Слайд 1
ВОЗМОЖНОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ПРЕДМЕТОВ
ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
подготовила учитель математики
МОУ-СОШ
с.Староселье
Шкаранова А.М. 2014-2015 уч. год.
Слайд 2План
1. Актуальность формирования УУД для современного общества.
2. Универсальные учебные
действия
2.1 Понятие УУД.
2.2 Функции универсальных учебных действий.
2.3 Виды универсальных
учебных действий:
2.4. Способы формирования универсальных учебных действий (способы, методы)
2.5 Возможности различных предметов в формировании УУД.
Слайд 3Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования:
от
цели усвоения знаний, умений и навыков
к цели развития Личности
учащегося
Слайд 4Основные требования общества к образовательной системе:
- формирование культурной идентичности учащихся
как граждан России;
- сохранение единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной
системы;
- обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях;
- достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества на основе формирования культурной идентичности и общности всех граждан и народов России;
- формирование универсальных учебных действий, порождающих образ мира и определяющих способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего мира.
Слайд 5Основная характеристика изменившихся
требований к общему образованию
«Ориентация образования не
только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на
развитие его личности, его познавательных и созидательных возможностей»
(Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года)
«Приоритет начального общего образования –
формирование общих учебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительное мере предопределяет успешность всего последующего обучения».
(Федеральный компонент государственного стандарта)
Слайд 6Необходимость пересмотра целей образования
Процессы глобализации, информатизации, ускорения внедрения новых научных
открытий, быстрого обновления знаний и профессий выдвигают требования повышенной профессиональной
мобильности и непрерывного образования.
Слайд 7Цели образования
Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное
и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как
«умение учиться».
Слайд 82.Общая характеристика универсальных учебных действий и способы их формирования в
образовательном процессе.
Слайд 9Универсальные учебные действия
способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного
и активного присвоения нового социального опыта;
совокупность действий учащегося, обеспечивающих
его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятель-ному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Слайд 10Функции универсальных учебных действий
- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять
деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства
и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;
- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
Слайд 113. ВИДЫ универсальных учебных действий
Слайд 12Виды универсальных учебных действий
Личностные
Регулятивные
Общепознавательные
Коммуникативные
Слайд 14Личностные УУД
Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях
и межличностных отношениях.
Слайд 15Личностные УУД - смыслообразование
установление учащимся значения результатов своей деятельности для
удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов
установление связи между целью учебной
деятельности и ее мотивом - определение того «какое значение, смысл имеет для меня учение»
Слайд 16Личностные УУД – нравственно-этическая ориентация
Выделение морально-этического содержания событий и действий
Построение
системы нравственных ценностей как основания морального выбора
Нравственно-этическое оценивание событий
и действий с точки зрения моральных норм
Ориентировка в моральной дилемме и осуществление личностного морального выбора
Слайд 17Личностные УУД – Самопознание и самоопределение
Построение образа Я (Я-концепции), включая
самоотношение и самооценку
Формирование идентичности личности
Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение
жизненных планов во временной перспективе
Слайд 18Виды УУД –
Регулятивные действия
Слайд 19Регулятивные УУД
Обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.
Слайд 20Регулятивные УУД
Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения
того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что
еще неизвестно;
Планирование – определение после-довательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
Слайд 21Регулятивные УУД
Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных
характеристик;
Контроль в форме сличения способа действия и его
результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
Слайд 22Регулятивные УУД
Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план
и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и
его продукта;
Оценка - выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Слайд 23Регулятивные УУД
Волевая саморегуляция как способность
- к мобилизации сил
и энергии;
к волевому усилию;
- выбору в ситуации конфликта
мотивов;
- к преодолению препятствий;
- эмоциональная устойчивость к стрессам и фрустрации;
- эффективные стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями
Слайд 25Общеучебные УУД
Самостоятельное выделение и формулирование учебной цели
Информационный поиск
Знаково-символические действия
Структурирование знаний
Произвольное
и осознанное построение речевого высказывания (устно и письменно)
Слайд 26Общеучебные УУД
Смысловое чтение текстов различных жанров; извлечение информации в соответствии
с целью чтения
Рефлексия способов и условий действия, их контроль и
оценка; критичность
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий
Слайд 27Общеучебные УУД – знаково-символические
Знаково-символические действия выполняют функции
- отображения учебного материала;
- выделения существенного;
- отрыва от конкретных ситуативных значений;
- формирования
обобщенных знаний.
Виды знаково-символических действий:
Замещение
Кодирование/декодирование
Моделирование
Слайд 28Познавательные УУД – логические действия
Анализ объекта с выделением существенных и
несущественных признаков
Синтез как составление целого из частей, в том числе
с восполнением недостающих компонентов
Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, сериации объектов
Слайд 29Познавательные УУД – логические действия
Подведение под понятия, выведение следствий
Установление причинно-следственных
связей
Построение логической цепи рассуждения
Выдвижение гипотез, их обоснование
Доказательство
Слайд 30Познавательные УУД – Постановка и решение проблем
Формулирование проблемы
Самостоятельное создание способов
решения проблем творческого и поискового характера
Слайд 32Коммуникативные УУД
Обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров
по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог;
участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Слайд 33Аспекты коммуникативной деятельности
Коммуникация как взаимодействие
Коммуникация как кооперация
Коммуникация как условие интериоризации
Слайд 34Коммуникация как взаимодействие
(учет позиции собеседника)
Слайд 35Коммуникация как кооперация
(согласование усилий по достижению общей цели,
организации и осуществлению совместной деятельности, приобретение навыков социального взаимодействия с
группой сверстников)
Слайд 36Коммуникация как условие интериоризации
(коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации
другим людям и становление рефлексии)
Слайд 37
4.Условия,
обеспечивающие развитие
универсальных учебных действий
в образовательном процессе
Слайд 38Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно- личностного,
познавательного развития учащихся реализуется в рамках целостного образовательного процесса в
ходе изучения системы учебных предметов и дисциплин, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности учащихся.
Слайд 39
От стихийности – к целенаправленному и планомерному формированию универсальных учебных
действий
Слайд 40Взгляд на учебный процесс
Учебный процесс – фокус,
в котором «сходятся»:
изучаемый учебный
материал
формируемые учебные действия
система оценивания – как элемент содержания и средство
«учения-обучения-самообразования»
Слайд 41Базовые педагогические
технологии
УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ»
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ
Слайд 42Уровневая дифференциация
Обязательность освоения
требований базового уровня
Добровольность освоения
повышенных уровней
Выделение и открытое предъявление
учащимся
базовых и повышенных требований к результатам
освоения данного раздела/темы курса
Реалистичность
требований
Альтернативность
Оценка «зачтено»
Предъявление требований с
помощью учебных заданий
Предъявление требований с
помощью учебных заданий
Оценки «4», «5»
Работа в группах подвижного состава
Накопленная оценка
Слайд 43Обучение на основе
учебных ситуаций
определение педагогической задачи (на основе планируемых результатов)
отбор
учебного материала
определение способов организации учебных ситуаций:
методические и дидактические средства, в
том числе - провоцирующие детей на осуществление действий
порядок действий учителя (с учетом меры сформированности учебных действий – исполнительские или ориентировочные)
порядок взаимодействия учащихся
прогнозирование возможных действий учащихся
средства осуществления обратной связи
Слайд 44
Условия развития УУД
цель
методика
текст
Передача готовых
знаний
Объяснить все так,
чтобы ученик
запомнил
и пересказал знания
Репродуктивные вопросы –
повторение и запоминание
чужих
мыслей
Необходимо исключить
Нужно стремиться
Развитие умений по
применению знаний
Учитель-режиссер.
Ученик сам открывает
новые знания через
содержание УМК.
Продуктивные задания –
получение нового продукта – своего вывода, оценки. Применение знаний в новых условиях. Перенос знаний.
Слайд 45Условное обозначение звуков,
знаки транскрипции,
фонетико-графические схемы
Слайд 48 В процессе письма – перекодирование из звуковой формы
в графическую.
В процессе чтения – перекодирование из
графической формы в звуковую.
Слайд 49Понимание значения воспроизведённых языковых единиц:
слов;
сочетаний слов;
предложений;
Слайд 50- перекодировать фонетическую запись речи в соответствующие буквы:
печатные,
письменные;
Слайд 51- Писать буквы и их соединения в слогах, словах и
предложениях.
Слайд 52Развитие фонематического слуха и культуры звукопроизношения достигается с помощью приёмов:
а)
наращивания
Слайд 54Ребёнок имеет возможность на уровне практического действия – руками –
самостоятельно воссоздать форму изучаемой буквы.
Слайд 59АЗБУКА ВЕЖЛИВОСТИ
Учимся давать оценку сообщениям, докладам и выступлениям своих товарищей
Когда
Петя Захаров сделал доклад по окружающему миру, всем очень захотелось
его покритиковать. Был лес рук. Евдокия Васильевна сказала:
- Оценивая выступление своего товарища, сначала подчеркни достоинства и сильные стороны Этого выступления. Они обязательно есть в любом выступлении. Никогда не начинай с критики! Ведь твой товарищ старался, готовился.
Слайд 60 Учебное сотрудничество: умение
договариваться, распределять работу,
оценивать общий результат деятельности и свой вклад в него.
Рассмотри схему расположения планет вокруг
Солнца. Прочитай соседу по парте названия
трёх ближайших к Солнцу планет. А он пусть
прочитает тебе названия остальных.
Рассмотри рисунок. Расскажи соседу по парте о жизни осеннего леса. А он тебе расскажет о жизни зимнего леса.
Нарисуй в своей тетради экологический знак к другому правилу. Обменяйтесь с соседом по парте тетрадями. Отгадайте, кто какое правило проиллюстрировал!
Открой последнюю страницу учебника. Прочитай, в какой типографии он напечатан. Обсуди с соседом по парте, почему типографии важны всей стране.