Слайд 1«И нам дано
предугадать,
как наше слово
отзовется?..»
«Психологическая атмосфера
урока»
Слайд 2
УРОК, основная форма организации учебных занятий при классно-урочной системе обучения
в общеобразовательных школах, профтехучилищах и средних специальных учебных заведениях. Характеризуется
строго установленным объемом учебной работы и порядком ее выполнения в рамках определенного времени (обычно 40-45 мин).
Большой энциклопедический словарь
Слайд 3Благоприятная психологическая атмосфера урока
Благоприятная психологическая атмосфера урока служит одним
из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками
и самим учителем определяет позитивное воздействие школы на здоровье.
Слайд 4Закон РФ “Об образовании”.
В статье 56.3 говорится “О прекращении
трудового договора с педагогом в случае применения, в том числе
однократного, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психологическим насилием над личностью обучающегося”.
Статья 32.3 “Образовательное учреждение несет ответственность за качество образования своих выпускников”.
Наличие или отсутствие психологического комфорта оказывает влияние на состояние психики школьника, его желание учиться, а в итоге – на его успеваемость.
Слайд 5Психологическая атмосфера - это та атмосфера или «погода в соответствующем
окружении»: коллективе взрослых или детей. Дома, в школе, на уроке,
вне его...
Слайд 6Учитель воспитывает каждым своим:
жестом,
интонацией голоса,
выражением своего
лица,
улыбкой
Слайд 7Умный, обладающий психологической культурой учитель всегда обеспечит возможность каждому школьнику
пережить радость успеха вне зависимости от способностей и степени его
подготовки
Необходимо знать индивидуальные особенности учеников, нужна умная, гибкая система педагогических воздействий на их психику.
Ни один ответ ребят нельзя оставлять без какой-либо, хотя бы краткой рецензии, какого-либо оценочного суждения
Слайд 8 «Точно»,
«Правильно»,
«Молодец»,
«А вот этого решения и я не
знал — обсудим на занятиях кружка»,
«Здорово»,
«Неправильно»,
«Подумай, в
каком звене рассуждений ошибка»,
«Вот пример, факт, опровергающий такое мнение, Найди-ка более правильное объяснение»
Слайд 9Формы обращения учителя к ученикам
1) Деловая форма обращения : “Займемся, ребята, делом,
общим для всех и очень нужным для каждого, а сначала
договоримся, как будем работать, хорошо?”, “Кто может предложить другое?”.
2) Личностно-доверительное обращение: “Я уверена, что вы это для меня сделаете, ведь это вам совсем не трудно”; “Ты мог бы помочь мне во многом, и я тебе буду благодарна, если исполнишь мою просьбу” и т.п.
3) Эмоционально-личностное обращение: “У меня ребята был сегодня тяжелый день, и вы устали к шестому уроку – побережем друг друга” или “я знаю у вас сегодня была контрольная по математике, как справились, трудная?.. Тогда на уроке займемся интересным делом, спрашивать вас не буду.”
Слайд 10Создание атмосферы психологической поддержки в классе (психолог-гуманист Карл Роджерс):
1) С
самого начала и на всем протяжении учебного процесса учитель должен
демонстрировать детям свое полное к ним доверие.
2) Он должен помогать учащимся в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым учащимся в отдельности.
3) Он должен всегда исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению.
4) Он должен выступать для учащихся как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи.
5) Важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого ученика.
6) Он должен развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его.
7) Он должен быть активным участником группового взаимодействия.
8) Он должен открыто выражать группе свои чувства.
9) Он должен стремится к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника.
10) Наконец, он должен хорошо знать самого себя
Слайд 11Технология, приемы общения (Д. Карнеги):
1) Улыбайтесь! Улыбка обогащает тех, кто
ее получает, и не обедняет тех, кто ее дает!
2) Помните,
что для человека звук его имени является самым важным звуком в человеческой речи. Как можно чаще обращайтесь к другому человеку по имени.
3) Давайте четко и искренне признавать хорошее в других.
4) Будьте сердечными в своем одобрении и щедры на похвалы, и люди будут дорожить вашими словами, помнить их в течении всей жизни.
5) Желание понимать другого человека порождает сотрудничество
Слайд 12«Давайте понимать друг друга с полуслова, чтоб, ошибившись раз, не
ошибиться снова...»
слова из песни Булата Окуджавы
Успешное проведение урока, следовательно и психологическую атмосферу урока создаёт сам педагог
Старайтесь:
Видеть в каждом ученике уникальную личность.
«Все дети талантливы».
Создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки,
доброжелательности.
"Учиться победно!".
Исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка.
"Ребенок хорош, а плох его поступок".
Предоставлять возможности и помогать детям.
"В каждом ребенке – чудо, ожидай его".
Слайд 13Золотые правила психологической атмосферы на уроке
Не пытайтесь за каждым отрицательным
поступком школьника видеть только отрицательные мотивы.
Тщательно готовьтесь к уроку,
не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.
Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия.
Школьника можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности.
Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет (если она хорошо организована).
Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряжение в общении.
Слайд 14Памятка учителю
– Уважай детей! Защити их любовью и правдой.
– Не
навреди! Ищи в детях хорошее.
– Замечай и отмечай малейший успех
ученика. От постоянных неудач дети озлобляются.
– Не приписывай успех себе, а вину ученику.
– Ошибся – извинись, но ошибайся реже. Будь великодушным, умей прощать.
– На уроке создавай ситуацию успеха.
– Не кричи, не оскорбляй ученика ни при каких обстоятельствах.
– Хвали в присутствии коллектива, а прощай наедине.
– Только приблизив к себе ребенка можно влиять на развитие его духовного мира.
– Не ищи в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми.
– Оценивай поступок, а не личность.
– Дай ребенку ощутить, что сочувствуешь ему, веришь в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.