Слайд 2
Поэт -символист, переводчик , эссеист, один из виднейших представителей
русской поэзии Серебряного века. Опубликовал 35 поэтических сборников, 20 книг
прозы, переводил с многих языков. Автор автобиографической прозы, мемуаров, филологических трактатов, историко-литературных исследований и критических эссе.
Слайд 3Константин Бальмонт родился 3 (15) июня 1867 года в деревне
Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии, третьим из семи сыновей. Отец,
Дмитрий Константинович Бальмонт (1835—1907), был председателем Шуйской уездной земской управы. Мать, Вера Николаевна, выступала в местной печати, устраивала литературные вечера, любительские спектакли; она оказала сильное влияние на мировоззрение будущего поэта, введя его в мир музыки, словесности, истории. Именно от матери Бальмонт, как сам он писал, унаследовал «необузданность и страстность», весь свой «душевный строй».
Слайд 4
В 1876 году Бальмонт поступил в подготовительный класс Шуйской гимназии.
В 1886году Константин Бальмонт поступил на юридический факультет Московского университета,
где сблизился с П. Ф. Николаевым, революционером-шестидесятником. Но уже в 1887 году за участие в беспорядках (связанных с введением нового университетского устава, который студенты считали реакционным), Бальмонт был исключён, арестован и посажен на трое суток в Бутырскую тюрьму, а затем без суда выслан в Шую. В 1889 году Бальмонт вернулся в университет, но из-за сильного нервного истощения учиться не смог — ни там, ни в ярославском Демидовском лицее юридических наук, куда успешно поступил. В сентябре 1890 года он был отчислен из лицея и на этом оставил попытки получить «казённое образование».
Слайд 5Бальмонт стал первым представителем символизма в поэзии, получившим всероссийскую известность.
Отмечалось, впрочем, что его творчество в целом не было чисто
символистским; не являлся поэт и «декадентом» в полном смысле этого слова. Первые сборники Бальмонта при всём обилии в них декадентско-символистских признаков литературоведы относили к импрессионизму, течению в искусстве, которое ставило своей целью передачу мимолётных, зыбких впечатлений. В основном это были «сугубо романтические стихи, как бы противопоставляющие небо и землю, зовущие в далёкое, нездешнее».
Слайд 6
Сборники «В безбрежности» (1895) и «Тишина. Лирические поэмы» (1898) были
отмечены активным поиском «нового пространства, новой свободы». Основными для этих
книг были идеи мимолётности бытия и изменчивости мира. Повышенное внимание автор уделял технике стиха, демонстрируя явную увлечённость звукописью, музыкальностью. Присутствие новых, «ницшеанских» мотивов и героев критики отметили уже в сборнике «Тишина». Считается, что «Тишина» — лучшая из трёх первых книг Бальмонта.
Слайд 7
На рубеже веков общая тональность поэзии Бальмонта резко переменилась: настроения
уныния и безнадёжности уступили место ярким краскам, образности, исполненной «исступлённой
радости, напора буйных сил». Начиная с 1900 года «элегический» герой Бальмонта превратился в собственную противоположность: активную личность. Особое место в бальмонтовской иерархии образов занял Огонь как проявление космических сил. Бальмонт на некоторое время стал лидером «новой поэзии». Сборники «Горящие здания» (1900) и «Будем как Солнце» (1902), а также книга «Только любовь» (1903) считаются сильнейшими в литературном наследии Бальмонта.
Слайд 8
Творчество 1905—1909 годов
Предреволюционный период творчества Бальмонта завершился выходом сборника «Литургия
красоты. Стихийные гимны» (1905), основными мотивами которого были вызов и
упрёк современности, «проклятие человекам», отпавшим, по убеждению поэта, «от первооснов Бытия». В эти годы в творчестве поэта проявилась и национальная тема, раскрывшись под своеобразным углом зрения: Бальмонт открывал читателю «былинную» Русь, предания и сказы которой стремился переложить на собственный, современный лад. Увлечение поэта славянской стариной нашло своё отражение в поэтическом сборнике «Злые чары» (1906), книгах «Жар-птица. Свирель славянина» (1907) и «Зелёный вертоград. Слова поцелуйные» (1909), а также сборнике «Зовы древности».
Слайд 9
Поэтическое творчество Бальмонта было стихийно и подчинено диктату мгновения. В
миниатюре «Как я пишу стихи» он признавался: «…Я не размышляю
над стихом и, право, никогда не сочиняю».