Слайд 1«Математика и музыка»
Работу выполнила
Ученица 6 «Л» класса
МАОУ лицея №4 (ТМОЛ)
Стафеевская
Лада
Научный руководитель:
Кихтенко
Инна Сафроновна
Слайд 2ЦелЬ
Доказать, что связь между математикой и музыкой существует.
Слайд 3Задачи
Проанализировать литературу по теме исследования.
Познакомиться с пифагорейским учением о связи
между математикой и музыкой.
Найти общие элементы в математике и музыке.
Показать,
что построение музыкального произведения имеет свою логику и числовые характеристики (на примерах изучения нотных записей Гимна Российской Федерации и Гимна лицея ТМОЛ).
Переложить числа (даты рождения одноклассников) на музыку.
Установить связь между консонансным или диссонансным звучанием и способностями личности.
Сформулировать выводы.
Слайд 4Актуальность темы состоит в том, что многие не понимают, что
математика и музыка родственны. Родители не принимают во внимание тот
факт, что музыкальное образование развивает способности к математике. Учитывая, что математика становится всё более популярным, но остаётся при этом не менее сложным предметом, ценность музыки и музыкального образования как вспомогательного должна повышаться.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Слайд 5Математика – самая абстрактная из наук, а музыка – наиболее
отвлеченное из искусств, это высшие выразители науки и искуссва.
Волошинов А.
Слайд 6Одним из первых, кто попытался выразить красоту музыки с помощью
чисел был древнегреческий ученый Пифагор. Он являлся не только знаменитым
математиком, но и блестящим музыкантом.
Пифагорейцы видели ключ к разгадке гармонии в познании количественных отношений. Математику и музыку они не разделяли, считая единой наукой о гармонии мира (называли её математой).
Слайд 7Формула консонанса
Важную роль в понимании связи между математикой и музыкой
имеет открытие Пифагора. Оно состоит в том, что сочетание звуков,
издаваемых струнами, наиболее благозвучно, если длины струн музыкального инструмента относятся как целые числа первой четверки: 1:2; 2:3; 3:4.
Чем ближе в этих отношениях числа к единице, тем более благозвучнее сочетание. Так, самое «красивое» звучание – у октавы, где соотношение частот 1:2.
Благозвучное сочетание называется КОНСОНАНС.
Слайд 8Интервалы в музыке и математике
В математике и музыке много общих
понятий.
В основе теории о математике и музыке лежит интервал.
В музыке интервал - расстояние между двумя звуками, которое измеряется тонами и полутонами. Существуют основные интервалы между звуками:
Прима – 1
Секунда – 2
Терция – 3
Кварта – 4
Квинта – 5
Секста – 6
Септима – 7
Октава – 8
Слайд 9Дроби в математике и музыке
Ноты в музыке отличаются длительностью звучания.
Длительности нот соотносятся с дробями в математике.
Слайд 10В музыке каждый такт имеет одинаковую длительность. Размер такта указан
в начале произведения.
1/2 + 1/4 = 1/8 + 1/8 +
1/4 + 1/4 = 1/2 + 1/8 + 1/8 = 3/4
2) 1/2 + 1/4 + 1/4 = 1 = 1/8 + 1/8 + 1/4 + 1/2 =4/4
Слайд 11Ритм в музыке и математике
1/999 = 0,001001… = 0,(001)
1/99999 =
0,0000100001… = 0,(00001)
Ритм в музыке – чередование длительностей; ритм в
математике – чередование цифр.
Слайд 12Числовые соотношения в нотной записи гимна российской федерации
Вывод: сумма
цифр в каждом такте является четным числом. Это
показывает, что мелодия гимна определяется числовыми закономерностями.
Слайд 13Числовые соотношения в нотной записи гимна лицея тмол
Вывод:
в данной мелодии идет чередование четных и нечетных сумм цифр
в тактах, что также указывает на подчинение музыки численным законам.
Слайд 14Даты рождения учеников 6 «Л» класса и соответствующие им ноты
Консонансное
звучание – человек творческий.
Диссонансное звучание – человек точен.
Слайд 15Анализ полученных результатов
6 «Л» класс
Слайд 166 «Л» класс
Из 9 учеников, определенных нами как творческих, 6
человек занимаются музыкой, следовательно, наш эксперимент можно считать удачным.
Слайд 17Выводы
В ходе проведенного исследования мы проанализировали литературу, познакомились с пифагорейским
учением о связи музыки и математики.
Были найдены соответствия между математическими
и музыкальными понятиями.
Анализ музыкальных произведений (Гимна Российской Федерации и Гимна лицея ТМОЛ) показал, что в их основе лежат численные закономерности.
Переложение дат рождения одноклассников на музыку выявило взаимосвязь между консонансным или диссонансным звучанием и способностями личности, что подтвердилось в ходе опроса.
Таким образом можно сделать вывод, что между музыкой и математикой существует тесная взаимосвязь, определяющая единство мира чисел и чувств. Цель работы достигнута.