3 - 4 месяцу жизни. Поисковый, сосательный и глотательный рефлексы
должны быть хорошо развиты у доношенных детей. Легкое прикосновение к щеке или раздражение угла рта вызывает поворот головы ребенка по направлению к стимулу, открывание рта, и вытягивание языка в подготовке к сосанию. Он должен вызываться со всех 4-х квадрантов рта. Раздражителем для этого рефлекса может быть и сильное давление одновременно на обе ладони ребенка, ровно лежащего на спине. За раздражением следует сгибание шеи, открывание рта и закрывание глаз. Ребенок как бы поворачивается по направлению к источнику пищи и открывает рот достаточно широко для того, чтобы захватить сосок или бутылочку. Сосательные и глотательные движения, следующие за этим, жизненно необходимы для кормления в раннем возрасте. Сильнее всего рефлекс выражен в первые несколько часов после рождения, затем слабнет, не будучи подкрепленным.
Задержка рефлекса приводит к появлению в дальнейшей жизни чувства неисполнимости желаний, крушения надежд, невозможности "отбросить" мысли о каком-либо предмете. У пациента сохраняется чувствительность и незрелые реакции в ответ на прикосновение в области рта, особенно к губам. Ребенок будет испытывать затруднения при приеме твердой пищи, так как персистирующий сосательный рефлекс будет мешать формированию совершенных комбинированных движений языка, необходимых для глотания. Язык будет выдвигаться слишком далеко вперед, не давая возможности для эффективного жевания. Это может привести к брызганью слюной в школьном возрасте. Также может быть нарушена ручная умелость, так как незрелые движения при сосании и глотании будут мешать рукам, вызывая бессознательные синхронные движения ладоней.
Возможно, сохранение рефлекса ведет к появлению привычки сосать большой палец, ручку и другие предметы, а позже - к курению, как проявлению необходимости подкрепления рефлекса.
ПОИСКОВЫЙ И СОСАТЕЛЬНЫЙ РЕФЛЕКСЫ