Разделы презентаций


ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ

Содержание

План1. Графика как раздел языкознания. Типы письма.2. Русский алфавит. Несоответствие количества букв русского алфавита количеству фонем русского языка.3. Обозначение фонем русского языка

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ
Л.Б. Савенкова

ГРАФИКА  И  ОРФОГРАФИЯЛ.Б. Савенкова

Слайд 2План
1. Графика как раздел языкознания. Типы
письма.
2. Русский

алфавит. Несоответствие
количества букв русского алфавита

количеству фонем русского языка.
3. Обозначение фонем русского языка
с помощью букв. Слоговой принцип
русского письма.
4. Русская орфография и её принципы.
5. Соотнесённость принципов орфографии
с ее главнейшими правилами.
План1. Графика как раздел языкознания. Типы   письма.2. Русский алфавит. Несоответствие   количества букв русского

Слайд 3Графика
1) совокупность всех средств данной письменности, то есть система знаков,

служащая для фиксации речи на письме с целью передачи

её на расстоянии или сохранения её во времени

2) соотношение системы письменных знаков с фонетической системой языка

3) раздел языкознания, изучающий систему средств письменности языка

Графика1) совокупность всех средств данной письменности, то есть система знаков, служащая для фиксации речи на письме

Слайд 4Письмо
не отражающее языковых
форм – пиктографическое
отражающее
языковые формы


с помощью рисунков
или условных изображений
(идеографическое,
или иероглифическое)
с

помощью
графических знаков

служащих для обозначения
слога (слоговое)

служащих для обозначения
звука (звуковое)

Письмо не отражающее языковых форм – пиктографическое отражающее языковые формы с помощью рисунков или условных изображений (идеографическое,

Слайд 5Пиктограммы
Дневник эскимоса-охотника
Прошение индейцев, обращенное к президенту

ПиктограммыДневник эскимоса-охотникаПрошение индейцев, обращенное к президенту

Слайд 6Иероглифическое письмо
Иероглифы (от греч. hieroglyphoi — священные письмена). фигурные знаки,

известные с 4-го тысячелетия до нашей эры в древнеегипетском письме,

где они служили для обозначения целых слов (понятий) или отдельных слогов и звуков речи.
Иероглифическое письмоИероглифы (от греч. hieroglyphoi — священные письмена). фигурные знаки, известные с 4-го тысячелетия до нашей эры

Слайд 7Слоговое письмо состоит из таких знаков (слоговых букв), которые соответствуют

целому слогу, т. е. чаще всего нескольким звукам сразу. Если,

пользуясь каким-либо слоговым письмом, написать слово мама, то оно будет состоять из двух одинаковых букв, каждая из которых обозначает слог ма.
Слоговое письмо состоит из таких знаков (слоговых букв), которые соответствуют целому слогу, т. е. чаще всего нескольким

Слайд 8Русская графика пользуется
буквами – для передачи звучащей речи,
знаками

препинания – для передачи интонации,
пробелами – для обозначения на

письме границ грамматического слова.
Русская графика пользуется буквами – для передачи звучащей речи, знаками препинания – для передачи интонации, пробелами –

Слайд 9Система русского письма носит линейный (или линеарный) характер:
для передачи слов

условными знаками (буквами), а не идеограммами или иными символами, предназначенными

для прямой передачи (изображения) сообщения или его частей.
Система русского письма носит линейный (или линеарный) характер:для передачи слов условными знаками (буквами), а не идеограммами или

Слайд 10В основе русского алфавита лежит кириллица

В основе русского алфавита лежит кириллица

Слайд 11По традиции буква используется для обозначения на письме

По традиции буква используется для обозначения на письме

Слайд 12В русском языке
количество букв ≠ количество фонем


В русском языкеколичество букв ≠ количество фонем

Слайд 13Как удается русскому языку обойтись числом букв, меньшим, чем количество

фонем?
В русском языке действует слоговой принцип письма:
буква читается не

сама по себе, а лишь в составе слога.
р, м, л …
Какой звук обозначает каждая написанная здесь буква?
Как удается русскому языку обойтись числом букв, меньшим, чем количество фонем?В русском языке действует слоговой принцип письма:

Слайд 14Теперь прочитаем слова:
рад – ряд,

морс – мёрз,

лук -

люк

Теперь прочитаем слова:рад – ряд, морс – мёрз, лук - люк

Слайд 15«… в русской фонемографии известные особенности согласных получают графическую символизацию

не в графемах, в основном соответствующих этим согласным, а в

следующих за ними

знаках для гласных или в суррогатах этих гласных. В русских буквосочетаниях ба/бя, ту/тю, сэ/се, пъ/пь, лъ/ль, лы/ли и т.д. знаки для согласных одинаковы, а знаки для гласных различны, в то время как в произношении можно констатировать обратное.

«… в русской фонемографии известные особенности согласных получают графическую символизацию не в графемах, в основном соответствующих этим

Слайд 16Такое отсутствие параллелизма ведет к смешению понятий, к смешению букв

со звуками, к смешению графем с фонемами. Говорят о ”мягких”

гласных ja, ju, je, ji и т.п. в отличие от ”твердых” а, и ,э, у».

Бодуэн де Куртенэ И.А. Влияние языка на мировоззрение и настроение // Избранные труды по общему языкознанию. М., 1963. Т. II. С. 336

Такое отсутствие параллелизма ведет к смешению понятий, к смешению букв со звуками, к смешению графем с фонемами.

Слайд 17Проиллюстрируем действенность слогового принципа русского письма

Проиллюстрируем действенность слогового принципа русского письма

Слайд 18не хватало буквы «е», и ее пришлось заменить буквой «э».

Поэтому первое же отношение, отправленное Остапом в магазин канцелярских принадлежностей,


На базаре была куплена старая пишущая машинка «Адлер», в которой

звучало так: «Отпуститэ податэлю сэго курьэру т. Паниковскому для Чэрноморского отдэлэния на 150 рублэй (сто пятьдэсят) канцпринадлэжностэй в крэдит за счэт Правлэния в городэ Арбатовэ.
Приложэниэ: бэз приложэний».

не хватало буквы «е», и ее пришлось заменить буквой «э». Поэтому первое же отношение, отправленное Остапом в

Слайд 19Четыре особенности обозначения фонетического облика слов средствами русского алфавита
Первая

особенность – обозначения фонемы [j]

Четыре особенности обозначения фонетического облика слов средствами русского алфавита Первая особенность – обозначения фонемы [j]

Слайд 20Для регулярного обозначения фонемы [j] в сильной фонетической позиции отдельной

буквы, как правило, не используется, ср.:

юг, ёлка, бельё, изъян
Для регулярного обозначения фонемы [j] в сильной фонетической позиции отдельной буквы, как правило, не используется, ср.:

Слайд 21Лишь в отдельных заимствованиях и их русских производных

этой цели служит буква й
йог, йота,

йод, йодоформ, йот, йотированный, йодовый, йодинол
и т.п.
Лишь в отдельных заимствованиях и их русских производных      этой цели служит буква

Слайд 22В абсолютном начале слова или в положении между гласными фонема

[j] в сочетании с последующим гласным звуком обозначается буквами е,

ё, ю, я

еловое,
ёж,
южную,
яркая

В абсолютном начале слова или в положении между гласными фонема [j] в сочетании с последующим гласным звуком

Слайд 23В положении после согласного перед гласным те же сочетания

обозначаются буквосочетаниями ъе, ье, ъё, ьё, ьи, ъю, ью, ъя,

ья

.: подъезд, в ручье, объём, побьём соловьи, отъюлить, ролью, съязвить, лисья (лапа) и др.

В положении после согласного  перед гласным те же сочетания обозначаются буквосочетаниями ъе, ье, ъё, ьё, ьи,

Слайд 24В слабой фонетической позиции, после гласного в конце слова или

перед согласным, фонема обозначается буквой й
чай,
чёрный
стройка

В слабой фонетической позиции, после гласного в конце слова или перед согласным, фонема обозначается буквой й чай,

Слайд 25Вторая особенность обозначения фонетического облика слов средствами русского алфавита
Согласные,

парные по признаку твёрдости/мягкости, обозначаются одной и той же буквой,

однако мягкость имеет обязательное дополнительное обозначение: после согласной буквы ставится буква е, ё, и, ю, я или ь.
Вторая особенность обозначения фонетического облика слов средствами русского алфавита Согласные, парные по признаку твёрдости/мягкости, обозначаются одной и

Слайд 26Дополнительное обозначение мягкости согласного

Дополнительное обозначение мягкости согласного

Слайд 27Третья особенность обозначения фонетического облика слов средствами русского алфавита
Фонемы,

обозначаемые буквами ж, ш, ч, щ, не имеют пар по

твёрдости / мягкости, сочетания букв жи, ши, чу, щу принято читать в соответствии с традицией, которая отсутствует для сочетаний парных согласных с соответствующими гласными
Третья особенность обозначения фонетического облика слов средствами русского алфавита Фонемы, обозначаемые буквами ж, ш, ч, щ, не

Слайд 28жир – пир, мир, тир, но дым, тын шил – пил,

лил, мил, но был, тыл чудный – рудный, но людный щуп –

суп, но любой
жир – пир, мир, тир, но дым, тын  шил – пил, лил, мил, но был, тыл

Слайд 29Четвертая особенность обозначения фонетического облика слов средствами русского алфавита
Для обозначения

одной гласной фонемы используются пары букв:

мал – мял, лот – лёт, лук – люк
[a] [o] [у]
Четвертая особенность обозначения фонетического облика слов средствами русского алфавитаДля обозначения одной гласной фонемы используются пары букв:

Слайд 30При этом соотношение букв а – я, о – ё,

у – ю, ы – и однотипно:

При этом соотношение букв а – я,  о – ё,   у – ю,

Слайд 31ЗАДАНИЕ

Подберите пару к картинке так, чтобы слова, называющие изображения, можно

было использовать для иллюстрации только что сформулированного положения:



две разных гласных буквы обозначают один и тот же звук.

Запишите получившиеся пары слов.
ЗАДАНИЕПодберите пару к картинке так, чтобы слова, называющие изображения, можно было использовать для иллюстрации только что сформулированного

Слайд 3205.03.2014

05.03.2014

Слайд 33Не всегда отвечает этому соотношению оппозиция э – е:
в заимствованиях

буква е не обязательно предполагает смягчение предшествующего согласного, ср.:

панель - нерв
дельта - деспот
макраме - метр
термос - термометр
декан - декан
Не всегда отвечает этому соотношению оппозиция э – е:в заимствованиях буква е не обязательно предполагает смягчение предшествующего

Слайд 34гласные буквы и и ы обозначают одну фонему, но в

разных позициях, что отчётливо осознаётся носителями языка, ср.:

гласные буквы и и ы обозначают одну фонему, но в разных позициях, что отчётливо осознаётся носителями языка,

Слайд 35Слоговой принцип русского письма позволяет «сэкономить» буквы:
при выполнении соотношения 1

звук – 1 буква пришлось бы оперировать ещё по крайней

мере 6 графемами (ПОЧЕМУ?), кроме того, некоторые слова удлинились бы в написании, ср.: юная – йунайа, ясное – йаснойэ.
Слоговой принцип русского письма позволяет «сэкономить» буквы:при выполнении соотношения 1 звук – 1 буква пришлось бы оперировать

Слайд 36Графика Орфография
способна передать любое звучание слова данного языка
общепринятая

в данном языке совокупность правил передачи на письме значащих единиц

речи – слов в их различных грамматических формах (В.П. Ковалёв, Л.И. Минкина)
Графика  Орфографияспособна передать любое звучание слова данного языка общепринятая в данном языке совокупность правил передачи на

Слайд 37Каков основной принцип русской орфографии?

Каков основной принцип русской орфографии?

Слайд 38Морфологический / морфемный?
морфемы в составе слов на письме в основном

сохраняют единый облик независимо от произношения

Морфологический / морфемный?морфемы в составе слов на письме в основном сохраняют единый облик независимо от произношения

Слайд 39Морфологический / морфемный?

Морфологический / морфемный?

Слайд 40МФШ: как с опорой на морфемный принцип объяснить следующие явления?
Почему

в одной морфеме пишутся разные буквы: ходить – хожу; друг

– друзья и т.п. ?

Почему при наличии произношения [зуп] следует выбрать произношение [зубы], а не [зупы]?
МФШ: как с опорой на морфемный принцип объяснить следующие явления?Почему в одной морфеме пишутся разные буквы: ходить

Слайд 41Фонемный / фонематический?
на письме обозначается не звуковой,

а фонемный состав слова.

Фонемный / фонематический?на письме обозначается не звуковой,          а

Слайд 42Главенство фонематического принципа в русской орфографии подтверждается анализом её основных

правил:

Главенство фонематического принципа в русской орфографии подтверждается анализом её основных правил:

Слайд 431) безударная гласная проверяется ударением
л[а/о]мóть – лóмт-ик - в корне

пр[а/о]-жúть

– прó-жил - в приставке

рáд-[a/o]сть – зл-óсть - в

суффиксе

На пáрт-[ь] – на рук[é] - в окончании
1) безударная гласная проверяется ударениемл[а/о]мóть – лóмт-ик - в корнепр[а/о]-жúть – прó-жил - в приставкерáд-[a/o]сть – зл-óсть

Слайд 442) написание звонких/глухих согласных в спорных случаях проверяется постановкой сомнительного

согласного в позицию перед гласным или сонорным согласным:
сто[к/г] –

стóга,
кро[ш/ж]ка – крошить
кни[ш/ж]ка – книжек
пога[с/з] – погасла, погасать
погря[с/з] – погрязла, погрязнуть, в грязи
2) написание звонких/глухих согласных в спорных случаях проверяется постановкой сомнительного согласного в позицию перед гласным или сонорным

Слайд 453) при необходимости определить, надо ли специально обозначать на письме

мягкость согласного в середине слова перед другим согласным, меняют слово

так, чтобы избежать позиционной мягкости

бан(ь?)тик – [бант] бант → бантик

в бан(ь?)ке – [бáн’ъ] баня → в баньке

3) при необходимости определить, надо ли специально обозначать на письме мягкость согласного в середине слова перед другим

Слайд 46Вернемся к вопросам МФШ
Почему в одной морфеме пишутся разные буквы:

ходить – хожу; друг – друзья и т.п. ? Здесь

приходится обозначать разные фонемы.
Почему при наличии произношения [зуп] следует выбрать произношение [зубы], а не [зупы]?
В сильной позиции перед гласным в своем основном качестве проявляется фонема /б/.
Вернемся к вопросам МФШПочему в одной морфеме пишутся разные буквы: ходить – хожу; друг – друзья и

Слайд 47Фонемный принцип – не единственный в

русской орфографии.
Наряду с ним действуют и другие.

Фонемный принцип – не единственный     в русской орфографии.Наряду с ним действуют и другие.

Слайд 48Фонетический принцип:
написание слова способно отражать его произношение, ср.:

разобрать

[з]
разбить [з]
распороть [c]
растрясти [c]
Фонетический принцип:написание слова способно отражать его произношение, ср.:        разобрать

Слайд 49Традиционный принцип:
Не всегда возможно однозначно установить фонемный состав слова, написание

также не отражает и реального произношения, однако сохраняется по традиции,

ср.:
вокзал – [o/a; г/к]
собака – [o/a]
шофер – [o/a]
Традиционный принцип:Не всегда возможно однозначно установить фонемный состав слова, написание также не отражает и реального произношения, однако

Слайд 50Вспомним!
Молодой кро-ка… нет, кра-ко-дил хочет завести себе друзей.

Вспомним!Молодой кро-ка… нет, кра-ко-дил хочет завести себе друзей.

Слайд 51Принципы русской орфографии связаны не только с передачей звучания слов,

но и

с отражением смысла, хотя и не всегда последовательно:

но

впотьмах

в потемках

с начала книги

начать сначала

Принципы русской орфографии связаны не только с передачей звучания слов, но и

Слайд 525 разделов орфографии
Правила передачи звуков (фонем) буквами
в составе слов

и морфем
Правила о слитных, полуслитных (дефисных)
и раздельных написаниях слов
Правила

употребления прописных
и строчных букв

Правила переноса слов с одной строки
на другую

Правила графического сокращения слов

5 разделов орфографииПравила передачи звуков (фонем) буквами в составе слов и морфемПравила о слитных, полуслитных (дефисных) и

Слайд 53Задание для самостоятельного выполнения
Составьте и запишите текст объемом в 80-100

слов на одну из тем: «Почему я стал студентом филфака?»,

«Скажи, какие книги ты читаешь, и я скажу, кто ты», «Язык мой – друг мой?», соблюдая следующее требование:
В тексте должно быть не менее чем по пять слов, демонстрирующих орфограммы, которые сориентированы а) на фонемный, б) на фонетический, в) на традиционный принципы русской орфографии. Подчеркните слова с орфограммами. В скобках после каждого такого слова назовите орфограмму и принцип орфографии, на который она сориентирована.

Разместите текст на своей странице в Инкампусе.
Задание для самостоятельного выполненияСоставьте и запишите текст объемом в 80-100 слов на одну из тем: «Почему я

Слайд 54Литература
1. Аванесов Р.И. Заметки по теории русской орфографии // Восточнославянское

и общее языкознание. М., 1978.
2. Аванесов Р.И., Сидоров В.Н. Реформа

орфографии в связи с проблемой письменного языка // Реформатский А.А. Из истории отечественной фонологии. Очерк. Хрестоматия. М., 1970.
3. Алироев И.Ю. Из истории развития письма. Грозный, 1984.
4. Бодуэн де Куртенэ И.А. Об отношении русского письма к русскому языку // Бодуэн де Куртенэ И.А. Избранные труды по общему языкознанию. М., 1963. Т. 2.
5. Ветвицкий В.Г., Иванова В.Ф., Моисеев А.И. Современное русское письмо: Пособие для учителей. М., 1974.
6. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. Книга для учащихся. 2-е ид. М., 1994.
7. Гребенщикова Р.Т. Изучение в школе фонетики и графики русского языка. М., 1984.
8. Григорьева Т.М. Кто упразднил ять и ижицу // РЯШ. 1994. № 2.
Литература1. Аванесов Р.И. Заметки по теории русской орфографии // Восточнославянское и общее языкознание. М., 1978.2. Аванесов Р.И.,

Слайд 55Литература (продолжение)
9. Григорьева Т.М. Русская орфография в посттоталитарный период //

Русский язык сегодня: Сб. ст. Вып. 1 / Отв. ред.

Л.П. Крысин. М., 2000.
10.Григорьева Т.М., Осипов Б.И. Русское письмо (От старой азбуки до современного алфавита) // РЯШ. 2002. № 2.
11. Зализняк А.А. Древнейшая кириллическая азбука // ВЯ. 2003. № 2.
12. Зиндер Л.Р. Очерк общей теории письма. Л., 1987.
13. Иванова В.Ф. Принципы русской орфографии. Л., 1977.
14. Иванова В.Ф. Судьба буквы «ё»// РЯШ. 1988. № 2.
15. Иванова В.Ф., Осипов Б.И. Принципы орфографии и их педагогическое значение: Лингвистические заметки // РЯШ. 1991. № 5.
16. Касаткин Л.Л. Теория письма // Касаткин Л.Л. Фонетика современного русского литературного языка. М., 2003.
17. Ковалёв В.П., Минкина Л.И. Современный русский литературный язык. Ч. I. М., 1979.
18. Копосов Л.Ф. Из истории русской орфографии // РЯШ. 1993. № 3.
Литература (продолжение)9. Григорьева Т.М. Русская орфография в посттоталитарный период // Русский язык сегодня: Сб. ст. Вып. 1

Слайд 56Литература (окончание)
19. Лопатин В.В. О новом своде правил русского правописания

// РЯШ. 2001. № 2.
20. Львова С.И. Там, где кончается

слово... (о слитных, дефисных и раздельных написаниях). М., 1991.
21. Моисеев А.И. Основной принцип современной русской орфографии: морфологический или фонемный? // РЯШ. 1995. № 1.
22.Обзор предложений по усовершенствованию русской орфографии. М., 1965.
23. Осипов Б.И., Попков В.В. К истории и теории графико-орфографических реформ // Сб. ст. К 60-летию профессора В.П. Нерознака. М., 1999.
24. Степанов Ю.С. Письмо, алфавит // Константы. Словарь русской культуры. М., 1997.
Литература (окончание)19. Лопатин В.В. О новом своде правил русского правописания // РЯШ. 2001. № 2.20. Львова С.И.

Слайд 57http://prezentacija.biz/
Отличные ИСКУССТВО ПРЕЗЕНТАЦИИ для всех

http://prezentacija.biz/Отличные ИСКУССТВО ПРЕЗЕНТАЦИИ для всех

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика