Слайд 110 способов решения квадратного уравнения
Математика 9 класс
Когда уравнение решаешь, дружок,
Ты
должен найти у него корешок.
Значение буквы проверить не сложно,
Поставь в
уравненье его осторожно.
Коль верное равенство выйдет у вас,
То корнем значенье зовите тотчас.
О. Севостьянова
ах2 + bх + с = 0
Слайд 2Цели курса:
Знакомство с новыми методами решения квадратных уравнений
Углубление знаний
по теме «Квадратные уравнения»
Развитие математических, интеллектуальных способностей, навыков исследовательской работы
Создание
условий для самореализации личности
Слайд 3Задачи курса:
Познакомить учащихся с новыми способами решения квадратных уравнений
Закрепить умения
решать уравнения известными способами
Ввести теоремы, позволяющие решать уравнения нестандартными способами
Продолжить
формирование общеучебных навыков, математической культуры
Содействовать формированию интереса к исследовательской деятельности
Создать условия для учащихся в реализации и развитии интереса к предмету математика
Подготовить учащихся к правильному выбору профильного направления
Слайд 4Содержание программы
Тема
1. Введение. 1 час.
Определение кв.уравнения. Полные и
неполные кв. уравнения. Методы их решения. Анкетирование.
Тема 2. Решение кв. уравнений.
Метод разложения на множители
Метод выделения полного квадрата
Решение кв. уравнений по формулам
Решение кв. уравнений способом переброски
Решение кв. уравнений с помощью т.Виета
Решение кв. уравнений с использованием коэффициентом
Решение кв. уравнений графическим способом
Решение кв. уравнений с помощью циркуля и линейки
Решение кв. уравнений геометрическим способом
Решение кв. уравнений с помощью «номограмм»
Слайд 5Немного из истории…
Квадратные уравнения – это фундамент, на котором покоится
величественное здание алгебры. Квадратные уравнения находят широкое применение при решении
тригонометрических, показательных, логарифмических, иррациональных и трансцендентных уравнений и неравенств.
Квадратные уравнения в Древнем Вавилоне.
Квадратные уравнения в Индии.
Квадратные уравнения у ал - Хорезми.
Квадратные уравнения в Европе XIII - XVII вв.
Слайд 6Квадратные уравнения в Древнем Вавилоне.
Слайд 7Квадратные уравнения в Индии.
Слайд 8Квадратные уравнения у ал - Хорезми.
Слайд 9Квадратные уравнения в Европе XIII - XVII вв.
Слайд 10 Знаменитый французский учёный Франсуа Виет(1540-1603) был по профессии адвокатом.
Свободное время он посвящал астрономии. Занятия астрономией требовали знания тригонометрии
и алгебры. Виет занялся этими науками и вскоре пришёл к выводу о необходимости их усовершенствования, над чем и проработал ряд лет.
Благодаря его труду, алгебра становится общей наукой об алгебраических уравнениях, основанной на буквенном исчислении. Поэтому стало возможным выражать свойства уравнений и их корней общими формулами.
Слайд 11При выполнении работы были замечены:
Способы которыми буду пользоваться:
Теорема Виета
Свойства коэффициентов
Метод
«переброски»
Разложение левой части на множители
Графический способ
Способы интересные, но занимают много
времени и не всегда удобны.
Графический способ
С помощью номограммы
Линейки и циркуля
Выделение полного квадрата
Преклоняюсь перед учеными которые открыли эти способы и дали науке толчок для развития в теме «Решение квадратных уравнений»
Слайд 12Разложение на множители левой части уравнения
Решим уравнение х2 + 10х
- 24=0.
Разложим на множители левую часть: х2 + 10х - 24= х2 + 12х -2х - 24= х(х + 12) - 2(х + 12)= (х + 12)(х - 2).
(х + 12)(х - 2)=0
х + 12=0 или х - 2=0
х= -12 х= 2
Ответ: х1= -12, х2 = 2.
Решить уравнения: х2 - х=0
х2 + 2х=0
х2 - 81=0
х2 + 4х + 3=0
х2 + 2х - 3=0
Слайд 13Метод выделения полного квадрата
Решим уравнение х2 + 6х -
7=0
х2 + 6х - 7=х2 + 2х3 +
32 - 32 - 7=(х-3)2 - 9- 7= (х-3)2 - 16
(х-3)2 -16=0
(х-3)2 =16
х-3=4 или х-3=-4
х=1 х=-7
Ответ: х1=1, х2 =-7.
Решить уравнения: х2 - 8х+15=0
х2 +12х +20=0
х2 + 4х + 3=0
х2 + 2х - 2=0
х2 - 6х + 8=0
Слайд 14Решение квадратных уравнений по формуле
Основные формулы:
Если b - нечетное,
то D= b2-4ac и х 1,2=
, (если D>0)
Если b- -четное, то D1= и х1,2= , (если D>0)
Решите уравнения: 2х2 - 5х + 2=0
6х2 + 5х +1=0
4х2 - 5х + 2=0
2х2 - 6х + 4=0
х2 - 18х +17=0
=
Слайд 15Решение уравнений способом переброски
Решим уравнение ах2 +bх+с=0. Умножим
обе части уравнения на а, получим а2 х2 +аbх+ас=0. Пусть
ах =у, откуда х = у/а. Тогда У2 +bу+ас=0. Его корни у1 и у2 . Окончательно х1 = у1 /а, х1 = у2 /а.
Решим уравнение 2х2 -11х + 15=0.
Перебросим коэффициент 2 к свободному члену:
У2 -11у+30=0.
Согласно теореме Виета у1 =5 и у2 =6.
х1 =5/2 и х2 =6/2
х1 =2,5 и х2 =3
Ответ: х1=2,5 , х2 =3
Решить уравнение: 2х2 -9х +9=0
10х2 -11х + 3=0
3х2 +11х +6=0
6х2 +5х - 6=0
3х2 +1х - 4=0
Слайд 16Решение уравнений с помощью теоремы Виета
Решим уравнение х2 +10х-24=0.
Так как
х1 *х2 =-24
х1 +х2 = -10, то 24= 2*12, но -10=-12+2, значит
х1 =-12 х2 =2
Ответ: х1=2, х2 =-12.
Решить уравнения: х2 - 7х - 30 =0
х2 +2х - 15=0
х2 - 7х + 6=0
3х2 - 5х + 2=0
5х2 + 4х - 9=0
Слайд 17Свойства коэффициентов квадратного уравнения
Если a+b+c=0, то х2 = 1,
х2 = с/а
Если a – b + c=0, то х2 =-1, х2 = -с/а
Решим уравнение х2 + 6х - 7= 0 Решим уравнение 2х2 + 3х +1= 0
1 + 6 – 7 =0, значит х1=1, х2 = -7/1=-7. 2 - 3+1=0, значит х1= - 1, х2 = -1/2
Ответ: х1=1, х2 =-7. Ответ: х1=-1, х2 =-1/2.
Решить уравнения: 5х2 - 7х +2 =0 Решить уравнения: 5х2 - 7х -12 =0
11х2 +25х - 36=0 11х2 +25х +14=0
345х2 -137х -208=0 3х2 +5х +2=0
3х2 +5х - 8=0 5х2 + 4х - 1=0
5х2 + 4х - 9=0 х2 + 4х +3=0
Слайд 18Графическое решение квадратного уравнения
Решим уравнение х2 +2х - 3=0
Записать уравнение
в виде х2 =3-2х
В одной системе координат
построить график функции
у =х2 ,
построить график функции у =3-2х.
Обозначить абсциссы точек пересечения.
Ответ: х1=1, х2 =-3.
Решить уравнение: х2 -х - 6=0
х2 - 4х + 4=0
х2 +4х +6=0
х2 -2х - 3=0
х2 +2х - 3=0
Слайд 19Решение уравнений с помощью циркуля и линейки
Решим уравнение aх2 +bх+c=0:
Построим
точки S(-b:2a,(a+c):2a)- центр окружности и точку А(0,1)
Провести окружность радиуса SA
Абсциссы
точек пересечения с осью Ох есть корни исходного уравнения
Слайд 20Геометрический способ решения уравнения
Решим уравнение у2 - 6у - 16=0
Представим
в виде у2- 6у = 16. На рис.
«изображено» выражение у2-
6у , т.е.
из площади квадрата со стороной у
дважды вычитается площадь квадрата
со стороной 3. Значит у2 –6у+9 есть
площадь квадрата со стороной у-3.
Выполнив замену у2- 6у = 16, получим
(у-3)2 =16+9
у-3=5 или у-3=-5
у1 =8 у2 =-2 Решить уравнение у2 +6у - 16=0
Ответ: у1 =8 , у2 =-2
Слайд 21
Решение квадратных уравнений с помощью номограммы