Слайд 1
Золотые узоры
Хохломы
Учитель изобразительного искусства и МХК
1 квалификационной категории
МБОУ
гимназии № 30 г. Ульяновска: Бутузовой Натальи Витальевны
Декоративно-прикладное искусство в
5 классе
Слайд 2 Хохломской промысел основан в 17в. и насчитывает
более трёх столетий. Он зародился в нижегородском Заволжье, на реке
Узоле. В древних заволжских лесах раскинулись старинные русские деревни - Новопокровское, Хрящи, Кулигино, Хохлома и Сёмино.
Это было время обширного заселения нижегородских земель разным людом, среди которого были «старообрядцы», которые знали секрет золочения икон при помощи серебряного металла и льняного масла - олифы. Деревянные иконы покрывали слоем серебра, растертого в порошок, после чего олифили, затем ставили в печь. После закалки икона приобретала новый золотистый цвет.
Слайд 4Мочесник. (Лубяная коробейка для складывания напряденных ниток) Хохломская роспись 1877г
Чашка. Роспись " Пряник" начало XX века
Изначально хохломская посуда изготавливалась при монастырях и предназначалась для царского двора. Изделия «золотились» без применения золота. Золотистый фон в этот период применялся скупо. Серебряный порошок был дорог.
Так, начиная с XVII века, на всю Россию славилась расписная деревянная посуда заволжских мастеров.
«Парадная» посуда изготавливалась по особым заказам небольшими партиями из разных пород дерева, разных форм и художественной отделки, и предназначалась для дарения именитым гостям и иностранным послам.
Золотая хохлома развозилась по всей России. Доходила она и до Средней Азии, Турции, Индии и Европы, заслужив всемирную славу.
К середине 18в. росписью были заняты жители нескольких десятков деревень. В 1-й половине 19в. мастера научились использовать вместо серебра олово. С появлением более дешевого олова, этот способ перешел и на посуду.
Слайд 5
В этих деревнях и поныне живут мастера-художники, которые расписывают деревянную
посуду, продолжая традиции отцов, дедов и прадедов. От одного поколения
художников к другому передается уникальная технология окраски дерева в золотой цвет без применения золота.
Огромным спросом пользовалась их деревянная посуда, расписанная в красные, чёрные и золотые цвета, украшенная стеблями, цветами и ягодами.
Слайд 6Поставок. Роспись «пай фони. 1930-е гг.
Чашка. Верховая роспись. 2-я
половина XIX в
Издавна делали посуду
в лесных Заволжских деревеньках Виноградово, Семино, Куличино, Разводино, Хрящи. Но зовут ее не виноградовской или куличинской, а хохломской. Почему? А вот почему:
Стук-бряк! - катят груженые подводы вдоль извилистой речки Узолье.
Стук-бряк! - погромыхивает деревянный товар. Везут его в ближнее древнее село-Хохлому виноградовские, разводинские мастера. Оттуда разлетаются Жар-птицами миски да ложки по ярмаркам:
- Кому посуда для каши, окрошки? Чудо-блюдо, да чашки, ложки!
- Откуда посуда?
- К вам приехала золотая Хохлома!
Название промысла связано с крупным торговым селом Хохломой, откуда золотая расписная деревянная посуда отправлялась на ярмарки.
Самыми ранними изделиями были чашки, кружки, ложки, братины, ковши, туески, выполнявшиеся токарным способом.
Слайд 7- Чаша большая и малая 18в. (роспись штампиками и
мазками кисти).
- Миска конец 19в. роспись «под фон», мотив
«кудрина»
- Ставец - индивидуальная посуда, состоящая из двух равновеликих чаш, одна из них служила крышкой, другая – туловом сосуда.
Поверхность изделия тщательно покрывается слоем жидкой глины – «вапы», сушится, покрывается льняным маслом и прогревается в печи. Затем поверхность посыпают алюминиевым порошком, отчего изделия становятся гладкими, похожими на металлические.
Затем расписывают масляными красками. Роспись гармонично вписывается в форму изделия. Украшаются изделия в основном растительными орнаментами. Орнамент плоскостный, силуэтный.
Орнамент – это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов.
Слайд 8
Орнамент росписи составлен из небольшого числа мотивов,
называемых «травкой», «яблочком», «ягодкой», «виноградом», «листком», «древком», «кудриной».
Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи — красный и чёрный (киноварь и сажа), как наиболее жаростойкие, но для оживления узора допускаются и другие — коричневый, светлого тона зелень, жёлтый.
Специфическая технология ограничивает палитру применяемых для росписи масляных красок, выдерживающих температурный режим и дающих выразительные сочетания с «золотом».
Разнообразие росписи достигается умением находить варианты цветовых сочетаний, использование одного цвета как главенствующего
Кисти для росписи делаются из беличьих хвостов, так, чтобы ими можно было провести очень тонкую линию.
Роспись мастер выполняет от руки без предварительного рисунка, держит кисть «щепоткой», перпендикулярно к поверхности.
Слайд 9
С.П. Веселов. Дер. Мокушино, Ковернинский район,
Характерной чертой хохломских изделий является традиционный рисунок: узорчатая тонкая роспись
из вьющихся растений и ягод.
Хохломская роспись встречается практически на всех предметах домашнего и кухонного обихода. Самовары и ложки, ушата и миски – изделия, какими пользовалась русская крестьянская семья и которые находились всегда под рукой заботливой хозяйки – именно они и стали предметом народного искусства.
Слайд 10Верховое письмо
,
Все листочки как листочки ,
здесь же каждый золотой.
красоту такую
люди
называют хохломой
Слайд 11 Необычайное богатство хохломской росписи достигается тем, что
рисунок на поверхность изделия наносится всякий раз импровизированно, свободно. Мастер
как бы сочиняет его на ходу, руководствуясь лишь своим опытом и теми закономерностями, которые характеризуют особенности хохломской росписи. В результате появляются новые мотивы орнамента, основанного на превращении конкретных форм (растения, птицы, рыбы) в декоративный цветовой узор, что делает нехитрую деревянную вещь произведением искусства.
Декоративная переработка форм или стилизация – упрощение форм ради большей графической и цветовой выразительности.
Слайд 13С П Веселов. "Братина"-коробочка Семино. Травная роспись 1970 Г. ГИМ.
Е.
В. Мосина. Чаша и её деталь.
Роспись «под фон». Семино.
1970-е гг.
Слайд 14Хохломская роспись по черному фону
Слайд 17
С.П. Веселов. Дер. Мокушино, Ковернинский район,
Слайд 19Золотая «Кудрина»
Фоновое письмо
Слайд 20хохлома
Золотая «Кудрина»
Фоновое письмо
Слайд 23Расписные изделия золотой Хохломы
Слайд 25Хохломская роспись художницы Наговицыной Томары
Слайд 26Хохломская роспись
художницы Наговицыной Томары
Слайд 27
П. Лушина. Чашка. Роспись
«под фон». Семино. 1974 г
Солонки 1985
Одним из крупнейших специализированных мест производства хохломских ложек может
считаться Семенов. Хохломская ложка – один из популярнейших сувениров из России.
Композиционный орнамент ложки - змеящийся стебель, покрытый травой, где каждая ветвь оканчивается насыщенными ягодами.
Воздушная, звучная, расписная ложка радует глаз и будет надежной помощницей и дома, и на природе, и загородом.
Ложки, в основном, обрабатываются в ручную, а изготавливают
их чаще из осины, липы, березы, а дорогие – из пальмы и клена.
Существует различные виды ложек, например: тонкая, полубасская, ложка для варенья, сувенирная, детская, салатная.
Хохломская ложка, бесспорно, пользуется немалым спросом, а умельцами общенародного искусства разрабатываются всевозможные её конфигурации и орнаменты.
Слайд 30В процессе нанесения росписи двигаться должна только кисть руки, удобно
кисть держать на весу с опорой на мизинец.
Слайд 33
Творческое задание № 1:
Выполнить хохломскую «травную роспись»
1-й этап: Подготовьте
фон для росписи. Для этого возьмите «золотой» лист или покройте
лист желтой или золотой краской.
Роспись наносится без предварительного рисунка. Можно выполнять роспись, используя ранее продуманный эскиз композиции на отдельном листе.
2-й этап: Начните с основного элемента, от которого побегут травинки и кустики, направляясь от его основания к концу. Таким элементом может стать стебелек.
3-й этап: Затем нанесите крупные элементы росписи (травинки, капельки).
4-й этап: Украсьте роспись мелкими мазками и ягодками (горошком , брусничкой). Обратите внимание на чередование цвета в росписи. Обычно один доминирует, остальные, контрастируя с ним, оживляют, украшают его
Слайд 34
Элементы выполнения «травной» росписи
Этапы выполнения «травной» росписи
Слайд 36
Творческое задание № 2: Выполните роспись «под фон»
1-й этап :
Возьмите «золотой» лист или покройте лист желтой или золотой краской.
2-й
этап: Тонкими линиями нанесите орнамент. Помните, что «золотой» фон изделия и будет цветом росписи. Орнамент должен быть плотным, свободного пространства должно оставаться мало.
3-й этап: напишите детали ( прожилки в листиках, тычинки в цветках).
4-й этап: Покройте фон (промежутки между элементами росписи) краской. Эффектнее с «золотой» росписью сочетается черный фон.
5-й этап: Поверх фона можно нарисовать цветные «прописки» – ягодки, мелкие цветочки.
Роспись можно расположить в полосе или заполнить ею поверхность изделия
Этапы выполнения фонового письма
Слайд 37Современная хохлома
Сейчас хохломская роспись
стала забытой историей, к которой возвращаются, чтобы скорее порадовать иностранных
да иногородних гостей, чем вспомнить о своих истоках. Драгоценность хохломских украшений перестала быть редкостью – купить ее может практически каждый, кто заинтересован культурой русского народа.
В Нижегородской области и поныне живут мастера – художники, которые расписывают деревянную посуду, продолжая традиции отцов, дедов и прадедов. От одного поколения художников к другому передается уникальная технология окраски дерева в золотой цвет без применения золота.
Хохломские изделия по-прежнему остаются востребованным товаром – недалеко от села Хохлома работают две ремесленные фабрики, которые пытаются сохранить и передать традицию русского народа. Традицию, которую ни забыть, ни купить нельзя.
Слайд 38Хохломская роспись и современность
Андрей Кленин "Чужая хохлома
Слайд 39Современный ассортимент изделий промысла
Слайд 41Спасибо за внимание
Творческих ВАМ успехов!