Разделы презентаций


Благовест в образах Русская икона

Содержание

Долгое время к иконам незаслуженно не проявляли интереса. Но во второй половине XIX века впервые решили «заглянуть» под многочисленные слои не раз «поновленных» икон. И…о чудо! Под черным слоем

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Благовест в образах
Русская икона

Благовест в образахРусская икона

Слайд 2 Долгое время к иконам незаслуженно не проявляли интереса.

Но во второй половине XIX века впервые решили «заглянуть» под

многочисленные слои не раз «поновленных» икон. И…о чудо! Под черным слоем олифы, потемневшей от свечной сажи, открылись яркие удивительные образы русской иконописи.

Долгое время к иконам незаслуженно не проявляли интереса. Но во второй половине XIX века впервые

Слайд 3Особенности иконы
Христианство делило мир на дольний (земной) и горний (небесный).

Икону можно назвать «окном» в мир горний. Через икону верующий

должен соединить свое земное существование с небесным.
Поэтому и цвет, и предметы, и выбранные для изображения сюжеты несут глубокий смысл.
Даже перспектива на иконе обратная, т. е. обращена не во внутрь изображаемого пространства, как на картине, а во вне, на смотрящего. Поэтому, если долго смотреть на икону, искренне молясь, она как бы «входит» в того, кто обратил к ней свои молитвы.
Изображенное на иконе может вмещать в себя не одно, а несколько событий, которые могли происходить в разное время или вне времени, в вечности.
Особенности иконыХристианство делило мир на дольний (земной) и горний (небесный). Икону можно назвать «окном» в мир горний.

Слайд 4«Подобает быти живописцу…»
Написание иконы сопровождалось особыми обрядами. Необходимо было очистить

и свой дух, и тело, а только потом приступать к

работе. Поэтому перед работой над иконой долго постились, молились Богу. После шли в баню, переодевались в чистую одежду.
Стоглавый Собор православной церкви в 1551 году требовал: «Подобает быти живописцу смирену, кротку, благоговейну, не празднословцу, не смехотворцу; не сварливу, не завистливу, не пьянице, не грабежнику, не убийце, но и паче же хранити чистоту душевную и телесную…»
«Подобает быти живописцу…»Написание иконы сопровождалось особыми обрядами. Необходимо было очистить и свой дух, и тело, а только

Слайд 5Как создавалась икона
Технология изготовления икон вырабатывалась веками сначала в Византии,

потом на Руси. Из Византии были заимствованы многие приемы, но

со временем были наработаны и свои собственные.

Прошло немало времени, но создание иконы претерпело лишь незначительные изменения.

Как создавалась иконаТехнология изготовления икон вырабатывалась веками сначала в Византии, потом на Руси. Из Византии были заимствованы

Слайд 6Основные этапы создания иконы

Основные этапы создания иконы

Слайд 7Сначала готовили доску. Предпочтение отдавали липовым. Иногда соединяли две доски,

если икона была большой. Отступив от края, вырезали рамку -

канавку – ковчег.
Сначала готовили доску. Предпочтение отдавали липовым. Иногда соединяли две доски, если икона была большой. Отступив от края,

Слайд 8После того, как доска была высушена, на нее натягивали пропитанную

жидким рыбьим клеем холстину – поволоку.

После того, как доска была высушена, на нее натягивали пропитанную жидким рыбьим клеем холстину – поволоку.

Слайд 9Икону опять сушили, наносили особый грунт, левкас, приготовленный из смеси

мела и клея, а потом полировали поверхность.

Икону опять сушили, наносили особый грунт, левкас, приготовленный из смеси мела и клея, а потом полировали поверхность.

Слайд 10Мастер, глава артели, наносил углем контур будущего рисунка, «знаменил» икону.

Мастер, глава артели, наносил углем контур будущего рисунка, «знаменил» икону.

Слайд 11Затем золотили фон, венцы и приступали к работе с красками.

Затем золотили фон, венцы и приступали к работе с красками.

Слайд 12Сначала писали платье, пейзаж. Такое письмо называлось «доличным» (лик –

лицо, образ).

Сначала писали платье, пейзаж. Такое письмо называлось «доличным» (лик – лицо, образ).

Слайд 13Затем самый опытный и почитаемый мастер рисовал лицо, волосы, бороды.

Это «личное» письмо.

Затем самый опытный и почитаемый мастер рисовал лицо, волосы, бороды. Это «личное» письмо.

Слайд 14Работали темперными красками. Их приготавливали из природных материалов: минералов, глины.

Краски растирали на хлебном квасе или просто на воде, добавляя

яичный желток. Такие краски были яркими, непрозрачными.
Работали темперными красками. Их приготавливали из природных материалов: минералов, глины. Краски растирали на хлебном квасе или просто

Слайд 15Написанную икону покрывали олифой, приготовленной из конопляного масла, накладывая ее

слой за слоем. Теперь икону на несколько месяцев выставляли на

свет сохнуть, чтобы образовалась тонкая защитная пленка. Жизнь такой иконы 60 – 80 лет. Затем пыль и свечная копоть превращали ее в «черную доску».
Написанную икону покрывали олифой, приготовленной из конопляного масла, накладывая ее слой за слоем. Теперь икону на несколько

Слайд 16Канон
В своей работе иконописцы пользовались специальными руководствами, подлинниками. Подлинники

были «лицевые» и «толковые». В них были собраны образцы рисунков

и технические наставления. Отступление от подлинника было невозможно, в нем прописывалось все: и поза нарисованных святых, и их лица, и цвет одежды. То есть работа мастера подчинялась определенным правилам, канонам.
Канон В своей работе иконописцы пользовались специальными руководствами, подлинниками. Подлинники были «лицевые» и «толковые». В них были

Слайд 17Цвет на иконе
Золото символизировало Божественный свет.
Голубой был цветом неба и

чистоты.
Вишневый носил объединяющее начало. Он включал в себя два

цвета: красный – начало спектра, и фиолетовый – его конец.
Красный – это Божественный огонь, кровь жертвы Христовой и мучеников за веру, цвет царей – пурпур.
Символ юности и цветения – зеленый цвет.
Цвет Бога – белый. Он подобен свету, он вмещает в себя все цвета, подобно тому, как Бог объемлет весь мир.
Черный – цвет сокровенных Божьих тайн.
Цвет на иконеЗолото символизировало Божественный свет.Голубой был цветом неба и чистоты. Вишневый носил объединяющее начало. Он включал

Слайд 18Цвет одежд на иконе мог меняться, но одеяние Христа –

вишневый хитон (рубаха) и голубой плащ – гиматий и вишневое

покрывало – мафорий Богоматери были всегда неизменны.
Цвет одежд на иконе мог меняться, но одеяние Христа – вишневый хитон (рубаха) и голубой плащ –

Слайд 19Икона на Руси почиталась. Ее можно было встретить не только

в храме или в доме, но и на перекрестках дорог,

у ручья или родника, на городской стене, на воинском знамени. Ее первую спасали во время пожара из пламени. Ее нельзя было купить, а только выменять на деньги, нельзя выбросить, если она пришла в негодность, нужно было закопать в землю, или пустить по течению реки ликом вверх, или сжечь на перекрестке после молебна.
Многие иконы прославлены совершенными чудесами. Они исцеляли болеющих, многократно защищали города от врагов, оберегали Русь от бед.
Икона на Руси почиталась. Ее можно было встретить не только в храме или в доме, но и

Слайд 20Работа изографа

Работа изографа

Слайд 25 Русская иконография
Иконография – это описание икон. Иконописец строго

придерживался канона, особых разработанных правил, образцов. Поэтому все сюжеты, изображаемые

на иконах, можно сгруппировать в несколько композиционных типов. Так на Руси известно более трехсот изображений Богоматери. Все это многообразие можно уложить в три основных типа
Русская иконография Иконография – это описание икон. Иконописец строго придерживался канона, особых разработанных правил, образцов. Поэтому

Слайд 26 «Богоматерь Одигитрия (наставница)»

«Богоматерь Одигитрия (наставница)»

Слайд 27Оранта – молящаяся. Погрудное изображение с младенцем в медальоне –

Знамение; без младенца в полный рост – Великая Панагия (Всесвятая).

Оранта – молящаяся. Погрудное изображение с младенцем в медальоне – Знамение; без младенца в полный рост –

Слайд 28Елеуса – милующая (Умиление)

Елеуса – милующая (Умиление)

Слайд 29Ни в одном из Евангелий не описывается внешность Иисуса Христа.

Но то, как выглядел Иисус, всегда интересовало христиан. Впервые образ

Иисуса Христа появился в живописи катакомб.
Ныне известное каноническое изображение Христа утверждается только в 836 году. Икон, изображающих Иисуса Христа, немного: Богомладенец с Богоматерью, Спас Емануил, Спас Вседержатель, Спас Нерукотворный.
Ни в одном из Евангелий не описывается внешность Иисуса Христа. Но то, как выглядел Иисус, всегда интересовало

Слайд 30Спас Емманул

Спас Емманул

Слайд 31Спас Вседержатель (Пантократор)

Спас Вседержатель (Пантократор)

Слайд 32Спас в Силах;
Спас на троне

Спас в Силах; Спас на троне

Слайд 33Спас Нерукотворный

Спас Нерукотворный

Слайд 34Источники
http://aliksandar.livejournal.com/68442.html?view=490842#t490842

http://kolizejinfo.ru/forum/22-324-1

О.К.Кутас «История русской культуры от славян до великорусов». Учебное

пособие»

Источники http://aliksandar.livejournal.com/68442.html?view=490842#t490842http://kolizejinfo.ru/forum/22-324-1О.К.Кутас «История русской культуры от славян до великорусов». Учебное пособие»

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика