Слайд 2Кому не известны
акварельные краски ! Коробка с разноцветными плиточками, круглыми
баночками или тюбиками. Смочишь водой мягкую кисть. Наберешь в нее
краску. Потом коснешься бумаги — и загорится веселый мазок. Еще мазок, еще... Постепенно получается изображение.
Слайд 3Акварель – это и краски, и особая техника, связанная с
использованием акварельных красок, и сами произведения, выполненные с помощью акварельных
красок.
Слайд 4АКВАРЕЛЬ (от французского aquarelle, от латинского aqua - вода) –
это растворимые в воде краски, содержащие тонко перетертый пигмент и
связующие вещества - клеи растительного происхождения.
Слайд 5В качестве связующих веществ в производстве акварельных красок применяются гумми-смолы
(камеди), гуммиарабик, вишневый, сливовый, урюковый и другие растительные клеи косточковых
плодовых деревьев, а также декстрин, мед, плавленый сахар, патоку, желатин, светлый столярный клей и т. п.
Гумми выделяется из растений в виде прозрачных твердых масс, вырабатываемых ими для прикрытия ранений и других патологических явлений.
Слайд 6ГУММИАРАБИК, растворимая камедь, называемая также акациевой камедью, добывается из отдельных
видов акаций, произрастающих в Африке, Индии и Австралии. Выделяющие ее
деревья имеют высоту от 3,6 до 4,2 м. Водный раствор гуммиарабика обладает клеящими свойствами. Гуммиарабик высшего качества имеет белый цвет или бесцветен и полупрозрачен. Это вещество используется в производстве чернил и кондитерских изделий, крашении тканей, керамике, обработке кожи, производстве болеутоляющих средств, лекарств, красок, цветных карандашей.
Слайд 7Акварель может быть твердой - в виде плиток, полумягкой -
в фаянсовых чашечках и мягкой - в тюбиках.
Слайд 8В акварельные краски вводится и поверхностно-активное вещество - бычья желчь,
позволяющая легко разносить краску по бумаге, так как желчь препятствует
скатыванию красок в капли. Для предотвращения разрушения красок плесенью в них вводится антисептик – фенол.
Слайд 9Особая прозрачность, чистота и яркость цвета достигается высокой дисперсностью (тонкой
растиркой) пигментов, получаемой специальным перетиранием порошков. В тех случаях, когда
необходима непрозрачность, матовость красок, пользуются смесью акварельных красок с гуашевыми или краски разводят на мыльном растворе.
Слайд 10Минеральные и органические пигменты, применяемые для изготовления акварельных красок:
Слайд 13Акварельная техника стала развиваться в Китае после изобретения бумаги во
II веке нашей эры.
Предшественницей и акварельной техники в Европе
была роспись по сырой штукатурке (фреска), позволявшая получать сходные эффекты. Акварель в то время не имела самостоятельного значения - ее применяли для графических, иллюстративных целей, для раскрашивания рисунка.
Слайд 14Чистая акварель (без примеси белил) стала широко применяться в начале
XV века. Её основные качества: прозрачность красок, сквозь которые просвечивают
тон и фактура основы (главным образом бумаги, редко - шёлка слоновой кости), чистота цвета.
Слайд 15Акварельная живопись вошла в употребление позже других родов живописи. Сначала
о ней говорили, как об искусстве, не заслуживающем серьезного внимания.
Однако, несмотря на её позднее возникновение, она в короткое время сделала такие успехи, что может соперничать с живописью масляными красками.
Слайд 16Главное связующее вещество акварели - гуммиарабик - легко растворяется в
воде, но не позволяет одному сырому слою краски перекрываться другим.
Поэтому в акварели трудно достигнуть кладки равномерного слоя.
Слайд 17Акварель требует быстрой работы, но ее привлекательность как раз в
свежести и беглости впечатления.
Слайд 19Возможно, теперь вы будете более внимательны к привычным вещам, которые
окружают нас с раннего детства – бумаге, карандашам, акварельным краскам…
Быть может, вы ещё больше захотите узнать о них …
Слайд 20Гаврилюк Н. С., учитель химии МОУ «Ачитская средняя общеобразовательная школа»