Слайд 1Что такое алгебра?
Учитель математики
Кураченко Тамара Петровна
Волгоград МОУ гимназия №
Слайд 2Гипотеза:
Мы считаем, что алгебра- это один из разделов математики, который
занимается изучением чисел.
Слайд 3Мы решили выяснить:
Зачем алгебре понадобился дополнительный алфавит, если есть числа?
Чем
конкретно занимается алгебра?
Слайд 4Сначала мы просто полистали разные учебники и выяснили, что в
учебнике алгебры почти нет рисунков, зато много цифр и еще
больше букв, причем латинских. Затем мы пересмотрели все правила и законы алгебры из этих учебников и убедились, что их гораздо проще запомнить в виде формул, то есть букв! Например: достаточно сложно запомнить утверждение
Слайд 5«частное от деления разности кубов двух чисел на разность этих
же чисел равно неполному квадрату суммы этих чисел». Гораздо проще
запомнить формулу
Слайд 6Мы пришли к выводу, что буквы помогают нам записывать в
виде формул правила и законы операций над числами( и не
только над числами!) и удобной для запоминания и использования форме.
А как обстоит дело с задачами? Мы попытались решить одну старинную задачу о фазанах и кроликах.
Слайд 7В клетке сидели кролики и фазаны. Всего у них 15
голов и 42 ноги. Сколько кроликов и сколько фазанов было
в клетке?
С помощью букв легко можно составить уравнения и решить систему
Слайд 8Без букв эту задачу решить гораздо сложнее.
Поэтому
мы пришли к выводу, что буквы помогают нам записывать условие
задач в виде уравнений, что намного облегчает решение этих задач.
Но всегда ли? Оказалось, что не всегда. Есть задачи, в которых применение уравнений вовсе ни к чему.
Вот одна из них:
Слайд 9«Собрали 100 кг грибов, их влажность оказалась 99%. За день
грибы подсохли и их влажность стала 98%. Сколько теперь весят
грибы?»
Редкий ученик находит сразу правильный ответ на эту простую задачу.
Сухое вещество
составляет 1%,
то есть 1 кг. После
сушки это уже 2%.
И так как 1 кг- это
2%, то 100%
составят 50 кг.
Слайд 10Потом мы нашли еще одну задачу:
«Если шоферу 40 лет 3
месяца и 12 дней, а мост в Квебеке имеет длину
577 м, то на скольких желтках нужно замесить лапшу, чтобы накормить 4 человек, если принять во внимание, что ширина полотна на железных дорогах Боснии 0,7 м ?»
По условию этой задачи невозможно составить уравнение, потому что величины, входящие в условие задачи между собой никак не связаны ( не являются функциями одна другой ). А при решении задач как раз и надо установить такие связи, попытаться выразить одну величину через другую.
Слайд 11Мы пришли еще к одному выводу: буквы помогают кратко и
наглядно записывать, как связаны друг с другом различные величины.
Итак, что
же конкретно изучает алгебра? Мы долго спорили, но пришли к окончательному выводу:
Слайд 12В школьном курсе алгебры решают задачи с помощью уравнений, изучают
сами уравнения, связи между величинами ( функции ). При этом
применяется буквенная символика, выполняются преобразования буквенных выражений. Но за всеми этими буквами чаще всего скрываются числа. Наша гипотеза подтвердилась.
Слайд 13Иногда говорят так: алгебра держится на 4 китах:
число
уравнение
тождество
функция