Слайд 1Архитектурные памятники Москвы и Подмосковья
Слайд 2Содержание:
Башни Московского Кремля
Соборы и дворцы Московского Кремля
Китай-город
Московские монастыри
Троице-Сергиева лавра
Дворцово-парковые ансамбли
Московский
Кремль
Слайд 3 Москва — самый главный город нашей страны. Сердце России!
В народе говорят: «Кто в Москве не бывал, красоты не
видал». Обозревая сегодня пределы столицы с птичьего полета, трудно себе представить, что когда-то, в седой древности, это был «малый городок», известный по летописи поселок «Москов», занимал едва ли не треть нынешней территории Кремля.
А ныне в двадцать первое столетие вступила Москва — столица нашей Родины. На огромной территории, почти 900 кв. км, раскинулась она. Более 10 миллионов москвичей проживает в этом красивейшем из городов мира.
Москва — современная и древняя! В ней сохранилось бесчисленное множество шедевров — исторических, художественных, архитектурных и многих других достопримечательностей, в которых отразилась вся история русского народа.
Слайд 6Московский Кремль – это центральный, неповторимой красоты архитектурный ансамбль города.
В сущности – это огромный музей. От других частей Москвы
Кремль отличают три особенности: стены, опоясывающие его треугольником; отсутствие частных зданий и домов; исключительное обилие церквей. Кремль является символом исторических, художественных и революционных традиций всей России. По количеству сосредоточенных в нем уникальных произведений зодчества и других видов искусства он не имеет себе равных.
Силуэт Кремля величав и живописен. Основу его панорамы составляет «драгоценное ожерелье» стен и башен. Оно как бы повторяет треугольник Боровицкого мыса, площадь которого 27,5 га. Протяженность стен – 2235 м, толщина – от 3,5 до 6,5 м, а высота – 8-19 м. Самая большая высота над уровнем Москвы-реки – 25 м. Завершаются стены зубцами в форме «ласточкина хвоста».
Ансамбль Московского Кремля – результат созидательной деятельности многих поколений. С самого начала своего существования он защищал население от внезапных вражеских набегов. Археологические раскопки на территории Кремля обнаружили следы древнего московского укрепления Х – начала ХI в. Первое же летописное упоминание о городе относится к 1147 г. В ХIV в., при Иване Калите, Москва становится центром великого княжения, крепость – резиденцией великого князя. Она превращается в главную часть города и получает свое собственное имя Кремль. В 1366-1368 гг. при правлении московского князя Дмитрия Донского была возведена (вместо дубовой) мощная белокаменная крепость.
Кремлевские стены соединяют 20 башен, надстроенных в более поздние времена шатровыми верхами.
Слайд 7Башни
Московского Кремля
Спасская башня
Царская башня
Набатная башня
Константино-Еленинская башня
Беклемишевская башня
Тайницкая башня
1-я Безымянная
башня
2-я Безымянная башня
Петровская башня
Благовещенская башня
Водовзводная башня
Боровицкая башня
Оружейная башня
Комендантская башня
Троицкая башня
Башня
Кутафья
Средняя Арсенальная башня
Угловая Арсенальная башня
Никольская башня
Сенатская башня
Слайд 8Спасская башня ранее по месту расположения называлась Фроловская. Это
главные ворота Кремля. Издревле существовал народный обычай проходить под воротами
башни с непокрытой головой. Она была построена в 1491 г. П. А. Солари. Уже в конце ХVI в. над башней существовал шатровый верх с двуглавым Орлом. В ХV-ХVII вв. Спасские ворота служили для выездов царя, торжественных выходов патриарха, встреч иностранных послов. Идущая от ворот к Соборной площади Кремля улица Спасская была парадной. (Помещения башни часто использовались как тюрьма, особенно во время городских восстаний.)Верх башни вырастает из леса белокаменных украшений и причудливо разукрашен арочками, колонками, оканчиваясь восьмигранной вышкой с узкими, тянутыми пролетами. В самом верху, над часами, спрятаны 35 колоколов. Один – часовой. Девять – для боя четверти часа. И 25 – для музыкального боя курантов.
Построены часы-куранты были в царствование Михаила Федоровича англичанином Христофором Галовеем. А русский мастер Кирилла Самойлов отлил к часам колокола для боя. Циферблатов было два: один повернут в Кремль, другой – в город.
Слайд 9Царская – небольшая, поставленная прямо на стену, расположена между Спасской
и Набатной башнями. Современный восьмигранный шатер на кувшинообразных столбах. По
легенде на нее царь поднимался, чтобы со стен наблюдать за событиями на Красной площади.
Слайд 10Набатная – промежуточная глухая башня западной стороны Кремля. Главное назначение
– размещение колоколов Спасского набата противопожарной службы Кремля. В 1771
г. Екатерина II приказала «вырвать язык» набатного колокола, звонившего в дни «чумного бунта». Лишенный языка колокол (работы мастера И. Моторина) был передан в Оружейную палату.
Слайд 11Константино-Еленинская (Тимофеевская) – построена в 1490 г. на месте Тимофеевских
ворот белокаменного Кремля. Свое настоящее имя она получила по находившейся
рядом церкви Константина и Елены. Традиционно башня защищала древнейшие связи Кремля с Великим посадом (Китай-городом).
Слайд 12Беклемишевская (Москворецкая) – выстроена Марко Фрязином в ХV в. Свое
название получила от примыкавшего к ней двора боярина Беклемишева. Этот
двор при Василии III вместе с башней был превращен в тюрьму для опальных бояр. Внутри башни был устроен тайник-колодец.
Слайд 13Тайницкая – центральная башня южной стороны Кремля, расположена на месте
Чушковых (или Чешковых) ворот белокаменной крепости. С нее началось возведение
существующих стен и башен. В 1485 г. Антон Фрязин заложил здесь башню – «стрельницу» с колодцем-тайником внутри и скрытым выходом к реке. Отсюда и название – Тайницкая.
Слайд 141-я Безымянная – расположена к востоку от Тайницкой башни. В
1771 г. башню разобрали в связи с начавшимся строительством Кремлевского
дворца В.И. Баженова, но потом ее восстановили. В 1812 г. башня была взорвана французами, но вскоре вновь возведена под наблюдением знаменитого русского архитектора О.И. Бове.
Слайд 152-я Безымянная – промежуточная башня южной стороны Кремля. В 1771
г. башню разобрали в связи с начавшимся строительством Кремлевского дворца
В.И. Баженова, но потом ее снова восстановили.
Слайд 16Петровская (Угрешская, 3-я Безымянная) – промежуточная глухая башня южной стороны.
В 1771 г. башню разобрали в связи с начавшимся строительством
Кремлевского дворца В.И. Баженова, но потом ее восстановили. В 1812 г. башня была взорвана французами, но вскоре вновь возведена под наблюдением знаменитого русского архитектора О.И. Бове.
Слайд 17Благовещенская – одна из рядовых, квадратных башен южной стены. Название
связано с легендой о чудотворной иконе «Благовещения», когда-то висевшей на
ней.
Слайд 18Водовзводная (Свиблова) – юго-западная угловая башня Кремля, особо важная в
системе кремлевской обороны. Она защищала брод и устье реки Неглинной.
Название связывают с боярской фамилией Свибло, представители которой отвечали за ее строительство. Башня была возведена в 1488 г. Антоном Фрязином. В 1770 г.
В. И. Баженов предлагал ее снести, но разрешения не получил. Однако через 35 лет, в 1805-1806 гг., она была разобрана до фундамента и затем сложена вновь по проекту И. В. Еготова. В 1812 г. башня была взорвана французами и восстановлена впоследствии О. И. Бонн.
Слайд 19Боровицкая (Предтеченская) – построена итальянским архитектором П. А. Солари в
1490 г. Названа по древнему сосновому бору, который когда-то покрывал
юго-западный склон кремлевского холма. В 1658 г. царским указом башня была названа «Предтеченская». Такое имя носила неподалеку стоявшая церковь. Однако все-таки удержалось прежнее ее название. Башня имела отводную стрельницу, расположенную сбоку, а в ней сооружены проездные ворота с железной решеткой, которые служили въездом в хозяйственную часть Кремля.
Над воротами и сейчас можно увидеть отверстия для цепей подъемного моста через реку Неглинную. В 1812 г. при взрыве соседней Водовзводной башни упал верх шатра и Боровицкой. Три года понадобилось для ее ремонта. А когда в 1821 г. реку Неглинную забрали в трубу, тогда же сломали и Боровицкий мост. В 1848 г. в Боровицкую башню перенесли престол снесенной церкви Рождества Предтечи над Бором.
Слайд 20Оружейная (Конюшенная) — рядовая башня Кремлевской стены со стороны Александровского
сада. Она расположена между Боровицкой и Комендантской башнями. Выстроена в
1493-1495 гг. и хорошо сохранила первоначальные формы. Проездные ворота построены в начале ХVII в., вели к конюшенному двору. Отсюда название, которое продержалось до XIX века. В 1851 г. рядом было построено здание Оружейной палаты, и башня получила новое название – Оружейная.
Слайд 21Комендантская (Колымажная) – как и соседняя Оружейная, построена в 1493-1495
гг. и называлась по расположенному вблизи Колымажному двору в Кремле.
Когда же в ХIХ в. рядом в Потешном дворце поселился комендант Москвы, то башня получила новое название — Комендантская.
Слайд 22Троицкая (Богоявленская, Ризположенская, Знаменская, Куретная) — надвратная башня, главная на
западной стороне Кремля. Выстроена в 1495—1499 гг. и названа по
причине близкого расположения Троицкого подворья. В 1516 г. от стрельницы через реку Неглинную был переброшен каменный Троицкий мост. Ворота служили для проезда патриарха ко дворам, цариц и царевен, считались в ХVII—ХVIII вв. вторыми по значению после Спасских и к концу ХVII в. получили сходный с ними архитектурный декор, а также куранты. Много раз башня страдала от пожаров, отчего были повреждены куранты. После пожара 1812 г. они уже не восстанавливались. В 1937 г. Троицкую башню украсила рубиновая звезда. Такие же звезды засветились над Спасской, Никольской, Боровицкой и Водовзводной башнями. Они заменили несветившиеся звезды из уральских самоцветов, которые появились над Кремлем вместо двуглавых царских орлов в 1935 г.
Слайд 23Кутафья (Предмостная) — построена, вероятно, в 1516 г. одновременно с
Троицким мостом. Название получила от слова «кут» (укрытие, угол, полуостров).
Когда-то эта башня была более высокой и имела в боковой стене на высоте 6 м от земли единственный проем, в который проникали по подъемному мосту. В конце ХVI мост был уже постоянным. Кутафья единственная из башен Кремля, не имеющая покрытия. В 1685 г. она увенчана ажурной короной с белокаменными деталями. В настоящее время башня как бы «вросла» в землю: нижняя ее часть постепенно засыпалась во время перестроек моста. В 1868 г. в ее западной стене пробили широкий арочный проем для проезда на Троицкий мост. В 1976-1977 гг. башня была реставрирована, восстановлены боковые арочные проемы и двухцветная окраска стен.
Слайд 24Средняя Арсенальная (Граненая) – построена в 1493-1495 гг. на месте
угловой башни Кремля времен Дмитрия Донского. В ХV—ХVI вв. около
башни на реке Неглинной были плотины. В 1812 г. при разбивке Александровского сада у подножия башни был устроен грот по проекту О. И. Бове.
Слайд 25Угловая Арсенальная (Собакина) – построена П. А. Солари в 1492
г. Одна из самых мощных башен Кремля, предназначена для охраны
переправы через реку Неглинную к Торгу. Над глубоким фундаментом скрыт и поныне действующий родник-колодец, который был устроен на случай осады.
Слайд 26Никольская – построена также П. А. Солари на год раньше
Арсенальной. Имя получила по иконе Николая Чудотворца, которая помещалась над
Никольскими воротами. В ХVI-ХVII вв. на Ивановской площади в Кремле собирались воины перед тем, как отправиться в поход: войска выходили через Никольские ворота. В 1707 г. около башни был устроен Никольский бастион. В 1812 г. шатер и часть башни были разрушены. При восстановлении белокаменный шатер был заменен железным на каркасе, а по углам четверика установлены четыре белокаменные башенки. В таком виде она сохранилась и до нашего времени. В 1917 г. Никольская башня пострадала во время боев за Кремль, но уже в начале 1918 г. отремонтирована.
Слайд 27Сенатская – принадлежит к типу промежуточных башен Кремля. Построена, по-видимому,
в конце ХV в. По своим формам наиболее близка к
Набатной, Комендантской и Оружейной башням. Свое название получила из-за близко расположенного здания Сената. А когда был возведен Мавзолей В. И. Ленина, стала характерным и выразительным компонентом Красной площади. В 1918 г. на Сенатской башне была установлена доска С. Т. Коненкова «Павшим в борьбе за мир и братство народов». В 1950 г. башня реставрировалась, и доска была передана в Музей Революции СССР.
Слайд 28Соборы и дворцы
Московского Кремля
Слайд 29Укреплялись, украшались стены и башни Кремля. Одновременно он застраивался соборами
и дворцами, особенно интенсивно в конце ХV—начале ХVI в. В
постройке принимали участие талантливейшие зодчие других русских городов, а также итальянцы, которых пригласил великий князь московский Иван III, завершивший формирование русского государства. В то время господствовала идея Москвы — третьего Рима. Такое ее возвышение сопровождалось ярким взлетом московского зодчества. В нем появляется много новшеств: вместо традиционного белого камня применяется кирпич; вводятся металлические связи; певучие, плавные контуры прежних русских построек сменились геометрически правильными формами. Сплав духа итальянского Ренессанса с традициями древнерусской архитектуры отличает постройки этого времени.
Слайд 30Успенский собор
Торжественной монументальностью и строгостью поражала современников архитектура Успенского собора
на Соборной площади Кремля. Формирование существующего ансамбля Соборной площади началось
в последней четверти ХV в. строительством именно этого собора, ставшего главным храмом на Руси. В течение четырех веков в нем происходили коронации царей, поставления духовных владык митрополитов.
Первый каменный Успенский собор был построен в 1326-1327 гг. по приказу Ивана Калиты. К концу ХVв. храм сильно обветшал и уже не соответствовал возросшему значению Москвы. По приглашению Ивана III из Италии приехал архитектор и инженер Аристотель Фиораванти. Согласно летописным данным, он ездил во Владимир, Успенский собор которого был ему указан как «образец» для возведения главного храма Руси.
Фиораванти следовал архитектурной традиции, но внес и новые черты: геометрическое членение объемов и фасадов собора, равные размеры закомар, пять вместо трех алтарных апсид лишь незначительно выступали на глади стены. Строительство было завершено в 1479 г. Летописец отмечал, что Успенский собор возведен «палатным образом». Иными словами, скорее напоминал светское, чем культовое, сооружение.
Значение собора подчеркивалось его богатым убранством.
Слайд 32Архангельский собор
В ряду знаменитых кремлевских соборов вот уже почти 500
лет стоит Архангельский. Он входит в ансамбль Соборной площади Кремля
как одно из основных зданий. Собор был возведен зодчим Алевизом Новым, выходцем из Венеции, что, конечно, сказалось на архитектуре: проступают черты палаццо итальянского Возрождения. Это шестистолпный крестовокупольный храм. Пять глав его сдвинуты к востоку. Отличительная особенность – применение ренессансных декоративных форм в решении фасадов, а также интерьера, что придало его облику черты дворцового сооружения. Стены собора расписали талантливейшие русские художники. Подобно яркому ковру, покрывают их фрески, выполненные в мажорном колорите. До начала ХVIII в. — это был храм-усыпальница великих князей и царей.
С постройкой Архангельского собора определились контуры Соборной площади – самой просторной площади Кремля. Западную сторону ее обрамляют прямоугольная Грановитая палата, построенная в 1487-1491 гг. архитектором П. А. Солари. Грановитая палата – древнейшая сохранившаяся доныне в Москве гражданская постройка. Название получила по граненому камню — русту, которым облицован ее фасад, обращенный к Соборной площади.
Слайд 34Благовещенский собор
Ансамбль Соборной площади создавался не только итальянскими зодчими. Здесь
раскрывалось искусство русских мастеров. Примером того может служить Благовещенский собор,
возведенный трудами псковских строителей. Это была домовая церковь московских князей, а позже царей. Легкий и стройный храм изящно смотрелся рядом с монументальным Успенским. Существующее здание – результат по крайней мере четырех строительных периодов. Нарядный храм и сейчас оправдывает древнее прозвище Златоверхий, так как купола и кровли его недавно были вновь покрыты золотом. Созданные значительно позднее иконостасы – главное украшение и богатство собора. В них сохранились работы Феофана Грека, Андрея Рублева и мастера, известного под именем Прохора с Городца.
Слайд 36Колокольня Ивана Великого
Композиционным центром всего Кремля является ансамбль колокольни Ивана
Великого. Разделяя Соборную и Ивановскую площади, он в равной степени
принадлежит и той и другой. В комплекс входят столп колокольни, звонница и Филаретова пристройка. Колокольня первоначально имела высоту около 60 м. После надстройки высота столпа с крестом увеличилась до 81 м. Стройность ее, плавное возрастание объемов достигаются тем, что ярусы кверху незаметно утончаются. Колокольня, служившая одновременно боевой дозорной вышкой, длительное время была самым высоким сооружением старой Москвы. Указом царя Михаила Федоровича в столице запрещалось возводить храмы выше Ивана Великого.
Много легенд сложено об удивительной прочности колокольни Ивана Великого. Даже взрыв колоссального порохового заряда, заложенного солдатами Наполеона перед бегством из Москвы, не разрушил Ивана Великого, хотя до основания были разрушены звонница и Филаретова пристройка. Последние вскоре после войны 1812 г. были восстановлены архитектором Жилярди по проекту Еготова и Руска.
Слайд 38Большой Кремлевский дворец
Дворцы Кремля расположены в южной части кремлевского
холма. Это сложный комплекс сооружений, который складывался с ХIV по
ХХ в. Большой Кремлевский дворец – царская резиденция в Москве, был построен в 1838-1850 гг. по проекту группы архитекторов, которую возглавил К. Тон.
Здание представляет собой огромное каре, состоящее более чем из 700 помещений. Главный фасад обращен к югу, к Москве-реке. Длина здания 125 м. Дворец двухэтажный, но снаружи он выглядит трехэтажным, потому что помещения второго этажа двухсветовые. Над центральной частью главного фасада поднимается аттик, перекрытый фигурной кровлей с флагштоком над ней. Фасад дворца украшен резными белокаменными оконными наличниками, повторяющими обрамления окон Теремного дворца. Парадный вход расположен в центре южного фасада, он ведет в вестибюль с гранитными колоннами. Из него – проход в «собственную половину», жилые помещения императорской семьи. Лестница поднимается на второй этаж к аванзалу, открывающему анфиладу парадных зал дворца, оформление которых посвящено важнейшим русским орденам. Крупнейший из них – Георгиевский, из которого небольшой переход ведет в восьмигранный Владимирский зал. В западной анфиладе дворца расположены парадные покои царицы с Кавалергардским и Екатерининским залами, гостиными и опочивальнями.
Слайд 40Кремлевский дворец съездов
Наша эпоха внесла свой вклад в ансамбль Кремля.
В 1961 г. на его территории построен Кремлевский дворец съездов
– огромное общественное здание. Это первое и единственное сооружение в Кремле советского времени. В его облике сочетаются черты монументальности и открытости окружающей среде. Находясь внутри дворца, люди не теряют визуальной связи с архитектурными памятниками Кремля. Чтобы он не подавлял своей высотой окружающие исторические сооружения и не нарушал живописного силуэта Кремля, новое здание углублено на 15-16 м. Поэтому линия кровли продолжает горизонталь кровли арсенала и кремлевских стен.
Художественный образ дворца создан на основе традиций древнейшего московского зодчества: уступчатый силуэт, сочетание белого и красного цветов с позолотой и т. д. Объем здания органично вписывается в кремлевский ансамбль. Архитектура его подчеркивает особенности древнерусского зодчества. Во дворце свыше 800 помещений, самое большое из них – зрительный зал на 6 тыс. мест. Обновление кремлевского ансамбля усилило связь Кремля с современной эпохой.
Слайд 43Китай-город – это один из древнейших районов Москвы. Здесь размещались
торг, пристани, сухопутные дороги, проходившие от крепости на северо-восток и
юго-восток. К концу ХV в. сформировался так называемый Большой, или Великий, посад с продольными улицами, поперечными переулками и площадями-крестцами. Тогда же появляются каменные жилые здания.
Нашествия врагов заставили приступить к строительству второй крепости. В 1534 г. горожане Москвы прокопали ров, окружавший посад. Из вырытой земли образовался вал. Его-то и укрепили частоколом, переплетенным прутьями и засыпанным землей. Такого рода укрепления, возможно, по способу постройки в древнерусской фортификационной терминологии называлось «Китай». Отсюда и более позднее название посада «Китай-город».
Каменные стены начали возводить в 1535 г. За три года строительство было закончено (по тем временам очень быстро). По сравнению с Кремлем новая крепость была следующей ступенью с точки зрения военно-инженерного искусства: благодаря большой огневой мощи 15 ее башен были расположены на более далеком расстоянии друг от друга, чем кремлевские. Быстрое развитие артиллерии заставило укрепить стены: их средняя толщина достигла 6 м (при высоте 6,5 м и протяженности около 2,5 км). Бойницы располагались в трех ярусах. Первоначально в стенах было 7 ворот.
Слайд 44Каменные стены Китай-города возведены под руководством итальянского зодчего Петрока Малого.
Они многократно ремонтировались. В 1680 г. некоторые башни получили декоративные
кирпичные шатры. В настоящее время сохранилась часть стены на площади Свердлова с зубцами типа «ласточкин хвост» (последние появились во время ремонта 1821 г.). Отреставрированный в 1926 г. фрагмент стены с круглой башней у Третьяковского проезда за гостиницей «Метрополь» дает яркое представление о мощи этого выдающегося произведения Крепостного зодчества. Более точно воспроизводит первоначальный вид крепости восстановленная в 1965-1973 гг. стена по Китайскому проезду.
Китай-город – старейшая часть Москвы – сохраняется сейчас как заповедная зона. Она притягивает внимание благодаря чрезвычайной ценности и многочисленности сохранившихся здесь достопримечательностей. К их числу относится и старинная планировка района. От Красной площади веером отходят соединенные между собой узкими переулками и проездами три главные улицы Китай-города, возникшие на месте старых дорог, - Разина, Куйбышева и 25 Октября
Слайд 45Красная площадь, главная площадь столицы, входит в состав Китай-города. Ее
местоположение определилось к концу ХV в. В 1493 г. произошел
большой пожар. Выжженная территория между двумя основными районами центра — Кремлем и Китай-городом стала местом будущей Красной площади, а тогда оно называлось «Пожаром». В ХVI в. на этом месте был построен собор Покрова, что на Рву, в честь покорения Казанского и Астраханского царств в 1552-1554 гг.
Но еще в ходе военных действий после каждой значительной победы здесь возводилась небольшая деревянная церковь. К окончанию войны на одной площадке оказалось 8 церквей. После победы в войне Иван IV распорядился вместо деревянных церквей поставить каменные. Но мастера Барма и Постник Яковлев (существует предположение, что это одно и то же лицо: Иван Яковлевич Барма) скомпоновали на одном основании 8 столпообразных храмов. Они расположились симметрично вокруг девятого, самого высокого, увенчанного шатром, сложного в архитектурном оформлении. Здание выстроено из кирпича — нового в ту пору материала. Из белого камня были выполнены фундаменты, цоколь и некоторые элементы декора. Желая подчеркнуть, что здание кирпичное, строители расписали его сверху донизу под кирпич.
Собор не имел ярко выраженного главного фасада: здание было рассчитано на всестороннее обозрение, круговой обход как извне, так и изнутри. В таком виде он простоял до 1588 г., когда в северо-восточном углу, на месте участка галереи, была сооружена десятая церковь над могилой известного тогда в Москве юродивого Василия Блаженного. По имени этой церкви собор получил свое второе наименование. До конца ХVI в. собор был самым высоким зданием Москвы (60 м), а также и самым популярным.
Слайд 46Большие изменения в облике Покровского собора произошли в ХVII в.
Он стал восприниматься как единое целое, празднично украшенное здание. Советские
реставраторы устранили позднейшие искажения и восстановили, сколько было возможно, первоначальный вид храма — этой жемчужины русского зодчества.
С севера Красную площадь обрамляют островерхие шатры Государственного Исторического музея, построенного столетие тому назад. С востока — протяженное здание Верхних торговых рядов, ныне самый большой Государственный универсальный магазин (ГУМ).
Архитектурно-художественное завершение площадь получила после сооружения у Кремлевской стены Мавзолея В. И. Ленина. Выдающееся творение А. Щусева стало композиционным центром Красной площади.
Слайд 47Самая древняя улица – Разина (до 1933 г. Варварка). В
далеком прошлом это была самая оживленная артерия Великого посада, куда
выходило множество московских торговых рядов. Великим посадом считалась также и местность, спускавшаяся от Варварки к Москве-реке и в ХVI в. получившая название «Зарядье». Ныне это подлинная энциклопедия московского зодчества, где представлены лучшие образцы архитектуры разных эпох.
В 1960-1975 гг. началось строительство гостиницы «Россия», и территория Зарядья, включая южную сторону улицы Разина, стала объектом градостроительного эксперимента. Вся прежняя окружающая гостиницу застройка была снесена, кроме памятников архитектуры. Последние были реставрированы и получили первоначальный облик. Вокруг гостиницы образовался уникальный по составу зданий музей русского зодчества. Силуэты этих памятников удачно проецируются на нейтральный фон огромного здания гостиницы «Россия» - одной из современных архитектурных достопримечательностей Москвы. Расположение в центре Москвы, гигантские размеры придали гостинице «Россия» существенное градостроительное значение.
Но вместе с тем вопрос об органичности комплекса в городском пейзаже спорен. Есть основания для утверждения, что здание слишком массивно для соседства с Кремлем, силуэт его чрезмерно контрастен по отношению к Кремлевским башням. Силуэт храма Василии Блаженного неудачно проецируется на угол гостиницы. Колоссальное сооружение вступило как бы в противоречие с историческим окружением. Но расположенные вдоль улицы Разина старинные здания все-таки зрительно облегчают его массивность.
Слайд 48Рядом с церковью Варвары расположилось одно из наиболее интересных и
старейших гражданских зданий Москвы – старый Английский двор - (ХVI-ХVII
вв.). Великолепные палаты с парадным приемным залом, жилыми и складскими помещениями. Подворье стало центром дипломатических в коммерческих связей России со странами Западной Европы, а позже вошло и в историю отечественного просвещения: Петр I открыл здесь «цыфирную», т. е. математическую школу.
Предполагают, что строил Английский двор Алевиз. Северный фасад, обращенный на улицу, сохранил особенности архитектуры ХVI в. Южный же фасад – парадный, относится к началу ХVII в.
Слайд 49Английский двор и другую гражданскую постройку того же времени –
палаты бояр Романовых – разделяет церковь Максима Блаженного (конец ХVII
в.) – бесстолпный, трехапсидный четверик на высоком подклете, перекрытый сомкнутым сводом и завершенный световым барабаном с луковичной главой. Привлекают внимание необычные ложные окна на фасаде апсиды. Ампирная колокольня состоит из двух убывающих кверху четвериков с куполом, завершенным шпилем.
Слайд 50Церковь Георгия на Псковской горе – небольшое, изысканное сооружение. Декорация
ее фасадов отражает характерные черты московского зодчества середины ХVII в.:
многорядный, венчающий декоративный карниз; кокошники, глухие барабаны, завершенные луковичными главами с коваными крестами. Наличники, украшающие окна апсид, выделяются особой пластичностью. Окраска красная с белеными выступающими деталями. Внутри особенно интересно подцерковье из кирпича и белого камня. Оно состоит из разобщенных между собой небольших сводчатых камер для хранения имущества прихожан. На стенах и сводах в интерьере сохранилась живопись ХVII—ХVIII вв.
Слайд 51Одна из самых древних построек в заповедной зоне Зарядья –
миниатюрная, уютная церковка Зачатия Анны, «что в углу». Когда-то здесь
был действительно угол Китайгородской стены, фрагмент которой реставрирован поблизости. Церковь возведена из кирпича безвестными зодчими на рубеже ХV-ХVI вв. Оформление фасадов храма, его стройные пропорции, точность классических профилей говорят о влиянии построек итальянских мастеров, в частности Алевиза Нового. Позже, в ХVII в., к храму пристроили два придела. Трехлепестковое завершение фасадов сооружения предопределено его конструкцией, так называемым крещатым сводом, который позволяет выполнить интерьер как единое пространство, не расчлененное столпами или колоннами. Такой тип культового сооружения получил широкое распространение на Руси. Церковь Зачатия Анны ныне раскрыта к Москве-реке. Плавные, певучие линии ее объема на фоне прямоугольных форм гостиницы вызывают сильное впечатление.
Слайд 52Один из интереснейших памятников Китай-города – церковь Троицы в Никитниках
(ХVII в.). Этот храм, построенный на средства купца Григория Никитникова,
стал образцом для подражания, сказал новое слово в русском зодчестве. Расположенная на крутом холме, церковь Троицы господствовала в то время над окружающей постройкой, завораживала красотой. Как большинство храмов того времени, она представляла собой миниатюрный ансамбль, состоящий из трапезной, шатровой колокольни и пятикупольной церкви. Сложная композиция объемов, поставленных на подклет, отличается динамичностью и живописностью. Декор фасадов здания богат и разнообразен. В оформлении порталов и окон южного фасада много похожего на декор Теремного дворца в Кремле.
Слайд 53Застройка улицы Куйбышева (до 1935 г. Ильинка) носит официально-
деловой характер.
Развитие капитализма в России вызвало потребность в
строительстве общественных зданий.
С конца 40-х годов ХIХ в. Ильинка
застраивается многоэтажными домами, постепенно приобретает
современный вид.
Слайд 54Улица 25 Октября (до 1935 г. Никольская), как в другие
магистрали Китай-города, берет начало на Красной площади. На ней, подобно
жемчужинам, вкраплены уникальные памятники. За многоэтажным домом, где помещается старейшая московская аптека, - колоссальная арка. Она прорублена для проезда с Никольской улицы за пределы Китай-города. Эта одна из самых коротких московских улиц называется Третьяковским проездом. Она застраивалась на земле и на средства братьев Третьяковых. Постройки, обрамляющие проезд с разных сторон, должны были слить новое сооружение с соседствующей с ним древней крепостью в единый ансамбль. Отчасти это удалось.
В центре улицы привлекает внимание богато декорированный фасад дома, стрельчатая арка, повторяющаяся в разных вариантах. В центральной части фасада изображение герба Государева печатного двора в виде льва и единорога. Здесь же подчеркнутые цветом вьющиеся травы, белокаменное кружево колонн, островерхие башенки-пинакли. Нарядное здание было одним из наиболее величественных общественных сооружений Москвы второй половины ХVII в. В нем размещался Приказ книгопечатного дела. После образования Театральной площади возвышавшееся над Китайгородской стеной здание Синодальной типографии (так назывался Печатный двор после его перехода в ведение Синода) стало восприниматься как часть ансамбля Китай-города.
Слайд 56Монастыри на Руси появились одновременно с принятием христианства. Древнейшие из
известных московских монастырей Данилов и Богоявленский основаны в конце ХIII
в Монастырское строительство в столице развернулось со второй половины ХIV в., когда были построены в Кремле Чудов, в Занеглименье Алексеевский монастыри. Тогда же появились Симонов, Рождественский и др. Многие из них были тесно связаны с крупными боярскими родами: Высокопетровский – с Нарышкиными, Новоспасский – с Романовыми, позднее – с Шереметевыми. До середины ХVIII в. московские монастыри были крупными феодалами, владели землями и крепостными, но вместе с тем являлись хранителями и носителями культуры, вошли в историю русской архитектуры как образцы фортификационного искусства. В ХVI-ХVII вв. в них велось большое строительство. Они обносились каменными стенами, превращались в крепости. Тогда же стал оформляться их архитектурный облик. Творческий гений народа сделал монастыри подлинными жемчужинами национального зодчества. Эстетическое совершенство, неистощимая фантазия народных мастеров поражают в этих ансамблях. Формируясь в течение столетий, они прошли через смены стилей, направлений и вкусов. Можно только удивляться художественному такту позднейших вмешательств, сохранивших их единство.
Слайд 57После Октябрьской революции все московские монастыри прекратили свое
существование. В
30-х гг. в ходе реконструкции Москвы многие ветхие
постройки были
разобраны. Донской, Новодевичий, Андроников,
Высокопетровский монастыри стали историко-архитектурными
заповедниками.
Слайд 58Донской монастырь – свидетель битвы россиян с Казы-Гиреем. В память
победы над войском этого крымского хана он был основан в
1591 г. Его возведение завершило оборонительный пояс Москвы с южной стороны. Монастырский архитектурный ансамбль сформировался к середине ХVIII в. Однако стены и башни вскоре утратили суровость: они были надстроены ажурными «коронами», пышными надвратными башнями, приобрели праздничный вид. Крепостные стены имеют 12 башен и двое ворот. Над северными в начале ХVIII в. воздвигнута удивительно соразмерная и изящная Тихвинская церковь. декор каждого из ее ярусов не имеет повторений.
Слайд 59Андроников монастырь живописно расположен на высоком берегу Яузы, основан около
136О г. как оборонительный рубеж на юго-восточных подступах к Москве
против нападений золотоордынцев. За зубцами белоснежных крепостных стен поднимается нарядный храм Михаила Архангела (ХVII в.) – образец московского барокко: пышный декор, колонны и пилястры, узорная кладка кирпича на карнизах, раковины в закомарах восьмерика. Наиболее интересен среди монастырских построек Спасский собор. Он воздвигнут в ХIV в. или начале ХV в. и дает представление об особенностях раннемосковского зодчества. Возможно, что в строительстве этого храма участвовал Андрей Рублев – великий живописец древней Руси, который был монахом этого монастыря и похоронен в нем.
Слайд 60Новодевичий монастырь основан в начале ХVI в. князем Василием III
в честь взятия Смоленска. Он расположен на юго-западе Москвы в
излучине Москвы-реки в Лужниках. Сохранившийся ансамбль, в который входят постройки ХVI—ХVIII вв. – один из интереснейших памятников Москвы. Крепостные стены с 12 башнями сооружены в ХVII в.
Монастырские постройки были богато декорированы: ажурные короны на башнях; над северным входом надвратная пятикупольная Преображенская церковь в стиле нарышкинского барокко, а над южным – трехглавая Покровская. Тогда же была построена огромная трапезная с церковью, а в 1690 г. завершена великолепная шестиярусная колокольня, богато украшенная резным белым камнем. Декор ни одного яруса не повторяется. Удивительно изящное и легкое творение безвестных умельцев стремительно возносится вверх, господствует над всеми постройками монастыря и объединяет их. «Колокольня Ивана Великого, - отмечал зодчий В. И. Баженов, - достойна зрения, но колокольня Девичья монастыря... более обольстит очи человека, вкус имеющего».
Нельзя не заметить сходства Смоленского собора (1625 г.) с Успенским в Кремле. И все же монументально-торжественная архитектура имеет свои оригинальные черты: полукружия закомар неодинаковы по размерам, световые барабаны значительно выше и теснее стоят друг к другу, подчеркивая главенствующее положение центрального купола. Тем самым композиция собора, окруженного крытой галереей, приобретает устремленность ввысь.
Сооружения, возведенные в Новодевичьем монастыре в ХVII в., придали ему праздничный, нарядный облик. Новая архитектура говорила об утверждении светского начала в русском искусстве.
Уникальный ансамбль уцелел во время пожара 1812 г. Уходя из Москвы, французские войска собрались взорвать его. Но самопожертвование и мужество москвичей предотвратили этот варварский акт. Неотразима по красоте панорама Новодевичьего монастыря.
Слайд 62Троице-Сергиева лавра – знаменитейший монастырь, расположенный в 70 км от
Москвы, окружен со всех сторон горами. Монастырские здания видны отовсюду
за 11 км и более. Основан преподобным Сергием Радонежским Чудотворцем, который в 1337 г., удалившись из Радонежа в близлежащий лес, построил себе хижину, а затем и церковь Святой Троицы.
С этим монастырем и именем Сергия Радонежского связаны многие славные исторические события. Так, в 1380 г. преподобный Сергий благословил великого князя Дмитрия Ивановича на сражение с Мамаем, угрожавшим России крайним разорением. Он снарядил в поход также храбрых иноков.
В 1609 г. Троицкий монастырь был осажден поляками в течение полутора лет. Они хотели отрезать Москву от всякого сообщения с северными городами и захватить сокровища. Большая часть защитников обители состояла из монастырских слуг. Все приступы врагов были отражены. Монастырь был сохранен.
Когда же Москва была занята поляками, из Троицкого монастыря звучал патриотический призыв к боярам и воеводам русских городов объединиться для помощи стольному городу. Этот призыв побудил бессмертного нижегородца Кузьму Минина собрать средства, уговорить князя Пожарского возглавить воинство, освободить Москву от ненавистных поляков.
Кроме этих великих услуг Отечеству, монастырь совершил в разные времена и другие славные деяния. Он проводил огромную воспитательную и образовательную работу, выпустил из своей семинарии много образованных людей. И сейчас расположенная в лавре Московская духовная академия успешно продолжает трудиться на этом благородном поприще.
Слайд 63Неотразимое впечатление производит Троицкий собор, построенный из белого камня над
гробом Святого Сергия. Главы и крыша на нем горят огнем
позолоты из червонного золота. Успенский собор о пяти главах построен по образцу Московского большого Успенского собора. Церковь преподобного Сергия украшена внутри и снаружи разными фигурами и колоннами. Колокольня – огромнейшее, прекрасное архитектурное здание, украшенное колоннами. Внизу колокольни находится лаврская библиотека, состоящая из российских и иностранных книг.
Слайд 64Каменная ограда около монастыря, протянувшаяся почти на 10 км, начала
строиться в 1513 г., имеет 8 башен, из которых особенно
примечательны две – Красная, превосходной готической архитектуры; Каличья, построенная вновь при Екатерине II.
Внутри лавры на открытом месте между колокольней и Троицким собором сооружен обелиск, верх которого украшен мрамором и на нем поставлен позолоченный шар. Сверх тумбы укреплены с трех сторон солнечные часы, а с четырех – из белого мрамора доски, на которых кратко сообщаются достопамятности, которыми в разное время прославилась Троице-Сергиева лавра.
Слайд 66Архитектурный комплекс в Царицыне дает представление об одном из лучших
творений выдающихся русских архитекторов В. И. Баженова и М. Ф.
Казакова.
Екатерина II поручает Баженову построить под Москвой, в Царицыне, загородный императорский дворец. Но он задумал создать грандиозный, дворцово-парковый ансамбль, используя традиции древнерусской архитектуры.
Десять лет вдохновенно работает Баженов в Царицыне. В тенистом парке появляются здания, мосты, беседки, где красный кирпич и белый камень соединяются в причудливом узоре. Стрельчатые пролеты, арки, зубчатые башни, летящие фигуры, фантастические звери – все это было похоже на чудесную русскую сказку. Постройка еще не закончена, но Екатерина спешит осмотреть ее. Она не довольна архитектором, который сблизился с преследуемым ею просветителем Н. И. Новиковым...
Вот из-за деревьев показывается панорама дворца. Разгневанная императрица восклицает: «Это острог, а не дворец! Сломать до основания!» На следующий день те же самые крепостные каменщики, которые вчера трудились над созданием стройных колонн, фигурных карнизов, причудливых орнаментов, разбивают их. Потрясенный, поседевший Баженов приезжает в Царицыно и часами смотрит, как рушится его творение. Беспримерный в истории случай произвола уничтожил почти законченное уникальное произведение человеческого гения!
В. И. Баженов был отстранен от должности. Впоследствии заново возводить дворец пришлось М. Ф. Казакову. Он старался следовать первоначальному замыслу. Однако после смерти Екатерины II работы в Царицыне прекратились, и ансамбль постепенно превратился в руины.
В наше время предусмотрено полное восстановление ансамбля, включая незавершенный Казаковым дворец. На основании документов того времени современные архитекторы-реставраторы стараются вернуть к жизни неосуществленные идеи своих великих предшественников. Восстанавливается и живописный парк.
Слайд 67В последние годы ХVIII в. в окрестностях Москвы был создан
великолепный памятник русского зодчества – Останкинский дворец. От начала и
до конца – от проекта здания до театральной труппы, игравшей в нем, - дворец являлся созданием талантливейших русских крепостных мастеров-самородков графа Н. П. Шереметева. Так, проект дворца был переработан и блестяще осуществлен крепостным зодчим П. И. Аргуновым совместно с такими же, как он, крепостными мастерами А. Ф. Мироновым и Г.Е.Дикушиным. Это сооружение редкой красоты и совершенства сохранилось до наших дней. И когда подходишь к нему, едва ли возникает предположение, что оно построено из дерева.
В одном архитектурном объеме Останкинского дворца объединены жилые, служебные помещения, парадные залы и театр, составивший особую славу Останкина. Зрительный зал и сцена во время балов могли объединяться в зал для танцев. Архитектура здания отличается цельностью и законченностью, богатством пластики, гармоничности и праздничной торжественности. Особую роль играют скульптурные украшения, которые оживляют господство прямых линий и углов. Скульптурный фриз, подобно лентам, связывает три колоннады парадного фасада. На нем изображены сцены жертвоприношений Юпитеру и Деметре. Фасады проходных галерей тоже декорированы барельефами, вазами, скульптурами. Особенно хороша скульптура «Пляшущий фавн», обрамленная двумя колоннами и аркой. Статуи и барельефы украшают также фасады павильонов.
В залах дворца собраны ценнейшие произведения живописи и скульптуры западноевропейских мастеров, картины крепостных художников Аргуновых, редкие гравюры, изделия из хрусталя и фарфора. Ныне Останкино – один из наиболее популярных художественных музеев Москвы.
Слайд 69Пашков дом. Путеводитель по Москве, первопрестольной столице государства Российского, обращался
к читателю в 1833 г. с такими грустными мыслями:
«Почтенный читатель!
Не спешите ныне к сему дому, если не хотите, чтобы сердце ваше страдало: вы увидите тот же дом, тот же сад, ту же отделяющую оный от улицы железную прекрасную решетку, но все в самом жалком состоянии. Огромный 4-этажный дом с двумя по бокам флигелями и бельведером, образец прекраснейшей архитектуры, ныне только что не развалины; окошки забиты досками, сад порос мохом и густою травою, пруды пусты, и вместо прекрасных птиц все боскеты, гроты в пещеры служат убежищем галок и воробьев».
1872 г. Не более радостную картину рисует «Современный путеводитель по Москве и ее окрестностям» (1872 г.): «Некогда, - рассказывают старожилы, - перед Пашковым домом был прекрасный пруд, выстланный камнем, и английский сад. По пруду плавали лебеди, ходили журавли, по дорожкам ходили павлины разных пород, бегали кролики. Дом и сад Пашкова приносили удовольствие не только хозяину, но и всем обывателям московским, толпами собиравшимся посмотреть на сад, на редких птиц и зверей. В настоящее время пруда и следа нет, от сада остался жалкий кустарник, но зато в самом доме процветают наука и искусство – в нем помещается Румянцевский публичный музей».
Да, речь идет об одном из лучших творений архитектора В. И. Баженова – доме на Моховой, который был построен в 1784-1786 гг. по заказу богатого домовладельца П. Е. Пашкова. Расположенный на холме, напротив Боровицкой башни Кремля, искусно подсвеченный прожекторами, фасад завораживает ясными изысканными линиями, изящной прорисовкой деталей, царит на гигантском изумрудном пьедестале как рукотворный памятник человеческому гению.
Слайд 72Вывод:
В последние десятилетия особенно усилилось народное движение за сохранение памятников.
Работает Всесоюзное общество охраны памятников и культуры (ВООПИК). Оно объединяет
энтузиастов, привлекает к охране и реставрации памятников, приобщает через конкретное практическое дело к ценностям отечественной культуры.
Часто приглашает МГО ВООПИК принять участие в реставрационных работах в Москве и Подмосковье. Энтузиасты немало потрудились, восстанавливая церковь Спаса Нерукотворного на Сетуни (ХVII в.), Новый Симонов Монастырь, городскую усадьбу Зубовых (конец ХVIII-начало ХIХ в.), церковь Георгия в Долгопрудном, дом Притча в Рогожском поселке, музей А. А. Пластова в Черниговском переулке, церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Дьякове на территории Коломенского. Добровольцы приходили на помощь реставраторам Краснопресненской астрономической обсерватории имени П. К. Штернберга, Борисоглебского монастыря (ХV в.) и др.
Идея такого подвижничества ясна: человек, вложивший свой труд в восстановление памятника архитектуры, никогда не поднимет руку на творение человеческого гения, не пройдет мимо разрушающегося памятника, не допустит преступного пренебрежения к нему.