Слайд 1«Глиняная игрушка»
Выполнила Маркина Галина Викторовна
МБОУ СОШ села КузьминскиеОтвержки Липецкого муниципального
района
Слайд 2Содержание
1. Керамика
2. Разнообразие глиняной игрушки
- абашевская,
- каргопольская,
- филимоновская,
-
дымковская
3. Село Романово3. Село Романово.3. Село Романово.Романовская игрушка
4. Маркин Виктор Васильевич
5. Разнообразие сюжетов
- птицы,
- звери,
- “Романушка”
6. Заключение
Слайд 3Керамика
Керамические фигурки - вылепленные руками, без каких-либо специальных приспособлений, древнейшие
игрушки, их лепили еще до повсеместного изготовления глиняной посуды, до
изобретения гончарного круга.
Изготовляли их, чтобы задобрить духов-охранителей человека, спасти и приумножить его жилища, скот и посевы. В них ярко отразились древние верования, суеверия, в них непосредственно и ярко выражается душа, психология автора.
Слайд 4Разнообразие глиняной игрушки
Абашевская игрушка - с.Абашево Беднодемьяновского
района Пензенской области.
Производство игрушки развивалось внутри старинного гончарного промысла
в приволжских селениях. Угасание гончарства обусловило выделение игрушки в самостоятельный промысел, который получил известность в 1930-е гг. Для абашевской игрушки характерны окраска яркими масляными красками, сложившаяся в 1930-х гг., и особые скульптурные приемы в изображении животных, нередко имеющих сказочный облик.
В Абашеве заготовка игрушки покрывается сплошной яркой краской, которая затем дополняется серебряной или золотой. Этот прием ("оживка") придает игрушкам индивидуальный, весьма сувенирный характер
Слайд 5Каргопольская игрушка - г.Каргополъ Архангельской области.
Производство игрушки сопутствовало старинному
гончарному промыслу в Панфиловской волости Каргопольского уезда. В отличие от
гончарного дела изготовление игрушки в XX в. не прервалось. В промысле сохраняются наиболее традиционные типы русской игрушки - женские фигуры, изображения животных. В последние десятилетия получили распространение жанровые сцены. Для каргопольской игрушки характерна красочная роспись по предварительно выбеленной поверхности фигур.
В настоящее время делаются попытки восстановить каргопольское гончарное ремесло
Слайд 6 Филимоновская игрушка - д.Филимонова, г.Одоев Одоевского района
Тульской области.
Промысел игрушки возник на основе местного гончарного промысла
в середине XIX в. В начале XX в. угас и был восстановлен в 1960-е гг. с помощью старых мастериц. Основной тип изделий - свистульки традиционных форм (барыня, всадник, конь, медведь и др.). Для них характерны вытянутые пропорции, связанные с пластическими свойствами местной глины "синики". При обжиге глина дает белую поверхность, на которую наносится цветная роспись с характерными ритмичными полосками.
Слайд 7Дымковская игрушка - г.Вятка.
Промысел игрушки уже в XIX в.
приобрел самостоятельное значение, выделившись из гончарства. Название игрушки связано с
местом изготовления - слободой Дымково (ныне - район г. Вятки). Промысел развивался от простых игрушек и свистулек к декоративной скульптуре. Наиболее характерны женские фигуры ("барыни", "кормилицы"). Большое место принадлежит многофигурным жанровым композициям на темы городской жизни. Праздничный и нарядный облик игрушек создается росписью по меловому фону, в основе росписи - геометрический орнамент и яркая, контрастная цветовая гамма, дополняемая наклеенными кусочками золотистой фольги.
Слайд 8Село Романово. Романовская игрушка.
Романовская игрушка сформировалась в 17 веке, и
называется по месту основного поселения ремесленников, завезённых в 17 веке
с Рязанщины боярином Романовым в Липецкий уезд Тамбовской губернии.
Сельские гончары возили в уездный город традиционный товар: кувшины, чайники, вазоны, кринки для молока и др. – всего примерно 70 видов бытовых изделий. А также игрушки. В 19 - начале 20-го века романовская игрушка была очень популярна, её коллекционировали.
В период коллективизации промысел был практически истреблён. Работали только отдельные мастера В. И. Митин и А. Ф. Коняхин.
Известность народному промыслу в 80-е годы 20-го века вернул потомственный гончар И. Ф. Гункин. В.В. Маркин полностью воссоздал традицию романовской игрушки, продолжает традиции мастера Гункина по сохранению архаики игрушки, и создаёт авторские разработки.
Слайд 9Маркин Виктор Васильевич
Маркин Виктор Васильевич – художник и педагог, народный
мастер России. Член Союза художников c 2000 г.
Основные жанры творчества
– живопись, глиняная игрушка, мелкая пластика.
Один из немногих мастеров России, продолжающий традиции исконной русской игрушки в современном культурном пространстве.
Слайд 10Разнообразие сюжетов
Романовская игрушка – местная липецкая пластическая
школа, отличная от каргопольской, абашевской, дымковской, филимоновской и др.
В ней
насчитывается всего 42 сюжета, но двух одинаковых игрушек не бывает, в каждой запечатлевается индивидуальность мастера. За кажущейся простотой – опыт мастеров многих поколений. В чистоте линий и простоте замысла – искра Божья.
Слайд 11Птица – культовый знак, известный еще с каменного века. Самое
широкое распространение, птица, как культовый символ и декоративный мотив, получила
в искусстве восточных славян. Птице приписывались разнообразные свойства и функции, ей отводилось особое место на вершине дерева жизни. Большая роль принадлежит птицам, как помощникам Бога, чаще всего, Бога грома.
Слайд 12В музейных коллекциях хранится несколько животных.Все они – варианты раз
найденной, разработанной декоративной формы. Ни одна из них не повторяет
другую. Именно в этой вариативности суть народной традиции, ее живое дыхание.
Слайд 13Женским персонажем романовской глиняной игрушки является “Романушка” – жительница села
Романово. По форме игрушка почти цилиндрическая, сильно вытянутая по вертикали,
колокол юбки к низу несколько расширяется. Декоративные налепы – ленты, бусы несколько разбивают вертикаль и уравновешивают фигурку.
Слайд 14 «Основоположниками искусства были гончары, кузнецы и златокузнецы, ткачихи
и ткачи, каменщики, плотники, резчики по дереву и кости, оружейники,
люди, чьи артистически сделанные вещи, радуя наши глаза, наполняют музеи.» /А.М.Горький/