Слайд 1«Живописцы счастья»
Художники импрессионисты
Слайд 2Импрессионизм был мировым направлением в культуре, пронизавшим собой все виды
изобразительного искусства, литературу, музыку, театр, повлиявшим на видение мира и
философию людей
Слайд 3Париж, 1963 год. Дворец промышленности… Жюри знаменитого Салона – художественной
выставки, ежегодно проходящей здесь, отклоняет около 70% представленных работ… В
разразившийся скандал пришлось вмешаться императору Наполеону III. Познакомившись с отвергнутыми полотнами , он милостиво разрешил представить их в другой части Дворца промышленности.
Слайд 4 Так 15 мая 1963 г. Была открыта выставка ,
сразу же получившая выразительное название «Салон Отверженных».
Эдуард Мане
«Салону Отверженных» предложил на десерт свой «Завтрак на траве», который вызвал бурю эмоций, жесточайшей критики и единодушного приговора, что этот «завтрак» абсолютно «несъедобный».
Слайд 6Особенно возмутил публику тот факт, что на лесной поляне собрались
прилично одетые, обутые, при галстуках и с тросточками мужчины, рядом
с которыми светятся обнаженные женские тела. Название картины приобретает неких пикантный смысл, тем более, что ничего съедобного действительно не изображено. Левый угол переднего плана содержит в себе слабый намек на продукты питания, но отчетливо видно, что на лоскуте ткани, возможно, чьем-то платье, валяется полупустая корзинка с несколькими грибами, а на зеленых листьях рядом видны несколько ягод. Вот и весь завтрак.
Слайд 7Двое достаточно молодых мужчин свободно раскинувшись на траве, о чем-то
оживленно беседуют. Тот, что справа, жестикулируя, рассказывает нечто интересное, веселое,
потому что собеседник мило улыбается. Смущенная улыбка светится и на лице сидящей рядом с ним женщины. Под ней скомканная светло-синяя ткань, сама женщина в свободной легкой позе сидит, абсолютно голая, не слишком юная, чуть полновата.
У пары, сидящей рядом, одного цвета волосы, они ровесники, возможно, супруги. Вторая женщина в легкой, свободной, белой сорочке виднеется чуть дальше, но ей слышен разговор, по ней видно, что она прислушивается и тоже улыбается. Картина полна светлого покоя, теплой неги. Золя назвал полотно прочной плотью, смоделированной потоками света просто, правдиво и прозорливо.
Слайд 8 Ещё через два года Мане выставляет картину «Олимпия».
С картины в зал смотрит молодая обнажённая женщина с
чёрной бархоткой на шее. На защиту картины встали очень немногие, в их числе – писатель Эмиль Золя; «Он познакомил нас с Олимпией, девушкой наших дней, которую он встречает на тротуарах, кутающей свои худые плечи в холодную полинявшую шаль… Место господину Мане в Лувре уже обеспечено».
Слайд 9
Понадобилось немало лет, чтобы сбылось это пророчество.
Вокруг Мане объединилось немало талантливых художников, которые как и он
, не признавали официальное искусство и решили идти своим путём. Среди них – Клод Оскар Моне, Камиль Писсаро, Пьер Огюст Ренуар, Альфред Сислей, Эдгард Дега и др.
Слайд 10
Сферой их интересов была современность. Жизнь маленьких парижских кафе, шумные
улицы, живописные берега Сены, железнодорожные вокзалы, мосты, сельские пейзажи, небольшие
деревушки становятся главными объектами изображения.
Слайд 11Термин «импрессионизм» (от французского слова «impression» — «впечатление») произнесен критиком
Леруа относительно картины
Клода Моне «Впечатление. Восход солнца»
Слайд 13Французский импрессионизм
Это стилистическое направление, особое мировидение, мироощущение, мировосприятие.
Импрессионисты — основоположники
современного искусства. Они установили прямую связь между глазом живописца и
светом.
Это особый творческий метод, в основе которого передача впечатления, фиксация ускользающих мгновений жизни
Влияние света и воздуха на формы и тона предметов - одно из основных требований, предъявленных к картине.
Воспроизвести впечатление от мгновенного взгляда на пейзаж,при особенной игре света, в момент, когда формы еще не поняты и только еще начинается процесс усвоения мозгом того, что видит глаз.
Впечатление иногда подобно тому, какое ощущает только что проснувшийся человек, видящий свет и цвета, но не успевший еще сообразить, где он и что перед ним находится
Слайд 14Французский импрессионизм
• Этюд как законченное произведение. Перестановка акцента: то,
что раньше казалось этюдом, заготовкой, стало целью их живописи.
Сближение этюда и картины, а нередко и слияние нескольких
стадий работы в один непрерывный процесс.
• Освещение – ключевое понятие. По возможности запечатлеваются те скоропреходящие оттенки, которые создает быстро меняющееся освещение.
• Работа на пленере – открытом воздухе, а не в студии.
• Очень быстрая манера письма. Такой метод изменил темпы их
работы, писать надо было быстро. Следствием этого явилась
подвижная импульсивная фактура их живописи.
• Влияние фотографии. Взяли из фотографии — ускользающие, прежде не замечаемые жесты, новый ритм; новые точки зрения, крупный план
• Влияние японского искусства (гравюра).
Слайд 15Техника и метод импрессионистов
Свет – главный герой их живописи
Принцип «писать
то, что видишь среди света и воздуха» - основа пленэрной
живописи импрессионистов.
Свет стал равноправен сюжету. Из компонента изображения он превратился в предмет изображения. Пейзаж импрессиониста всегда показывает не только данную местность, но и данную местность в данном освещении.
Асимметрия композиции.
Неожиданные точки зрения и сложные ракурсы. Децентрализация изображения, смещение композиционных осей, "произвольные" срезы частей композиции, предметов и фигур самой картины.
Деталь может заслонять главное, отсутствие традиционного разделения на фон и основной предмет изображения.
Картина как фрагмент натуры, словно увиденного в окно или, по определению Дега, "подсмотренного через замочную скважину".
Слайд 16Техника и метод импрессионистов
Нет предварительного рисунка.
Контурный рисунок, как и
светотень, отсутствует;
глубина не передаётся перспективой,
Преимущество живым цветам солнечного спектра.
Чёрные, коричневые и серые цветовые тона в общем игнорируются, не включаются в палитру.
Разложение сложных тонов на чистые цвета.
Чистые цвета часто кладутся на холст без предварительного
смешивания на палитре и воспринимаются зрителем согласно
системе оптического смешения;
Мазки разнообразной формы.
Цветные прикосновения дробятся, рассыпаются на многочисленные «запятые», нанесённые одни возле других. Жидкие, свободные, пастозные мазки придают рельефность красочного слоя.
Слайд 17Клод Моне
Первым формулирует принципы нового направления, разрабатывает программу пленера
и характерную для данного направления технику.
Мир, погруженный в воздушную
среду, лишается материальности, превращается в гармонию световых пятен.
«Бульвар Капуцинок»
Писал один и тот же мотив, исследуя эффекты освещения в разное время суток и в различные времена года.
«Руанский собор»
«Кувшинки»
Считал, что черного цвета в природе нет, утверждал, что даже тени цветные.
Слайд 20К. Моне.
Руанский собор, западный портал и башня Сен-Роман, полдень.
К. Моне.
Портал Руанского собора: гармония в утреннем свете
К.
Моне.
Руанский собор, западный портал, пасмурная погода.
Слайд 21Камиль Писсарро
Искал художественную прелесть в обыденном, а значительность – в
повседневном.
«Жатва»
Париж и его окрестности предстают и в лиловых сумерках, и
в тумане серого утра, и в синеве зимнего дня.
«Бульвар Монмартр»
Слайд 23
К. Писсарро. Бульвар Монмартр. После полудня. Солнце
Слайд 24
К. Писсарро. Бульвар Монмартр. После полудня. Дождь
Слайд 25К. Писсарро. Бульвар Монмартр. Утро. Пасмурно.
Слайд 26Огюст Ренуар
«Живописец счастья»
Истинное призвание – изображение человека
Образы построены на гармоничных,
чистых, мажорных красочных сочетаниях
«Портрет Жанны Сомари»
Человек – неотрывная, самая прекрасная
часть природы
«Завтрак Гребцов»
Слайд 30Эдгар Дега
Противник непосредственности в искусстве, пленэра, почти никогда не писал
картин с натуры.
Изображал будни театра, ипподрома, женщин за туалетом, сцены
труда.
«Голубые танцовщицы»
«Гладильщицы»
«Скаковые лошади перед трибуной»
Картины овеяны грустью, иногда ироничны, порой саркастичны
«Абсент»