Слайд 1Особенности конструирования урока математики на основе
системно-деятельностного подхода
Учитель математики
Шкодина Е. В.
Слайд 2«Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание
порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном,
конкурентном мире», - отмечено в национальной образовательной инициативе "Наша новая школа".
Слайд 3 Как повысить уровень математической компетентности обучающихся, обеспечивающую готовность к
использованию математических знаний, умений, навыков для решения максимально широкого диапазона
жизненных задач?
Как в процессе обучения математике обеспечить формирование ключевых компетенций у школьников, умения учиться, учиться творчески и самостоятельно?
Каким образом спроектировать учебный процесс, позволяющий вооружить школьников способами самостоятельного открытия знания, организовать эффективную самостоятельную деятельность, в которой каждый ученик может реализовать свои способности и интересы?
Слайд 4Реализация деятельностного подхода на уроках математики в условиях перехода на
ФГОС
Слайд 5ситуация
проблема
задача
результат
Слайд 6
Основная цель
системно – деятельностного
подхода в обучении:
научить не
знаниям, а работе.
Слайд 7Дидактические принципы построения урока в режиме системно-деятельностного подхода
Принцип деятельности
Принцип непрерывности
Принцип
целостности
Принцип минимакса
Принцип психологической комфортности
Принцип вариативности
Принцип творчества
Слайд 8Урок – главная форма обучения
Слайд 9Требования ФГОС к результатам освоения основной общеобразовательной программы
Метапредметные
Личностные
Предметные
Усвоенные межпредметные понятия
и УУД.
Управление своей деятельностью, самостоятельность.
Речевая деятельность, навыки сотрудничества.
Работа с информацией.
Сравнение, анализ, обобщение, классификация и т.д.
Основы системы научных знаний.
Опыт «предметной» деятельности по получению, и применению нового знания
Внутренняя позиция школьника, самоуважение, самооценка. Мотивация. Способность к решению моральных проблем. Оценка своих поступков и т.д.
Слайд 11Структура урока математики с позиции системно - деятельностного подхода состоит
в следующем:
учитель создает проблемную ситуацию;
ученик принимает проблемную ситуацию;
вместе выявляют
проблему;
учитель управляет поисковой деятельностью;
ученик осуществляет
самостоятельный поиск;
обсуждение результатов.
Слайд 13Особенности урока в рамках деятельностного подхода
Слайд 15«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил
этим самостоятельным
процессом и давал
для него материал»
К.Д. Ушинский
Слайд 16Системно-деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в
котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном
процессе.
Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.
Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:
ставить цели,
решать задачи,
отвечать за результаты.
Слайд 17В учебной деятельности действие ребенка строится из связанных между собой
задач:
Действие связано с принятием цели и принятием решения.
Эта компетентность
связана со сформированностью оценочного действия.
Сформированность оценочного действия говорит о фактическом участии ребенка в учебном процессе.
Важно, чтобы ребенок образовывал себя посредством взрослого
Важно развивать такие стороны:
1) рефлексию,
2) анализ,
3) планирование.
Слайд 18Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. совокупность способов
действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая
организацию этого процесса.
Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно – смысловых оснований личностного морального выбора.
Слайд 20Планирование урока математики
1. Формулировка целей урока.
2.Подбор вопросов и заданий
для этапа актуализации знаний и действий.
3.Придумывание ситуации, в которой у
обучающихся может возникнуть потребность в формулировании цели, побуждающей к «открытию» нового знания.
4. Выбор способа организации деятельности обучающихся.
5. Подбор дидактических средств.
6.Разработка заданий, побуждающих обучающихся распознавать конкретные ситуации на основе нового задания и воспроизводить их.
7. Разработка способов организации выполнения обучающимися этих заданий.
8. Составление заданий для контрольного этапа урока.
Слайд 21Технологическая карта урока - современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя
и учащихся
Технологическая карта урока – это обобщенно-графическое выражение сценария урока,
основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы
Слайд 22Структура технологической карты включает:
название темы с указанием часов, отведенных на
ее изучение;
цель освоения учебного содержания;
планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную
компетентность и УУД);
метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);
основные понятия темы;
технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
Слайд 23Общий вид технологической карты урока,
реализующего системно-деятельностный подход и формирование
УУД
Предмет____________________________________________________________
Класс_______________________________________________________________
Автор УМК__________________________________________________________
Тема урока___________________________________________________________
Тип урока____________________________________________________________
Слайд 24Критерии результативности урока
Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя
для этого специальные приемы.
Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика,
поощряет и поддерживает минимальные успехи.
Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)
Слайд 26Подарите ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;
Ведите ученика от собственного
опыта к общественному;
Будьте не «НАД», а «РЯДОМ»;
Радуйтесь вопросу, но отвечать
не спешите;
Учите анализировать каждый этап работы;
Критикуя, стимулируйте ученика.
Вы - блестящий учитель, у вас прекрасные ученики!