Слайд 1Подготовила: Пуган Г.
Гр. Ф-23
Храмовая архитектура древней Индии
Слайд 2Особенно значимым периодом в культуре Древней Индии была «классическая эпоха».
Начало этого периода совпадает с расцветом империи Гуптов (IV-VI века
н.э.), объединившей Северную и большую часть Центральной Индии.
Слайд 3Высокая башня, символизирующая великую гору Меру, стала обязательной частью любого
индуистского храма.
Часто такая башня,
словно реальная гора,
складывается
из множества
уступов.
Слайд 4Во многом, вид индуистского храма повторяет священную повозку, на которой
во время праздников возили по городу статую божества.
Большие каменные колеса
здесь
Символизируют Солнце и бесконечные круги перевоплощений,
в которых вращаются все живые существа
Слайд 5Основным помещением храма считается небольшое «жилище божества» в глубине башни.
Оно часто прихотливо украшалось даже снаружи.
Слайд 6Ядро храма составляло кубическое по форме святилище – вимана с
небольшим внутренним пространством – гарбха-гриха («чрево храма»), где помещалась главная
святыня, недоступная взорам толпы. Вимана увенчивалась башней-шикхара и была самой высокой частью храма. За ней следовал притвор и многоколонный зал или галерея – мантапа, место собрания молящихся.
Слайд 7Начиналась постройка храма с организации сакрального пространства. Тщательно выбирали место,
очищали его от посторонних предметов и освящали. Часто ритуалом освящения
места служила посадка зерновых культур на расчищенной площадке для проверки силы плодородия данного места.
Затем создавалась специальная диаграмма – мандала, где тщательно просчитывались пропорции башни будущего храма, его связи не только с окружающей местностью, но и со всем миром в целом.
Слайд 8Не менее совершенное мастерство камнерезных работ демонстрировали и новые формы
храмов. При Ашоке начали высекаться пещерные буддийские монастырские комплексы, достигающие
подчас значительных размеров. Основными их сооружениями были квадратные залы – вихара, за которыми в толще каменной глыбы располагались кельи монахов и храмы – чайтьи. Строгие и величественные помещения чайтьий, вытянутые в глубину скалы и разделенные двумя рядами колонн на три нефа, украшались скульптурой, а подчас и росписями. Внутри храма у закругленной стены напротив входа помешалась ступа хранилище реликварий.
Слайд 9Символическими были даже материалы,
из которых сооружался храм. Так кирпич несет
в себе силы земли и огня, камень символизировал земную твердь,
опору, а первичный океан был представлен храмовым прудом, в котором паломники совершали омовение.
Кроме того, при каждом большом храме обязательно сажали ритуальное дерево
– символ мирового древа и жизненной силы.
Таким образом, храм в целом демонстрирует верующему структуру всего космоса.
Слайд 10На юго-востоке Индокитая расположен величественный храмовый комплекс Ангкор Ват, воплотивший
многие каноны индуистской архитектуры.
Слайд 11В каждой своей части он вновь и вновь повторяет строение
вселенной.
Слайд 12В период правления Ашоки начинается строительство буддийских пещерных храмов. Буддийские
храмы и монастыри высекались прямо в массивах скал и представляли
подчас крупные храмовые комплексы. Суровые, величественные помещения храмов, разделенные обычно двумя рядами колонн на три нефа, украшались круглой скульптурой, резьбой по камню и живописью.
Храм в Элоре
Слайд 13Вершиной средневекового зодчества Южной Индии является Брихадешвара («Большой храм») в
Танджуре, созданный около 1000 года. Как и большинство индуистских храмов,
он посвящен культу главного божества, тяжеловесные и огромные статуи которого заполняли ниши его нижних ярусов. Идея могущества Шивы воплотилось как в огромности 13-ярусной и 63-метровой башни, так и в кристаллической четкости её конусообразной формы, пронизанной ритмом свободного движения вверх.
Как и в северных храмах, архитектурные и скульптурные детали обильно покрывают её ярусы. Но они настолько подчинены общему силуэту, настолько не вычленены из общей массы, что не нарушают чистоты линий.
Слайд 14В XII—XIII вв. в Индии появились основные типы культовых сооружений
мусульман — мечети, минареты, медресе, мавзолеи. Крупнейший мусульманский комплекс сохранился
в Дели, он относится к началу XIII в. В комплекс вошли Большая мечеть, гробница, медресе, а также мавзолей. Самой большой достопримечательностью ансамбля стал гигантский минарет Кутб-Минар (1231), высота которого превышает семьдесят метров. В основных типах архитектурных сооружений раннеисламского периода прослеживаются исламские традиции, но в деталях культовых построек явно видно влияние индийского зодчества.
Слайд 15Находящийся недалеко от Агры — столицы Великих Моголов. Ансамбль расположен
в саду, окружённом оградой с большими воротами. Главное здание имеет
три этажа со стрельчатыми арками. Третий этаж представляет собой открытую террасу без покрытия, но по углам его
Мавзолей Акбара в Сикандре (начало XVII в.)
находятся четыре небольших купола, каждый из которых поддерживают четыре стройные колонны. Во внутреннем дворе, выложенном мраморной мозаикой, возвышается ещё одна небольшая терраса — на ней стоит саркофаг Акбара, выполненный из белого мрамора.
Слайд 17Выдающийся памятник архитектуры Индии — мавзолей Тадж-Махал в Агре (середина
XVII в.). Он был выстроен Шах-Джаханом в память о любимой
жене Мумтаз-Махал, здесь же позже был похоронен он сам. Тадж-Махал расположен в большом парке с фонтанами и бассейном, к мавзолею ведут дороги и канал. Величественное пятикупольное сооружение вознесено на платформу, отделяющую его от земли. Многоугольное в плане здание прорезано глубокими нишами и завершено огромным сферическим куполом. По углам платформы располагаются четыре высокие стройные башни, напоминающие минареты.
Слайд 18Стены Тадж-Махала выложены белым полированным мрамором с инкрустацией из самоцветов.
Фантастический архитектурный образ Тадж-Махала ставит его в один ряд с
лучшими памятниками средневековой Индии.
Слайд 20храм Шивы на острове Элефанта (7 в.)