Слайд 1Множества.
Операции над множествами
ОАОУ СПО «Астраханский социально-педагогический колледж»
Работу подготовила
преподаватель
математики
Шарапова Ю.
Слайд 2Цель урока:
Обобщить, углубить знания студентов по изучаемой теме;
Способствовать формированию умений
применять операции над множествами для решения задач;
Поддерживать интерес к изучаемому
материалу.
Слайд 3УМЕНИЯ
ЗНАНИЯ
МНОЖЕСТВО
ЭЛЕМЕНТ МНОЖЕСТВА
ВИДЫ МНОЖЕСТВ
ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ
МНОЖЕСТВАМИ
ОБЪЕДИНЕНИЕ МНОЖЕСТВ
ПЕРЕСЕЧЕНИЕ МНОЖЕСТВ
НАХОДИТЬ ОБЪЕДИНЕНИЕ МНОЖЕСТВ
НАХОДИТЬ ПЕРЕСЕЧЕНИЕ
МНОЖЕСТВ
ИЗОБРАЖАТЬ С ПОМОЩЬЮ КРУГОВ ЭЙЛЕРА
РЕШАТЬ ЗАДАЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИМЕЮЩИХСЯ ЗНАНИЙ
Слайд 4основатель теории множеств
Георг Кантор
«Множество есть многое, мыслимое нами как
единое»
Слайд 5Понятия теории множеств
Понятие множества является одним из
наиболее общих и наиболее важных математических понятий. Оно было введено
в математику немецким ученым Георгом Кантором (1845-1918).Следуя Кантору, понятие "множество" можно определить так:
Множество- совокупность объектов, обладающих определенным свойством, объединенных в единое целое.
Слайд 6Придумай название для предметов и животных, собранных вместе:
КОЛЛЕКЦИЯ МАРОК
НАБОР КАРАНДАШЕЙ
СТАЯ
ПТИЦ
ЧАЙНЫЙ СЕРВИЗ
БУКЕТ ЦВЕТОВ
СТАДО КОРОВ
Слайд 7 Множество – совокупность объектов, объединенных по какому – нибудь
признаку.
Объекты, составляющие множество, называются элементами множества.
Множества
обозначают большими буквами латинского алфавита: А, В, С, D и т. д.
Слайд 8Множество четырехугольников
Пространственные тела
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8,
9, 10, 11…
Квадраты чисел
Цифры десятичной системы счисления
10, 12, 14, 16
… 96, 98
Слайд 9множество людей на Солнце
множество прямых углов равностороннего треугольника
множество точек пересечения
двух параллельных прямых
Пустое множество- множество, не содержащее ни одного элемента.
Слайд 11 Обозначения некоторых числовых множеств:
N – множество
натуральных чисел;
Z – множество целых чисел;
Q – множество рациональных чисел;
I - множество иррациональных чисел;
R – множество действительных чисел.
Слайд 13Запишите множества букв слов
КОНИ И КИНО
ВИДЫ МНОЖЕСТВ
Равные множества
{К, О,
Н, И}
{К, И, Н, О}
Слайд 14А = {2; 3; 5; 7; 11; 13};
{х |
5< х
Слайд 15{1; 4; 9; 16; 25; …};
{10; 20; 30; 40;
50; …};
ВИДЫ МНОЖЕСТВ
Бесконечные множества
Слайд 16Среди перечисленных ниже множеств укажите конечные и бесконечные множества:
а) множество
чисел, кратных 13;
б) множество делителей числа 15;
в) множество деревьев в
лесу;
г) множество натуральных чисел;
д) множество рек Ростовской области;
е) множество корней уравнения х + 3 = 11;
ж) множество решений неравенства х + 1 < 3.
Слайд 17Задайте множество цифр, с помощью которых записывается число:
а)
3254; б) 8797; в) 11000; г) 555555.
Охарактеризуйте множество А:
а)
А = {1, 3, 5, 7, 9};
б) А = {- 2, - 1, 0, 1, 2};
в) А = {11, 22, 33, 44, 55, 66, 77, 88, 99};
Слайд 18Даны множества:
М = {5, 4, 6},
Р = {4,
5, 6},
Т = {5, 6, 7},
S = {4,
6}.
Какое из утверждений неверно?
а) М = Р б) Р ≠ S в) М ≠ Т г) Р = Т
Слайд 22
Задание.
Пусть А — множество простых чисел вида
7n +
2, где n ∈ N. Верна ли запись -5 ∈
А.
Задание.
Задайте перечислением элементов множество, заданное характеристическим свойством
Слайд 23
1. В множестве {лев; лисица; гиена; слон; рысь} все элементы,
кроме одного, обладают некоторым свойством.
а) опишите это свойство;
б) найдите элемент,
не обладающий этим свойством;
в) назовите еще два элемента, обладающие этим свойством.
2. Назовите 5 подмножеств в множестве всех цветов радуги.
3. Каким свойством в множестве ромбов выделяется подмножество квадратов?
Слайд 24Объединением множеств А и В называется множество, содержащее все элементы,
которые принадлежат множеству А или В.
Объединение множеств обозначается
П
р и м е р : {1,2,3} {2,3,4} = {1,2,3,4}.
Слайд 26А – четные натуральные числа
В – двузначные числа
Найти
объединение этих множеств.
А В –
быть четным натуральным или двузначным числом
Пример: 8 и 32
Слайд 27
Пересечением множеств А и В называется множество, содержащее все элементы,
которые принадлежат множествам А и В одновременно.
Пересечение множеств обозначается
П р и м е р : {1,2,3} {2,3,4} = {2,3}
Слайд 29БЛИЦ-ОПРОС
земноводные, млекопитающие, хладнокровные и т.п.
Какие названия применяются для обозначения множеств
животных?
Слайд 30БЛИЦ-ОПРОС
рота, взвод, полк, дивизия и т.п.
Какие названия применяются для обозначения
множеств военно-служащих?
Слайд 31БЛИЦ-ОПРОС
букет
Как называется множество цветов, стоящих в вазе?
Слайд 32БЛИЦ-ОПРОС
экватор
Как называется множество точек земной поверхности, равноудаленных от обоих полюсов?
Слайд 33БЛИЦ-ОПРОС
деревня, село, город, посёлок
Как называется множество населённых людьми мест?
Слайд 34БЛИЦ-ОПРОС
выставка, галерея
Как называется множество картин?
Слайд 35БЛИЦ-ОПРОС
архив
Как называется множество документов?
Слайд 36БЛИЦ-ОПРОС
флотилия, эскадра
Какие названия применяют для обозначения множеств кораблей?
Слайд 38А – четные натуральные числа
В – двузначные числа
Найти пересечение этих
множеств.
А В – быть четным
натуральным и двузначным числом
Пример: 32
Слайд 39 Даны множества:
А = {2; 3; 8},
В =
{2; 3; 8; 11},
С = {5; 11}.
Найдите:
1) АUВ; 2) АUС; 3) СUВ.
Слайд 40 Даны множества:
А = {a, b, c, d},
B
= {c, d, e, f},
C = {c, e, g,
k}.
Найдите: (АUВ)UС.
Слайд 41Даны множества:
А – множество всех натуральных чисел, кратных 10,
В = {1; 2; 3;…, 41}.
Найдите А∩В.
Слайд 42k
Решение задачи
с помощью кругов Эйлера
Леона́рд Э́йлер — швейцарский,
немецкий и российский математик, внёсший значительный вклад в развитие математики,
а также механики, физики, астрономии и ряда прикладных наук.
Слайд 43
поют 17
танцуют 19
Всего 30
17+19=36, всего 30
36-30=6
6
11
13
В классе 30 человек, каждый
из которых поёт или танцует. Известно, что поют 17 человек,
а танцевать умеют 19 человек. Сколько человек поёт и танцует одновременно?
Слайд 44Решение
Пусть А - это множество учеников, умеющих петь. Количество
элементов в нём по условию равно n = 17. Пусть
В - множество учеников, умеющих танцевать. Количество элементов в нём - m = 18. Множество совпадает со всем классом, т.к. каждый ученик в классе поёт или танцует. - это множество тех учеников класса, которые поют и танцуют одновременно. Пусть их количество равно k.
Согласно формуле доказанной выше
n + m- k = 17+ 19- k = 30 k = 6.
Ответ: 6 учеников в классе поют и танцуют одновременно.
Слайд 45
Всего 67
Английский 47
Немецкий 35
23
47-23=24
24
35-23=12
12
24+12+23=59
67- 59=8
На фирме работают 67 человек. Из
них 47 знают английский язык, 35 - немецкий язык, а
23 - оба языка. Сколько человек в фирме не знают ни английского, ни немецкого языков?
Слайд 46Каждый учащийся в классе изучает английский или французский язык. Английский
язык изучают 25 учащихся, французский — 27 учащихся, а два
языка — 18 учащихся. Сколько учащихся в классе?
Ответ: в классе 34 ученика
Английский 25
Немецкий 27
Только английский
25 – 18 = 7
Только немецкий
27 – 18 = 9
7 + 9 + 18 = 34
18
7
9
Слайд 47Расположите 4 элемента в двух множествах так, чтобы в каждом
из них было по 3 элемента.
Слайд 48Множества А и В содержат соответственно 5 и 6 элементов,
а множество А ∩ В – 2 элемента. Сколько элементов
в множестве А U В?
Объединение содержит 9 элементов
Слайд 49Каждая семья, живущая в нашем доме, выписывает или
газету, или журнал,
или и то и другое вместе. 75 семей
выписывают газету, а
27 семей выписывают журнал и лишь 13 семей выписывают и журнал, и газету. Сколько семей живет в нашем доме?
Всего: 14 + 13 + 62 =89
Слайд 50Домашнее задание
Задача №1. Из 52 школьников 23 собирают значки,
35 собирают марки, а 16 – и значки, и марки.
Остальные не увлекаются коллекционированием. Сколько школьников не увлекаются коллекционированием?
Задача №2. Каждый из учеников 9-го класса в зимние каникулы ровно два раза был в театре, посмотрев спектакли А, В или С. При этом спектакли А, В, С видели соответственно 25, 12 и 23 ученика. Сколько учеников в классе?
Задача №3. В воскресенье 19 учеников нашего класса побывали в планетарии, 10 – в цирке и 6 – на стадионе. Планетарий и цирк посетили 5 учеников; планетарий и стадион - 3; цирк и стадион - 1. Сколько учеников в нашем классе, если никто не успел посетить все три места, а три ученика не посетили ни одного места?
Слайд 51я приобрел…
мне захотелось…
сегодня я узнал…
меня удивило…
теперь я могу…
было интересно…
я научился…
Слайд 52УМЕНИЯ
ЗНАНИЯ
МНОЖЕСТВО
ЭЛЕМЕНТ МНОЖЕСТВА
ВИДЫ МНОЖЕСТВ
ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ
МНОЖЕСТВАМИ
ОБЪЕДИНЕНИЕ МНОЖЕСТВ
ПЕРЕСЕЧЕНИЕ МНОЖЕСТВ
НАХОДИТЬ ОБЪЕДИНЕНИЕ МНОЖЕСТВ
НАХОДИТЬ ПЕРЕСЕЧЕНИЕ
МНОЖЕСТВ
ИЗОБРАЖАТЬ С ПОМОЩЬЮ КРУГОВ ЭЙЛЕРА-ВЕННА
РЕШАТЬ ЗАДАЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИМЕЮЩИХСЯ ЗНАНИЙ
ПОДВЕДЕМ
ИТОГИ