ядом напоил
Свои губительные стрелы –
И смерть

оперил.
Врагу в пределы.

А князь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с

ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.

Чем слово напитал в данном
контексте точнее, нежели напоил?
Почему слово врагу заменено словом к соседам?

И князь тем ядом напоил Свои губительные стрелы –И смерть оперил.Врагу в пределы.А князь тем ядом напиталСвои

Слайд 22Как вы думаете, какие мысли волновали Пушкина, когда он создавал

это стихотворение?
О чем нас заставляет задуматься это произведение?
Вывод

Как вы думаете, какие мысли волновали Пушкина, когда он создавал это стихотворение?О чем нас заставляет задуматься это

Слайд 23Зло порождает зло.

Зло порождает зло.

Слайд 24 Домашнее задание:
Написать сочинение на тему

«Стихотворение «Анчар» – вершина свободолюбивой лирики А.С.Пушкина»

Домашнее задание: Написать сочинение на тему «Стихотворение «Анчар» – вершина свободолюбивой лирики А.С.Пушкина»

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика