Разделы презентаций


"Золотые узоры Хохломы"

Содержание

Хохломской промысел основан в 17в. и насчитывает более трёх столетий. Он зародился в нижегородском Заволжье, на реке Узоле. В древних заволжских лесах раскинулись старинные русские деревни - Новопокровское,

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Золотые узоры Хохломы
Учитель изобразительного искусства и МХК
1 квалификационной категории
МБОУ

гимназии № 30 г. Ульяновска: Бутузовой Натальи Витальевны
Декоративно-прикладное искусство в

5 классе
Золотые узоры  ХохломыУчитель изобразительного искусства и МХК1 квалификационной категории МБОУ гимназии № 30 г. Ульяновска: Бутузовой

Слайд 2 Хохломской промысел основан в 17в. и насчитывает

более трёх столетий. Он зародился в нижегородском Заволжье, на реке

Узоле. В древних заволжских лесах раскинулись старинные русские деревни - Новопокровское, Хрящи, Кулигино, Хохлома и Сёмино. Это было время обширного заселения нижегородских земель разным людом, среди которого были «старообрядцы», которые знали секрет золочения икон при помощи серебряного металла и льняного масла - олифы. Деревянные иконы покрывали слоем серебра, растертого в порошок, после чего олифили, затем ставили в печь. После закалки икона приобретала новый золотистый цвет.


Хохломской промысел основан в 17в. и насчитывает более трёх столетий. Он зародился в нижегородском

Слайд 3 Сказ о Хохломе

Сказ о Хохломе

Слайд 4Мочесник. (Лубяная коробейка для складывания напряденных ниток) Хохломская роспись 1877г

Чашка. Роспись " Пряник" начало XX века

Изначально хохломская посуда изготавливалась при монастырях и предназначалась для царского двора. Изделия «золотились» без применения золота. Золотистый фон в этот период применялся скупо. Серебряный порошок был дорог.
Так, начиная с XVII века, на всю Россию славилась расписная деревянная посуда заволжских мастеров.
«Парадная» посуда изготавливалась по особым заказам небольшими партиями из разных пород дерева, разных форм и художественной отделки, и предназначалась для дарения именитым гостям и иностранным послам.
Золотая хохлома развозилась по всей России. Доходила она и до Средней Азии, Турции, Индии и Европы, заслужив всемирную славу.
К середине 18в. росписью были заняты жители нескольких десятков деревень. В 1-й половине 19в. мастера научились использовать вместо серебра олово. С появлением более дешевого олова, этот способ перешел и на посуду.

Мочесник. (Лубяная коробейка для складывания напряденных ниток) Хохломская роспись 1877г   Чашка. Роспись

Слайд 5
В этих деревнях и поныне живут мастера-художники, которые расписывают деревянную

посуду, продолжая традиции отцов, дедов и прадедов. От одного поколения

художников к другому передается уникальная технология окраски дерева в золотой цвет без применения золота.
Огромным спросом пользовалась их деревянная посуда, расписанная в красные, чёрные и золотые цвета, украшенная стеблями, цветами и ягодами.
В этих деревнях и поныне живут мастера-художники, которые расписывают деревянную посуду, продолжая традиции отцов, дедов и прадедов.

Слайд 6Поставок. Роспись «пай фони. 1930-е гг. Чашка. Верховая роспись. 2-я

половина XIX в
Издавна делали посуду

в лесных Заволжских деревеньках Виноградово, Семино, Куличино, Разводино, Хрящи. Но зовут ее не виноградовской или куличинской, а хохломской. Почему? А вот почему:
Стук-бряк! - катят груженые подводы вдоль извилистой речки Узолье.
Стук-бряк! - погромыхивает деревянный товар. Везут его в ближнее древнее село-Хохлому виноградовские, разводинские мастера. Оттуда разлетаются Жар-птицами миски да ложки по ярмаркам:
- Кому посуда для каши, окрошки? Чудо-блюдо, да чашки, ложки!
- Откуда посуда?
- К вам приехала золотая Хохлома!
Название промысла связано с крупным торговым селом Хохломой, откуда золотая расписная деревянная посуда отправлялась на ярмарки.
Самыми ранними изделиями были чашки, кружки, ложки, братины, ковши, туески, выполнявшиеся токарным способом.


Поставок. Роспись «пай фони. 1930-е гг.  Чашка. Верховая роспись. 2-я половина XIX в

Слайд 7- Чаша большая и малая 18в. (роспись штампиками и

мазками кисти). - Миска конец 19в. роспись «под фон», мотив

«кудрина» - Ставец - индивидуальная посуда, состоящая из двух равновеликих чаш, одна из них служила крышкой, другая – туловом сосуда.


Поверхность изделия тщательно покрывается слоем жидкой глины – «вапы», сушится, покрывается льняным маслом и прогревается в печи. Затем поверхность посыпают алюминиевым порошком, отчего изделия становятся гладкими, похожими на металлические.
Затем расписывают масляными красками. Роспись гармонично вписывается в форму изделия. Украшаются изделия в основном растительными орнаментами. Орнамент плоскостный, силуэтный.






Орнамент – это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов.

-  Чаша большая и малая 18в. (роспись штампиками и мазками кисти). -  Миска конец 19в.

Слайд 8 Орнамент росписи составлен из небольшого числа мотивов,

называемых «травкой», «яблочком», «ягодкой», «виноградом», «листком», «древком», «кудриной».

Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи — красный и чёрный (киноварь и сажа), как наиболее жаростойкие, но для оживления узора допускаются и другие — коричневый, светлого тона зелень, жёлтый. Специфическая технология ограничивает палитру применяемых для росписи масляных красок, выдерживающих температурный режим и дающих выразительные сочетания с «золотом». Разнообразие росписи достигается умением находить варианты цветовых сочетаний, использование одного цвета как главенствующего Кисти для росписи делаются из беличьих хвостов, так, чтобы ими можно было провести очень тонкую линию. Роспись мастер выполняет от руки без предварительного рисунка, держит кисть «щепоткой», перпендикулярно к поверхности.
Орнамент росписи составлен из небольшого числа мотивов, называемых «травкой», «яблочком», «ягодкой»,

Слайд 9 С.П. Веселов. Дер. Мокушино, Ковернинский район,

Характерной чертой хохломских изделий является традиционный рисунок: узорчатая тонкая роспись

из вьющихся растений и ягод.

Хохломская роспись встречается практически на всех предметах домашнего и кухонного обихода. Самовары и ложки, ушата и миски – изделия, какими пользовалась русская крестьянская семья и которые находились всегда под рукой заботливой хозяйки – именно они и стали предметом народного искусства.
С.П. Веселов. Дер. Мокушино, Ковернинский район,       Характерной чертой

Слайд 10Верховое письмо
,
Все листочки как листочки ,
здесь же каждый золотой.
красоту такую

люди
называют хохломой

Верховое письмо,Все листочки как листочки ,здесь же каждый золотой.	красоту такую людиназывают хохломой

Слайд 11 Необычайное богатство хохломской росписи достигается тем, что

рисунок на поверхность изделия наносится всякий раз импровизированно, свободно. Мастер

как бы сочиняет его на ходу, руководствуясь лишь своим опытом и теми закономерностями, которые характеризуют особенности хохломской росписи. В результате появляются новые мотивы орнамента, основанного на превращении конкретных форм (растения, птицы, рыбы) в декоративный цветовой узор, что делает нехитрую деревянную вещь произведением искусства. Декоративная переработка форм или стилизация – упрощение форм ради большей графической и цветовой выразительности.
Необычайное богатство хохломской росписи достигается тем, что рисунок на поверхность изделия наносится всякий раз

Слайд 12Красные «травы» на золотом

Красные «травы» на золотом

Слайд 13С П Веселов. "Братина"-коробочка Семино. Травная роспись 1970 Г. ГИМ.
Е.

В. Мосина. Чаша и её деталь.
Роспись «под фон». Семино.

1970-е гг.
С П Веселов.

Слайд 14Хохломская роспись по черному фону

Хохломская роспись по черному фону

Слайд 16Письмо по фону

Письмо по фону

Слайд 17
С.П. Веселов. Дер. Мокушино, Ковернинский район,

С.П. Веселов. Дер. Мокушино, Ковернинский район,

Слайд 19Золотая «Кудрина» Фоновое письмо

Золотая «Кудрина» Фоновое письмо

Слайд 20хохлома
Золотая «Кудрина»
Фоновое письмо

хохломаЗолотая «Кудрина»Фоновое письмо

Слайд 22Изделия золотой Хохломы

Изделия золотой Хохломы

Слайд 23Расписные изделия золотой Хохломы

Расписные изделия золотой Хохломы

Слайд 25Хохломская роспись художницы Наговицыной Томары

Хохломская роспись художницы Наговицыной Томары

Слайд 26Хохломская роспись художницы Наговицыной Томары

Хохломская роспись  художницы Наговицыной Томары

Слайд 27
П. Лушина. Чашка. Роспись
«под фон». Семино. 1974 г

Солонки 1985

П. Лушина. Чашка. Роспись «под фон». Семино. 1974 гСолонки 1985 г.

Слайд 28Знаменитые хохломские ложки

Знаменитые хохломские ложки

Слайд 29Ложки

Одним из крупнейших специализированных мест производства хохломских ложек может

считаться Семенов. Хохломская ложка – один из популярнейших сувениров из России.
Композиционный орнамент ложки - змеящийся стебель, покрытый травой, где каждая ветвь оканчивается насыщенными ягодами.
Воздушная, звучная, расписная ложка радует глаз и будет надежной помощницей и дома, и на природе, и загородом.
Ложки, в основном, обрабатываются в ручную, а изготавливают
их чаще из осины, липы, березы, а дорогие – из пальмы и клена.
Существует различные виды ложек, например: тонкая, полубасская, ложка для варенья, сувенирная, детская, салатная.
Хохломская ложка, бесспорно, пользуется немалым спросом, а умельцами общенародного искусства разрабатываются всевозможные её конфигурации и орнаменты.

Ложки          Одним из крупнейших специализированных мест производства хохломских

Слайд 30В процессе нанесения росписи двигаться должна только кисть руки, удобно

кисть держать на весу с опорой на мизинец.

В процессе нанесения росписи двигаться должна только кисть руки, удобно кисть держать на весу с опорой на

Слайд 31«Травные» узоры золотой Хохломы

«Травные» узоры золотой Хохломы

Слайд 33 Творческое задание № 1: Выполнить хохломскую «травную роспись» 1-й этап: Подготовьте

фон для росписи. Для этого возьмите «золотой» лист или покройте

лист желтой или золотой краской. Роспись наносится без предварительного рисунка. Можно выполнять роспись, используя ранее продуманный эскиз композиции на отдельном листе. 2-й этап: Начните с основного элемента, от которого побегут травинки и кустики, направляясь от его основания к концу. Таким элементом может стать стебелек. 3-й этап: Затем нанесите крупные элементы росписи (травинки, капельки). 4-й этап: Украсьте роспись мелкими мазками и ягодками (горошком , брусничкой). Обратите внимание на чередование цвета в росписи. Обычно один доминирует, остальные, контрастируя с ним, оживляют, украшают его
Творческое задание № 1:  Выполнить хохломскую

Слайд 34 Элементы выполнения «травной» росписи Этапы выполнения «травной» росписи

Элементы выполнения «травной» росписи Этапы выполнения «травной» росписи

Слайд 35Эскизы хохломской росписи

Эскизы хохломской росписи

Слайд 36 Творческое задание № 2: Выполните роспись «под фон» 1-й этап :

Возьмите «золотой» лист или покройте лист желтой или золотой краской. 2-й

этап: Тонкими линиями нанесите орнамент. Помните, что «золотой» фон изделия и будет цветом росписи. Орнамент должен быть плотным, свободного пространства должно оставаться мало. 3-й этап: напишите детали ( прожилки в листиках, тычинки в цветках). 4-й этап: Покройте фон (промежутки между элементами росписи) краской. Эффектнее с «золотой» росписью сочетается черный фон. 5-й этап: Поверх фона можно нарисовать цветные «прописки» – ягодки, мелкие цветочки. Роспись можно расположить в полосе или заполнить ею поверхность изделия

Этапы выполнения фонового письма

Творческое задание № 2: Выполните роспись «под фон» 1-й этап : Возьмите «золотой» лист или

Слайд 37Современная хохлома
Сейчас хохломская роспись

стала забытой историей, к которой возвращаются, чтобы скорее порадовать иностранных

да иногородних гостей, чем вспомнить о своих истоках. Драгоценность хохломских украшений перестала быть редкостью – купить ее может практически каждый, кто заинтересован культурой русского народа.
В Нижегородской области и поныне живут мастера – художники, которые расписывают деревянную посуду, продолжая традиции отцов, дедов и прадедов. От одного поколения художников к другому передается уникальная технология окраски дерева в золотой цвет без применения золота.
Хохломские изделия по-прежнему остаются востребованным товаром – недалеко от села Хохлома работают две ремесленные фабрики, которые пытаются сохранить и передать традицию русского народа. Традицию, которую ни забыть, ни купить нельзя.


Современная хохлома      Сейчас хохломская роспись стала забытой историей, к которой возвращаются, чтобы

Слайд 38Хохломская роспись и современность
Андрей Кленин "Чужая хохлома

Хохломская роспись и современностьАндрей Кленин

Слайд 39Современный ассортимент изделий промысла

Современный ассортимент изделий промысла

Слайд 40Хохлома в наши дни

Хохлома в наши дни

Слайд 41Спасибо за внимание
Творческих ВАМ успехов!

Спасибо за вниманиеТворческих ВАМ успехов!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика