Дом доктора М.Я.Трохимова в Сорочинцах, где родился Н. В. Гоголь.
Мать Гоголя Марья Ивановна приехала из своего имения Васильевки, опасалась за предстоящие роды. Младенца назвали Николаем в честь чудотворного образа Николая, хранившегося в диканьской церкви. Мальчик был худ и слаб, и все долго опасались за его жизнь и только в шесть недель его перевезли в имение Гоголей – Васильевку.
Василий Афанасьевич был человеком интересным, обладавшим разнообраз-ными талантами. Он сочинял стихи
м
сентиментального
характера, был замечательным рассказчиком, писал пьесы сатирического содержания, умел петь и играть на разных музыкальных инструментах. Дом Василия Афанасьевича был своего рода маленьким клубом, где собирались люди, чтобы послушать других и рассказать что-нибудь самим.
Марья Ивановна, женщина чрезвычайно красивая и очень добрая, вспоминала: «Жизнь моя была самая спокойная; характер у меня и у мужа был весёлый. Мы окружены были добрыми соседями.»
Мальчик быстро развивался и проявлял недетскую понятливость. Под влиянием отца, который передал ему юмор и литературную одаренность, с пяти лет Гоголь начал писать стихи. Писатель с детских лет отличался глубокой религиозностью. Родители с детьми посещали церковные службы, совершали половничества по святым местам, монастырям. Патриархальная религиозность, окружавшая маленького Николая в детстве, осталась ему чуждой, даже враждебной. Мальчиком он испытал сильнейшие потрясения, когда мать ему рассказывала о Страшном суде, который принесёт неотвратимую жару грешникам и вечное блаженство добродетельным. После Николая в семье родило ещё четверо детей. С малых лет Николай приучался заботиться о младшем брате и сестрах.
В гимназии Гоголь увлекся рисованием и театром. Страстью к театру Гоголь заразит своих товарищей. Мальчики завели в гимназии свой театр, сами рисовали декорации, мастерили костюмы, разыгрывали пьесы. Сам Гоголь исполнял женские роли – няни Василисы в пьесе Н.В.Крылова «Урок дочкам» , Простаковой в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». За все время пребывания в Гимназии, Николай лишь один раз получил единицу по поведению «за неопрятность, упрямство и неповиновение», он был тогда в пятом классе. Все последующие оценки по поведению наивысшие.
Из раннего творчества этого периода известны: стихотворная баллада «Две рыбки» и акростих «Спиридон», стихотворение «Непогода», повесть «Братья Твердиславичи», поэма «Россия по игом татар», сатира «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан»…
В гимназическом театре Гоголь нашёл еще одну возможность для своей художественной одаренности. А.Данилевский вспоминает: «Он был превосходный актер. Если бы он поступил на сцену, он был бы Щепкиным».
В «Авторской исповеди» писатель говорил: «…мне всегда казалось, что в жизни моей мне предстоит какое-то большое самопожертвование и что, именно для службы моей отчизне, я должен буду воспитываться вдали от нее». Идея путешествия переживалась им как нравственный подвиг. В юности Гоголь мечтал об известности: «Мне всегда казалось, что я сделаюсь человеком известным…» Писатель боится не осуществить свое высокое предназначение, быть таким как все, ничем от других не отличаться и умереть незамеченным.
В 1828 году Гоголь заканчивает гимназию и едет в Петербург. Столица встречает его неприветливо. Дороговизна жизни, неудачи с поисками службы приводят его в уныние. На последние деньги под псевдонимом Алова он издает поэму «Ганц Кюхельгартен». Поэма подвергалась жестокой критике влиятельных журналов «Московский телеграф» и «Северная пчела». В мрачном расположении духа 20-летний писатель со своим слугой Якимом забирает у книгопродавцев все экземпляры нераспроданного тиража и сжигает их в номере гостиницы. Уязвленный Гоголь, воспользовавшись деньгами, присланными матерью для уплаты в опекунский совет, внезапно уезжает за границу в северные германские города
сменить государственную службу на преподавательскую деятельность в качестве преподавателя истории в институте благородных девиц. Через Плетнева на приеме, устроенном им в мае 1831 года, Гоголь познакомился с Пушкиным.
Об этом свидетельствует его высказывание, что в «Вечерах на хуторе…» видны «хвостики душевного состояния», то есть то, что таилось в глубине и тщательно скрывалось даже от самого себя.
Гоголь всеми был признан замечательным юмористом, и за это ему пришлось впоследствии расплачиваться. Когда Гоголь перестал смешить читателя и заговорил о Боге и стал учительствовать, никто не поверил, что комический писатель может еще и учить.
19 апреля 1836 года в Александринском театре в Петербурге состоялась премьера «Ревизора». Постановка «Ревизора» была разрешена самим царем, Николай Ι даже заставлял своих министров ездить смотреть «Ревизора». Царь воспринял комедию больше как забавный фарс, не поняв всего ее сатирического, разоблачительного смысла. Пьеса имела большой успех, но некоторые критические отзывы глубоко ранили писателя. Помимо враждебных толков о комедии, Гоголь был огорчен самим воплощением ее на петербургской сцене. Актеры (особенно исполнители роли Хлестакова) не поняли серьезности гоголевского замысла.
Сквозь смех…читатель услышит грусть… - писал Гоголь. Работа над комедией «Ревизор» Н.В.Гоголя подготовила к главной книге его жизни – поэме «Мертвые души».
Он объехал почти всю Европу, около четырёх с половиной лет пробыл в Италии. Рим, положивший начало христианской цивилизации, произвел на русского писателя неизгладимое впечатление, здесь он испытал творческий подъем и обрел душевное равновесие. Вернувшись в 1839 году в Москву и прочитав несколько глав «Мертвых душ» в домах ближайших друзей, Гоголь понял, что его ждет успех. В 1840 году он торопится вернуться в Рим, чтобы продолжить свой труд, но задерживается по литературным делам в Вене. Здесь его впервые настигает приступ тяжелой нервной болезни, которая отныне будет его преследовать до самой смерти.
С июня 1842 по апрель 1848 года – почти полных шесть лет – Гоголь снова проводит за границей, переживая в это время величайшую творческую трагедию. Он в непрерывных скитаниях – то он в Германии, то в Риме, то в Ницце, то в Париже, то в Австрии, то снова в Германии и Италии. Он тяжело болен, часто и тщетно лечится на курортах, отдаляется почти от всех людей. Возле него лишь узкий круг интимных друзей. Это с одной стороны, тяжело больной, лечившийся за границей поэт Н.М.Языков; Жуковский, вышедший в отставку и тоже живущий за границей; с другой – фрейлина императрицы А.О.Смирнова и ее брат; семья графа Виельгорского, графа А.П.Толстого.
неправдоподобие перевоплощения героев отрицательных героев добродетельных. Чуть ли не каждая страница давалась ему с огромным напряжением: все написанное казалось ему несовершенным. Замкнув себя в «душевном монастыре», как он сам называл свое существование в эти годы, изнурив себя в труде, чувствуя недовольство его результатами, доведя себя до почти полной потери способности творить, Гоголь в состоянии тяжелого душевного кризиса в 1845 году сжег почти завершенную рукопись с твердым намерением написать лучше, совершеннее.
Выход "Выбранных мест" навлек на их автора настоящую критическую бурю. Все эти отклики настигли писателя в дороге: в мае 1847 г. он из Неаполя направился в Париж, затем в Германию. Гоголь не может прийти в себя от полученных "ударов": "Здоровье мое... потряслось от этой для меня сокрушительной истории по поводу моей книги... Дивлюсь, сам, как я еще остался жив".
В мае 1847 года Гоголь пишет «Авторскую исповедь», в которой старается объяснить, почему он оставил искусство ради проповеди. Это самый трагический момент в жизни Гоголя: он отказывается от учительства, от общественного служения, от своего пророческого призвания.
Это паломничество было связано духовной потребностью, о которой он говорил Жуковскому: «О! Да поможет нам Бог…собрать все силы наши на произведенье творений, нами лелеемых в глубине душ наших, в добро земли нашей…». Там он надеется духовно укрепиться для дальнейшего творчества. Однако он испытывает разочарование: «…еще никогда не был я так доволен состоянием сердца своего, как в Иерусалиме и после Иерусалима».
Писатель постоянно жалуется на лень, вялость и медленность работы. Второй том «Мертвых душ» был начат в 1840 году, работа над ним продолжалась одиннадцать лет, но даже когда текст был готов к печати, Гоголь не переставал его переделывать. «Мертвые души, - писал Анненков в «Воспоминаниях», - были подвижническая келья, в которой Гоголь болел и страдал до тех пор, пока вынесли его бездыханным из нее».
В 1851 году он читает друзьям первые шесть или семь глав второго тома «Мертвых душ», 1 января 1852 года он даже сообщает одному из них, что роман завершен. Но скрытая неудовлетворенность труда нарастала…26 января 1852года умерла жена А.С.Хомякова, сестра покойного друга Гоголя поэта Языкова. Его терзает предчувствие близкой смерти, усугубляемое вновь усилившимся сомнением в благотворности своего писательского туда.
Сжигая рукопись второго тома «Мертвых душ», Гоголь вместе с не сжигал и свою жизнь, как теперь он считал, бесполезно прожитую, он не сумел выполнить божеское предназначение – благодаря отпущенному ему творческому дару провидеть и указать путь мертвой души. Душевный недуг Гоголя усугубил недуг, носивший реально физический характер. Его пытались лечить насильно, так как он сопротивлялся этому. Гоголь, не захотел выздоравливать. Он писал Плетневу: - «Работа моя жизнь. Не работается - не живется».
«Горьким словом моим посмеются». В 1931 году останки Гоголя были перенесены на Новодевичье кладбище. Гоголь был не только великим художником: он был и учителем нравственности, и христианским подвижником. Его религиозно-нравственные идеи легли в основу «учительства» всей русской литературы.
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть