Слайд 1Декоративно-прикладное искусство Ближнего Востока
Багдадская книжная миниатюра
Иранское ковроделие
Турецкое гончарство
Дамасские ткани
Слайд 2Что такое декоративно-прикладное искусство ?
Декоративно-прикладное искусство (от лат. decoro —
украшаю) — раздел декоративного искусства, охватывающий создание художественных изделий, имеющих
утилитарное и не утилитарное назначение
Слайд 3.
Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким требованиям: обладают эстетическим качеством;
служат для оформления быта и интерьера.
Такими произведениями
являются: одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия.
Слайд 4Орнамент – «музыка для глаз»
В декоративно-прикладном искусстве стран Ближнего Востока
особенно ярко проявилось значение культуры орнамента. Орнамент компенсировал ограниченность изображения
некоторых видов искусства (религиозные каноны).
В средневековье на востоке появился новый тип орнамента – арабеска.
Слайд 5Арабеска
- сложный восточный средневековый орнамент , который состоит из
геометрических и растительных элементов на основе точного математического расчёта.
идея арабески
созвучна представлениям исламских богословов о «вечной и бесконечной ткани Вселенной»
Слайд 7Багдадская книжная миниатюра
Книжная миниатюра – многоцветные иллюстрации, сделанные клеевыми и
другими красками в рукописных книгах.
Персидские художники в своих произведениях изображали
преимущественно религиозные сюжеты. Иллюстрируя книги, принято было изображать идеализированную жизнь героев. Герои никогда не смотрели прямо в глаза. Их идеальными силуэтами должны были только любоваться.
Слайд 9Иранское ковроделие
Ковроделие – один из самых важных видов декоративно-прикладного
искусства мусульманского мира.
Ковры служили защитой кибитки кочевника от
резких колебаний температуры.
Ковровой тканью покрывали скелет кибитки.
Из ковровой ткани делалась занавеска для входа.
Ковром устилали пол.
Особые коврики стелили во время молитвы.
Слайд 11Символика ковровых орнаментов
Фигуры в виде большой запятой или точки символизировали
огонь – воплощение божественной справедливости.
На свадебных коврах изображали листву виноградника
или инжира, как пожелание счастья и благополучия.
На коврике для молитвы красный цвет означал счастье.
Нельзя было использовать зелёный цвет, так как это цвет Пророка ислама , и его нельзя топтать.
Слайд 12Турецкое гончарное искусство
Гончарство – традиционное ремесло, производство глиняной посуды и
других глиняных изделий.
Турецкие мастера изготавливали керамическую плитку для декорирования жилья,
посуду для знаменитых восточных благовоний.
Украшали изделия геометрическими или растительными узорами, надписями из Корана, изображением цветов, редко изображали людей, животных, рыб.
Слайд 13Символика турецкого гончарства
Черный – решение проблем
Красный – богатство
Синий – благородство
и великодушие
Желтый – защита от неудач
Зелёный – священный цвет ислама
Слайд 14Дамасские ткани
Дамаст – ткань, как правило шёлковая, с цветочным узором,
который создаётся с помощью блестящих атласных нитей.
Искусство изготовления ткани
возникло в Сирии в городе Дамаск, и было вызвано религиозным запретом для мусульман носить шёлковую одежду. Дамасцы изобрели уникальное полотно, наружная сторона которого была шёлковой, а снизу оно было хлопчатобумажным.
Из дамаста изготавливали подушки для диванов, скатерти, одежду, обувь, шторы.
Слайд 16Дамаст имеет несколько оттенков в зависимости от освещения.
Характерными узорами сирийских
полотен были цветы, листва и роскошные гранатовые деревья.
Секрет изготовления своих
тканей дамасские ткачи хранили превыше всего.
Слайд 17
Проверочные вопросы к изученному материалу
1) К произведениям декоративно-прикладного искусства
относится
одежда, плательные и декоративные ткани, архитектура, ковры, мебель, станковая
живопись, художественное стекло, фарфор, музыка, фаянс, ювелирные украшения. Выбрать нужное .
2)Какую идею несёт в себе арабеска?
3)Что изображали персидские художники в книжной миниатюре?
4)Почему ковроделие являлось одним из самых важных видов декоративно-прикладного искусства стран востока.
5) Что символизировали на свадебных коврах листва виноградника или инжира?
6)Почему запрещено было изготовление зелёных ковров?
7)Чем было вызвано появление дамасских тканей?
Слайд 18Презентация подготовлена
учителем МХК
Смоляковой И.В.
ГБОУ ЛНР «ЛУВК: дошкольное учреждение-начальная школа-гимназия»
г.Луганск