Слайд 1Русская иконопись
Самостоятельная работа
Ответить на вопросы:
Когда появилось на Руси церковное искусство?
Каких
иконописцев вы знаете?
Какую икону начинающий иконописец обычно пишет первой? Почему?
Слайд 4Основные даты жизни и творчества Андрея Рублёва
Около 1360 г.- родился
в средней полосе России.
1370-1390-е гг.- учился и работал в дружине
московских художников.
До 1405 г.- принял монашество с именем Андрей, жил в подмосковном Спасо-Андроникове монастыре.
1405 г.- совместно с художниками Феофаном Греком и Прохором с Гордца расписывал Благовещенский собор Московского Кремля.
1408 г.- вместе с художником Даниилом Чёрным написал фрески и иконы в Успенском соборе во Владимире.
Около 1408г.- написал иконы, получившие впоследствии
Название “Звенигородский чин”
Между 1422 и 1427 гг.- написал икону “Троица”
1427-1430 гг.- создал росписи Спасского собора Спасо – Андроникова монастыря.
29 января 1430г.- скончался и погребён в Спасо- Андроникова монастыря.
Слайд 5Андрей Рублев
в
Третьяковской галерее
Слайд 6Государственная
Третьяковская галерея
обладает ценнейшим
и наиболее полным в нашей
стране собранием произведений
Андрея Рублева и мастеров его круга.
Рублевская
коллекция
возникла в галерее в послереволюционное время.
Ее формирование связано с новым этапом изучения древнерусской живописи
Слайд 7От работ
Андрея Рублева и Даниила Черного во владимирском Успенском
соборе до наших дней дошли иконы иконостаса, составлявшие единый ансамбль
с фресками, частично сохранившимися на стенах храма
Слайд 8В 1768-1775 годах
обветшавший иконостас 1408 года из-за несоответствия вкусам
екатерининской эпохи был вынесен из собора и продан в село
Васильевское близ Шуи (ныне Ивановской области).
Иконостас Успенского собора включал иконы деисусного, праздничного и пророческого рядов.
В соответствии с размером собора иконостас его - один из самых больших дошедших до нас.
Так, деисусные иконы (одиннадцать из них в собрании галереи) имеют высоту 3,14 м.
Слайд 9Идейный замысел
композиции Деисуса ( в переводе с греческого Деисус
обозначает моление) связан с темой Страшного суда и отражает мысль
о заступничестве и молении святых «за род человеческий» перед Спасом. В эпоху ордынского нашествия тема Страшного суда на Руси понимается как грядущее торжество правды и справедливости
Слайд 10 На центральной иконе
Деисуса «Спас в Силах» изображен Иисус
Христос с раскрытым текстом Евангелия, восседающий на престоле. Обрамляющие Христа
красный ромб, голубовато-зеленый овал и красный четырехугольник символизируютего славу и «силы»,
небесные ( в овале)и земные
( символы четырех евангелистов
по углам ромба)
Слайд 11 В образе Богоматери
подчеркнут емкий монументального характера плавный
текучий силуэт, нарушаемый акцентированным
жестом протянутых в молитве рук.
Все
изображение проникнуто
кроткой и печальной мольбой,
заступничеством
«за род человеческий»
Слайд 12 В образе Иоанна Предтечи
внимание заострено на теме
величавой
скорби,
«духовного плача»,
по старинному выражению.
Иоанн взывает к покаянию,
о чем гласит крупная надпись
уставом на развернутом
свитке в его руке
Слайд 13Присутствие в деисусной композиции
среди молящихся святых двух фигур архангелов,
Михаила и Гавриила, восходит к давней традиции
изображения по сторонам
центрального образа
Иисуса Христа (Спаса) поклоняющихся
ему «небесных сил».
В живописи Андрея Рублева
образам ангелов придается
особое значение.
Во фресковом ансамбле Успенского
собора во Владимире
многочисленные лики ангелов
представляют исключительное
по красоте и разнообразию зрелище,
вовлекающее человека в мир возвышенных чувств и настроений. Ангелы на иконах деисуса органично дополняют изображения ангелов, трубящих в небо и землю, свивающих небесный свод, стоящих за апостолами в «Страшном суде», поклоняющихся Богоматери,
торжественно сидящей на престоле
Слайд 14В Третьяковской галерее хранится
и самое прославленное произведение Андрея Рублева
- знаменитая «Троица». Созданная в расцвете творческих сил, икона является
вершиной в искусстве художника.
Во времена Андрея Рублева тема Троицы, воплощавшая идею триединого божества (Отца, Сына и Святого Духа), воспринималась как некий символ времени, символ духовного единства, мира, согласия, взаимной любви и смирения, готовности принести себя в жертву ради общего блага. Сергий Радонежский основал недалеко от Москвы монастырь с главным храмом во имя Троицы, твердо веруя, что «взиранием на святую Троицу побеждался страх перед ненавистной рознью мира сего»
Слайд 15В Рублевской иконе
внимание сосредоточено
на трех ангелах, их состоянии.
Они изображены восседающими вокруг престола, в центре которого помещена евхаристическая
чаша с головой жертвенного тельца, символизирующего новозаветного агнца, то есть Христа.
Смысл этого изображения – жертвенная любовь.
Слайд 16 Икона находилась в Троицком соборе
Троицкого монастыря, ставшего впоследствии
лаврой, до двадцатых годов нашего столетия. За это время икона
претерпела ряд поновлений и прописей. В 1904-1905 годах по инициативе И.С.Остроухова, члена Московского археологического общества, известного собирателя икон и попечителя Третьяковской галереи, была предпринята первая основательная расчистка «Троицы» от позднейших записей. Работами руководил известный иконописец и реставратор В.П.Гурьянов.
Были сняты основные записи,
но оставлены прописи на вставках
нового левкаса, и в соответствии
с методами тогдашней реставрации сделаны
дописи в местах утрат,
не искажающие авторскую живопись
Слайд 17Академик Д.С.Лихачев
заметил,что «национальные идеалы русского народа полнее всего выражены
в творениях двух его гениев - Андрея Рублева и Александра
Пушкина. Именно в их творчестве отчетливее всего сказались мечты русского народа о самом хорошем человеке, об идеальной человеческой красоте… Эпоха Рублева была эпохой возрождения веры в человека, в его нравственные силы, в его способность к самопожертвованию во имя высоких идеалов»