Слайд 1ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ НАЧАЛА ХХ ВЕКА
История русской культуры
Слайд 2ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ РОССИИ РУБЕЖА ВЕКОВ
Перелом веков в России – перелом
в художественной культуре
Рубеж XIX - XX веков называют «серебряным веком».
Название принадлежит Н.А.Бердяеву, который увидел в достижениях культуры своих современников отблеск российской славы предшествующих «золотых» эпох
Творцы искусства жили ощущением недовольства «обыденной серостью» и жаждали открытий новых миров
Происходило переплетение традиционного и новаторского: наряду с реализмом рождалось новое искусство
Слайд 3СОЮЗ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ
Для творчества основного ядра “Союза русских художников”
(преимущественно пейзаж и бытовой жанр) характерны интерес к родной природе
и самобытным чертам русской народной жизни, декоративность живописной манеры, основанные на эффектах свето-воздушной среды, иногда тяготение к импрессионизму.
“Союз русских художников” организовал 18 выставок в Москве, Петербурге, Киеве, Казани.
Слайд 4НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ РЕРИХ
Заморские гости
Слайд 5
Гонец (восстал род на род)
Город строят
Слайд 6БОРИС МИХАЙЛОВИЧ КУСТОДИЕВ
купчихи
Слайд 8В.Э.БОРИСОВ-МУСАТОВ (1870-1905)
Импульс творчества – французский импрессионизм.
Наиболее известное полотно –»Водоём»
Слайд 9«ГОЛУБАЯ РОЗА» (1907 -1910)
Название "Голубая роза" хорошо передавало главное устремление
молодых художников – поиск нереальной, фантастической мечты о красоте
Последователи
Борисова-Мусатова создали своё объединение
Их творческая установка – проникновение в тайны вечной гармонии
Объединяющее начало – декоративность, интерес к Востоку
Создали тип картины-панно, картины-гобелена
Слайд 10ПАВЕЛ ВАРФОЛОМЕЕВИЧ КУЗНЕЦОВ
В степи
Слайд 11
Мираж в степи
Натюрморт с хрусталём
Слайд 13«БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ»
Происхождением своим название выставки и объединения обязано двум ассоциациям
и построено на недвусмысленной игре слов:
до 1917 года «бубновыми
валетами» называли каторжниковдо 1917 года «бубновыми валетами» называли каторжников (в том числе, с определённого времени, немалой частью — политических) — тюремное одеяние их представляло собой длинную серую посконнуюдо 1917 года «бубновыми валетами» называли каторжников (в том числе, с определённого времени, немалой частью — политических) — тюремное одеяние их представляло собой длинную серую посконную робу-балахон, на спину которой нашивался чёрный ромб — что, как и всегда, должно было делать обладателя такого наряда «клеймлённым» и приметным;
второй намёк, подразумевал толкование, источником имевшее старинный французский карточный жаргоннамёк, подразумевал толкование, источником имевшее старинный французский карточный жаргон, в соответствии с которым вальтовыйнамёк, подразумевал толкование, источником имевшее старинный французский карточный жаргон, в соответствии с которым вальтовый (фр. valet — слуга, лакей) номинал в сочетании с бубновой мастью — слуга, лакей) номинал в сочетании с бубновой мастью (фр. Carreau — квадратики) считался и звался — «мошенником», «плутом».
Всё это и должно было вызывать у добропорядочных обывателей определённую реакцию: у кого — юмористическую, у других — невольного содрогания, у третьих — раздражение и ханжеское возмущение
Слайд 14ИЛЬЯ ИВАНОВИЧ МАШКОВ
Автопортрет с Петром Кончаловским
Слайд 16
Художники «Бубнового валета» отрицали традиции как академизмаХудожники «Бубнового валета» отрицали
традиции как академизма, так и реализмаХудожники «Бубнового валета» отрицали традиции
как академизма, так и реализма XIX века.
Для их творчества характерны живописно-пластические решения в стиле П. СезаннаДля их творчества характерны живописно-пластические решения в стиле П. Сезанна (постимпрессионизмДля их творчества характерны живописно-пластические решения в стиле П. Сезанна (постимпрессионизм), фовизма и кубизма –см. стр.50 Материал для любознательных
возврат к приёмам русского лубкавозврат к приёмам русского лубка и народной игрушки.
Характерны деформация и обобщение форм.
Слайд 19
художники «Бубнового валета» разрешали проблемы передачи объёма на плоскости и
построения формы цветом, стремились к выявлению изначальной «вещности» натуры.
В
броской, жизнерадостной, почти лубочной красочности работ художников выразился в субъективной форме индивидуалистический протест против буржуазно-мещанского вкуса и уклада жизни (не затрагивавший, однако, существующих социальных устоев), стремление «эпатировать буржуа», а также попытки утверждения в живописи чувственно-полнокровных, материально-красочных сторон бытия
Слайд 20«ОСЛИНЫЙ ХВОСТ»
В 1912 от «Бубнового валета» группа художников, тяготевших к
примитивизму, кубофутуризму и абстракционизму (В. Д. и Д. Д. Бурлюки,
Н. С. Гончарова, М. Ф. Ларионов.), организовала выставку под названием «Ослиный хвост».
В 1916 объединение распалось
Слайд 21НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНА ГОНЧАРОВА
автопортрет
Продолжение
Слайд 22
велосипедист
Натюрморт с фруктами
Слайд 23МИХАИЛ ФЕДОРОВИЧ ЛАРИОНОВ
автопортрет
Отдыхающий солдат
Слайд 24
Куст сирени
Эскиз костюма свахи к балету
Слайд 25МАРК ЗАХАРОВИЧ ШАГАЛ
Над городом
влюблённые