Слайд 1Презентация на тему: «Декоративно- прикладное творчество Палех»
Выполнил: Брызжев Илья 9А
Слайд 2Происхождение Палех
Палех - название угро-финского происхождения. Результаты археологических раскопок бес
курганного могильника VIII века подтверждают, что издавна на территории края
обитало одно из многочисленных угро-финских племен. Угро-финны полностью растворились среди славян, которые постепенно заселяли северо - восточные земли Руси и их языковая культура прослеживается лишь в географических названиях - Пурех, Палех, Ландех, Сезух, лух, Люлех.
Слайд 3История Палеха
История Палеха уходит в глубокую древность.
В XV веке село
Палех входило в состав Владимиро-Суздальских земель. По Духовному завещанию Ивана
Грозного 1572 года село Палех было в поместном владении его сына Иоанна. В 1616 году Палех значится поместьем Василия Ивановича Острогубова и вдовы Юрия Ивановича Острогубова. Вскоре оно было пожаловано в вотчинное владение Ивану Бутурлину "за московское осадное сидение королевичево", то есть за участие в войне против польско-литовской интервенции. По писцовым книгам 1628-1630 годов Владимирского уезда Боголюбского стана Палех является вотчиной Ивана Бутурлина и его детей.
Слайд 4Палехская иконопись
Точная дата возникновения палехской иконописи письменными источниками не установлена.
В основе стиля палехской иконописи лежат традиции древне-суздальской школы и
некоторые особенности московской иконописи 15-16 вв. Для палехской иконы характерны мягкие плавные линии и сдержанная гармоничная красочная гамма.
Один из самых ранних образцов палехского стиля - икона "Всех скорбящих радости" начала XVIII века. Ее многофигурная композиция строга и лаконична.
Слайд 5Иконопись
Вершина палехского иконописания - "Акафист Спасителю" середины XVIII века. Рисунок
иконы отличается изяществом и утонченностью. Все пропорции удлиненных форм. Колорит
иконы теплый, золотисто-коричневый с использованием темной зелени и киновари. Одежды Христа и Богоматери расписаны золотом.
Близки по стилю "Акафисту Спасителю" многие произведения конца XVIII - начала XIX веков. Среди них - "Акафист Богоматери", "Преображение", "Покров Богоматери".
Слайд 6Характерные черты
Один из характерных признаков палехского иконописания - сложная многоклеймовая
композиция.
Икона "Николай Чудотворец в житии и чудесах" второй половины XVIII
века - яркий образец такой композиции.
В центре иконной доски - в среднике - располагается образ святого. Средник окружает 38 клейм - миниатюр, повествующих о деяниях Николая Чудотворца.
Многие произведения палехской иконописи создавались под влиянием западно-европейского искусства и русской академической школы. Иконы такого стиля в Палехе назывались "фряжскими". Одна из первых икон "фряжского" стиля - "Не рыдай мене, Мати" Ильи Балякина, датируемая 1769 годом. Она выполнена в широкой живописной манере.
Слайд 7Усовершенствование Палехи
На рубеже XVIII - XIX веков в палехской иконе
становится преобладающей нежная, светлая цветовая гамма. Композиции усложняются, усиливается орнаментальность,
обильно применяется листовое и твореное золото.
Особой популярностью пользовались иконы с композициями, выполненными на золотом чеканном фоне. Нимбы и поля на них расписывались "под эмаль".
Иконы в Палехе писали до 1917 года, затем иконописные традиции надолго были прерваны.
С 90-х годов ХХ века в Палехе начала возрождаться русская религиозная живопись.
Слайд 8Современный Палех
Современный Палех - один из признанных центров лаковой миниатюры
После
революции 1917 года иконописцам Палеха пришлось искать новые пути применения
своих творческих сил. Палешане создали новый стиль миниатюрного письма, отличающегося особой тонкостью художественных приемов. Драгоценные миниатюры палехских мастеров с триумфом прошли по многим выставкам Европы, Америки, Азии, получили "Гран-при" на Всемирной выставке в Париже. Палех оказался способным соперничать с признанными лаками Брауншвейга, Японии, Персии, Китая
Слайд 9Изготовление миниатюры
Процесс рождения палехской миниатюры долог и сложен. Художники используют
особый материал - папье-маше, покрываемый черной шпатлевкой, на которую наносится
белильная подготовка - подмалевок. Затем в несколько приемов тщательно расписываются внутренний (роскрышь) и внешний контурный (роспись) рисунки. Поверхность изделия пемзуют, покрывают лаком, полируют, расписывают золотом.
Слайд 10Известнейшая работа
Самая известная работа палехских мастеров - роспись Грановитой палаты
Московского Кремля, выполненная в 1880 - 1882 годах семьей Белоусовых.
Василий и Иван Белоусовы - крестьяне из Палеха за роспись были удостоены золотых медалей.