Презентация по математике на тему:"Математика и литература - два крыла одной культуры".

Актуальность выбранной темы продиктована желанием разрушить стереотип несовместимости этих наук и доказать наличие между ними тесного взаимодействия. Достаточно лишь увидеть за словом число, за сюжетом – формулу и убедиться,

Слайд 1ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ТЕХНИКУМ» ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПАЛЛАСОВСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ:

« Математика и литература - два крыла одной культуры »

студента

1 курса группа 1МЦИ Баймухановой А.М.
Научный руководитель:
Преподаватель математики
Низамова Г.А.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ТЕХНИКУМ» ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПАЛЛАСОВСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ПРОЕКТНАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: « Математика и литература -

Слайд 2 Актуальность выбранной темы продиктована желанием разрушить стереотип несовместимости

этих наук и доказать наличие между ними тесного взаимодействия. Достаточно

лишь увидеть за словом число, за сюжетом – формулу и убедиться, что литература существует не только для литераторов, а математика – не только для математиков.

Цель исследования: установить связь между математикой и литературой.
задачи исследования:
Выявить и раскрыть эстетический потенциал математики;
опровергнуть стереотип о сухости математиков;
Показать на что связь между математикой и литературой повлияет с помощью материалов, подтверждающие связь;
Использовать исторические сведения межпредметного характера;
Доказать присутствие математики в литературе.

В работе использованы следующие методы:
поиск,
изучение,
анализ,

обобщение,
сравнение.

Слайд 3Однажды по королевскому парку гуляли Поэт и Математик:
- Посмотри

, какая прекрасная роза! – воскликнул Поэт, проходя
мимо, -

какие формы, какая страсть и живость красок! Непременно
надо написать о ней поэму!
- Что касается строгости пропорций – добавил Математик, -
то этого у нее не отнимешь. Наверно у нее длинное латинское название.
Непременно напишу трактат о пропорциях в природе.

Математика и литература – два крыла одной культуры

Однажды по королевскому парку гуляли Поэт и Математик: - Посмотри , какая прекрасная роза! – воскликнул Поэт,

Слайд 4Омар Хайям
(ок.1048 - после 1122)

О тайнах сокровенных невеждам

не кричи, И бисер знаний ценных перед глупым не мечи, Будь скуп

в речах и прежде взгляни, с кем говоришь, Лелей свои надежды, но прячь от них ключи.

Параллельно с занятиями наукой Хайям создавал свои четверостишия (“Рубаи”). Научные труды Хайям писал на арабском языке, стихотворения на персидско-таджикском наречии.

Одним из крупнейших математиков, который был замечательным поэтом, является Омар Хайям. Омар Хайям завершил построение геометрической теории кубических уравнений.

Нам жизнь навязана; её водоворот Ошеломляет нас, но миг один – и вот Уже пора уйти, не зная цели жизни… Приход бессмысленный, бессмысленный уход!

Омар Хайям  (ок.1048 - после 1122)О тайнах сокровенных невеждам не кричи, И бисер знаний ценных перед

Слайд 5Французский философ, математик, физик и физиолог. Заложил основы аналитической геометрии,

дал понятия переменной величины и функции, ввел многие алгебраические обозначения.

Прямоугольная система координат называется – декартова система координат. Он так проявил себя в литературном мастерстве, что занесён в ряд основателей французской прозы нового времени.

Вообще-то он и начал свою творческую жизнь с поэзии и много работал в этом жанре. Увековечил он себя в области математики и философии, а всё же его последней работой была пьеса в стихах.

Французский философ, математик, физик и физиолог. Заложил основы аналитической геометрии, дал понятия переменной величины и функции, ввел

Слайд 6(1792-1856)
Н.И Лобачевский
Ректор Казанского университета, создатель новой геометрии и

вдруг в 1834 году “рискнул” опубликовать свое стихотворение “Разлив Волги

при Казани”.

У каждого свой исходный постулат, на котором построена его геометрия жизни. Нужно только пристальнее приглядеться к человеку, определить этот исходный постулат и тогда всё станет ясно, все поступки окажутся логически обоснованными. Можно даже наперёд предсказать, как поступит тот или иной человек.

Ты поражаешь ли поля опустошеньем? Ты похищаешь ли надежды поселян? Нет! На водах твоих всегда благословенье Почиет благодарных стран, Тобой, питаемых, тобой обогащенных! Ты и земли безвредная краса, И светлые в струях твоих невозмущенных, Как в чистой совести, сияют небеса. Вот образ мирного могущества России! Ее разлив не страшен никому. Великодушие обуздывает силы, всегда, везде покорные ему.»

(1792-1856)  Н.И ЛобачевскийРектор Казанского университета, создатель новой геометрии и вдруг в 1834 году “рискнул” опубликовать свое

Слайд 7Гениальный русский ученый является творцом идей новой науки во многих

областях. Он величайший химик, физик, геолог и в то же

время историк, языковед и даже поэт.

В России Ломоносов стал создателем оды как жанра философского и высокого гражданского звучания. Свои научные мысли он нередко излагал поэтическим языком.

О вы, которых ожидает Отечество от недр своих И видеть таковых желает, Каких зовет от стран чужих, О, ваши дни благословенны! Дерзайте ныне ободрены Раченьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рожать.

Гениальный русский ученый является творцом идей новой науки во многих областях. Он величайший химик, физик, геолог и

Слайд 8Крупнейшим литератором и математиком была С. В. Ковалевская.
В 1874

г. Геттингенский университет присудил С. В. Ковалевской степень доктора философии

“с высшей похвалой”.
За выдающиеся заслуги Русская Академия наук избрала С. В. Ковалевскую своим членом – корреспондентом. Министр просвещения Франции присвоил ей почетное звание “Офицера просвещения”.

Нельзя быть математиком, не будучи в то же время поэтом в душе”..

«Принцесса науки»

Она писала стихи, повести, романы, критические статьи для журналов и газет

Крупнейшим литератором и математиком была С. В. Ковалевская. В 1874 г. Геттингенский университет присудил С. В. Ковалевской

Слайд 9Известно, что Лермонтов в своих вольных переездах из одного места

службы в другое всегда возил с собой учебник математики.
Редко кто

из русских поэтов был хорошо знаком с точными науками. "Проверить алгеброй гармонию" было дано далеко не всем жителям Парнаса. Среди немногих - Михаил Юрьевич Лермонтов. Для него математика была не только наукой, которую "проходят" в военных учебных заведениях.

Лермонтов постоянно искал новой деятельности и никогда не отдавался весь тому высокому поэтическому творчеству, которое обессмертило его имя и которое, казалось, должно было поглотить его всецело. Постоянно меняя занятия, он со свойственной ему страстью, с полным увлечением отдавался новому делу.

Известно, что Лермонтов в своих вольных переездах из одного места службы в другое всегда возил с собой

Слайд 10Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии
Хорошо известно, что

Александру Сергеевичу математика не давалась с детства и поэтому он

её не любил. Кажется, что свидетельств его современников более чем достаточно для того, чтобы сделать вывод о неприязненном отношении Пушкина к математике. На самом деле это неверно.

В библиотеке А.С. Пушкина имелись два сочинения по теории вероятностей, одно из которых представляет собой знаменитый труд великого французского математика и механика Лапласа “Опыт философии теории вероятностей”, вышедшей в Париже в 1825 г. Такое внимание к теории вероятностей связано по-видимому с тем глубоким интересом, который проявлял Пушкин к проблеме соотношений необходимости и случайности в историческом процессе.

О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И Опыт, сын ошибок трудных,
Гений, парадоксов друг,
И Случай, бог изобретатель

Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзииХорошо известно, что Александру Сергеевичу математика не давалась с детства

Слайд 11Рифма, звучная подруга
Вдохновенного досуга,
Вдохновенного труда,
Ты умолкла, онемела;
Ах, ужель ты

улетела,
Изменила навсегда?

Совпадение кульминационных моментов в произведениях прозы у А.С.Пушкина удивительно

близкое с золотой пропорцией

Во многих произведениях Пушкина присутствует соответствие числам Фибоначчи (1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144, 233, 377, 610, 987, 1597).
Основная схема построения “Евгения Онегина” основана на близости к трём числам Фибоначчи: 8, 13, 55.

Рифма, звучная подругаВдохновенного досуга, Вдохновенного труда,Ты умолкла, онемела;Ах, ужель ты улетела,Изменила навсегда?Совпадение кульминационных моментов в произведениях прозы

Слайд 12В самом заглавии романа закодирован закон золотого сечения.
Человек -

есть дробь. Числитель - это, сравнительно с другими, достоинства человека,

знаменатель - это оценка человеком самого себя. Увеличить своего числителя - свои достоинства, не во власти человека, но всякий может уменьшить своего знаменателя - свое мнение о самом себе, а этим уменьшением приблизить к совершенству .

Война и мир

Писатель организовал в своем имении Ясная Поляна школу для крестьянских детей и сам преподавал в ней. Для учащихся он написал и издал «Азбуку», в которой есть раздел «Арифметика».

Пять букв в первом ключевом. Отношение ключевых слов 5:3=1,666… есть первое рациональное приближение коэффициента золотого сечения

Название романа построено на первых четырех членах ряда Фибоначчи 1, 2, 3, 5. Один союз, два существительных, три слова

В самом заглавии романа закодирован закон золотого сечения. Человек - есть дробь. Числитель - это, сравнительно с

Слайд 13Математика в литературных произведениях
Математики в литературных произведениях предостаточно. Если внимательно

подумать, можно найти доказательство и этому, казалось бы, абсурдному, утверждению.

Итак, где же искать эту математику?
1) В названии произведения:
«Два капитана» — В.Каверин,
«Три мушкетера» — А.Дюма
«Десять негритят» — А.Кристи,
«Двенадцать стульев» — И. Ильф и Е. Петров
«Тысяча и одна ночь» — сборник арабских сказок,

2) В тексте произведения
Л.Н. Толстой «Азбука» (раздел «Арифметика» содержит математические задачи для второго класса)
И.А.Крылов «Лебедь, рак и щука» (сложение векторов )
Гете «Фауст» (используются математические символы).
А.П. Чехов « Репетитор», «Урок арифметики» (шуточные задачи)
А.С. Пушкин «Маленькие трагедии» «Скупой Рыцарь» (одна из немногих легенд, в которой при кажущемся правдоподобии нет и зерна правды)
Жуль Верн «Таинственный остров» (подобие треугольников позволяет измерить высоту скалы)
Математика в литературных произведенияхМатематики в литературных произведениях предостаточно. Если внимательно подумать, можно найти доказательство и этому, казалось

Слайд 14 Задача Л. Н. Толстого
Артели косцов надо было

скосить два луга, один вдвое больше другого. Половину дня артель

косила большой луг. После этого артель разделилась пополам: первая половина осталась на большом лугу и докосила его к вечеру до конца; вторая же половина косила малый луг, на котором к вечеру еще остался участок, скошенный на другой день одним косцом за один день работы. Сколько косцов было в артели?»
Задача Л. Н. ТолстогоАртели косцов надо было скосить два луга, один вдвое больше другого.

Слайд 15 «Дед Мазай и Зайцы» Некрасов Н.А.
« Вижу один

островок небольшой-
Зайцы на нем собралися гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась
К

бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину».

«Дед Мазай и Зайцы» Некрасов Н.А.« Вижу один островок небольшой-Зайцы на нем собралися гурьбой.С

Жюль Верн «Таинственный остров»
.
Герои измеряли высоту скалы.
Расстояние от колышка

до шеста так относится к расстоянию от колышка до основания

стены, как высота шеста к высоте стены.
«Если мы измерим два первых расстояния, то, зная высоту шеста, сможем вычислить четвертый, неизвестный член пропорции, т. е. высоту стены.
«0ба горизонтальных расстояния были измерены: меньшее равнялось 15 футам, большее - 500 футам. По окончании  измерений инженер  составил  следующую запись:
15:500 = 10:х, 500×10 = 5000,
5000:15 = 333,3.
Ответ: высота  гранитной стены равнялась
333 футам».

Жюль Верн «Таинственный остров». Герои измеряли высоту скалы.Расстояние от колышка до шеста так относится к расстоянию от

Слайд 17Выводы

Исходя из вышесказанного по поставленной нами первой задачи исследования мы

выявили и раскрыли эстетический потенциал математики;
По второй задачи исследования мы

опровергнули стереотип о сухости математиков;
По третей задачи исследования мы показали, что связь между математикой и литературой есть;
По четвёртой задачи исследования мы рассмотрели и использовали исторические сведения межпредметного характера и доказали присутствие математики в литературе.
В итоге проекта мы установили связь между математикой и литературой, следовательно цель нами была достигнута.

Выводы	Исходя из вышесказанного по поставленной нами первой задачи исследования мы выявили и раскрыли эстетический потенциал математики;	По второй

Слайд 18 «Математика и литература - два крыла одной культуры»
А закончить свою

исследовательскую работу нам бы хотелось словами выдающегося филолога и философа

Ю. Лотмана: «Можно предположить, что в культуре, в которой имеется математика, должна быть и поэзия, и наоборот. Гипотетическое уничтожение одного из этих механизмов, вероятно, сделало бы невозможным существование другого».

Математика и литература –
Две ветви человеческой культуры,
Две книги из одной библиотеки,
Две песни из единой фонотеки.
Такие  разные, как буква и число,
Неразделимые, как лодка и весло.
Что их роднит, объединяет в вечность?
Великой мысли дух и бесконечность!

«Математика и литература - два крыла одной культуры»А закончить свою исследовательскую работу нам бы хотелось

Слайд 19Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!