Слайд 1
Орнамент в графічному дизайні
Слайд 2Ритм. В достижении выразительности декоративной композиции немаловажную роль играет ритмическая
организация изобразительных элементов на плоскости.
Слайд 3Ритм - это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности, одно
из важнейших средств композиции.
Слайд 4Возможно ритмическое чередование различных фигур с убыванием или нарастанием размеров,
тональной или цветовой насыщенности.
Слайд 5В зависимости от расположения фигур композиция может быть статичной или
динамичной.
Слайд 6Ритм участвует не только в построении изображения, но зачастую придает
содержанию определенную эмоциональность. Он может быть задан линиями, пятнами цвета.
Слайд 7Все многочисленные композиции орнаментов построены на определенном ритмическом чередовании элементов.
Слайд 8Формы и мотивы орнамента чрезвычайно многообразны. Мы встречаем в нем
самые разные геометрические и природные формы, изображения растений, животных, даже
людей.
Слайд 9Таким образом, орнамент - область изобразительного искусства, где изображение строится
по иным законам, чем в картине или книжной иллюстрации, в
скульптуре или рельефе.
Слайд 10Главное отличие орнамента от произведений изобразительного искусства, в узком смысле
этого слова, состоит в том, что в основе орнаментальной композиции
лежит определенная математическая закономерность, иногда простая и очевидная, в других случаях - усложненная, доступная специальному анализу.
Слайд 11Располагаясь на поверхности какого-либо предмета, орнамент придает ей свою собственную
ритмическую структуру.
Слайд 12Ведь орнамент - это средство художественного овладения такой поверхностью, которая
сама по себе не имеет ясно выраженной структуры, масштаба, даже
четких границ.
Слайд 13Подчиняя себе эту поверхность, художник вносит в нее порядок и
меру, выделяет центр, дает движению нашего взгляда определенные направления.
Слайд 14Таким образом, орнамент можно назвать искусством упорядочивания поверхности или даже
искусством ритмической организации мира.
Слайд 15В орнаментальном искусстве разных эпох и народов очень ясно проявляются
их самые общие представления о законах окружающего мира, движении и
покое.
Слайд 16Все это выражается не в сюжете, а в самом строе
орнамента. Чувство упорядочности, правильности, простой или сложной закономерности - это
душа и смысл орнамента.
Слайд 17Часто художник находит нужный ритм в самом процессе сочинения узора,
в поисках наилучшего сочетания его частей в живом движении форм
и линий.
Слайд 18Особенности композиции в декоративно-прикладном искусстве основное назначение декоративной композиции -
эмоциональное воздействие. Она не несет сюжетной нагрузки.
Слайд 19Различные формы, которые мы видим, нужно расположить так, чтобы не
возникало чувства неудобства, желания что-то сдвинуть, изменить. Каждая форма должна
находиться в состоянии устойчивого равновесия по отношению к другим формам. Необходимо учитывать особенности восприятия композиции.
Слайд 20Композиционные приемы в полной мере зависят от видов искусства. Наряду
с общими закономерностями композиции, каждый вид искусства имеет свою специфику
и даже одно и то же композиционное средство может использовать по-разному
Слайд 21Если в живописи композиция помогает передать иллюзию пространства, его глубину,
то в народном и декоративно-прикладном искусствах художник композиционными приемами, наоборот,
стремится подчеркнуть объем или плоскость украшаемого объекта.
Слайд 22Свойство декоративной композиции - декоративное преображение любой натуры, выделение нарядности,
красочности.
Слайд 23Существует два основных источника творчества художников в декоративном искусстве. Первый
- внешний мир природы, мир во всем его многообразии, существующий
вне нашего сознания.
Слайд 24Второй - народное искусство, обладающее удивительной жизненной силой. В произведениях
народного искусства идеи добра проявляются с поразительной чистотой и откровенностью.