Слайд 1Художник
Карл Павлович
БРЮЛЛОВ
(1799-1852)
Слайд 2Великий русский художник Карл Павлович Брюллов родился в Петербурге в
1799 году. Он получил образование в Петербургской Академии художеств, занимаясь
под руководством профессора Андрея Иванова, который сообщил Брюллову превосходное знание рисунка и дал первоначальное направление его творчеству.
В Академии тогда господствовал классицизм – направление, характеризовавшееся преобладанием сюжетов из античной мифологии или истории и опиравшееся на образцы античного искусства.
Слайд 3Такова была и одна из ранних картин Брюллова «Нарцисс» 1819
года, изображающая античный миф о юноше, который влюбился собственное отражение
в воде.
Слайд 4За картину «Явление Аврааму трех ангелов» (1821) , Брюллов получил
золотую медаль и командировку в Италию для изучения классического искусства
и написания большой картины.
Слайд 5Портрет актера Рамазанова
Еще учась в Академии, Брюллов начал заниматься портретом.
Слайд 6Портрет М.А.Кикиной
В ранних портретных работах Брюллова заметно влияние
О.А. Кипренского
Слайд 7В 1823 году Брюллов приехал в Италию и поселился в
Риме. Здесь он написал портрет В.Н. Львова…
Слайд 8 …портрет виолончелиста
М.Ю. Виельгородского (1828)
Слайд 9«Всадница» (1830)
Брюллов часто изображал людей на охоте, в лодке, на
балу, на лошади, превращая портрет в многофигурную картину.
Слайд 10«Метатель тяжестей -
Доменико Марини»
Одновременно с портретами Брюллов писал сцены из
народной итальянской жизни и изображал отдельные типы.
Слайд 11Картина «Паломники в воротах латеранской базилики» верно передает образы итальянских
крестьян в их национальных костюмах.
Слайд 12Но особенно занимали Брюллова такие сюжеты, которые давали ему возможность
показать человека среди природы. В 1823 году он написал картину
«Итальянское утро».
Слайд 13…а в 1827 году – «Итальянский полдень»
Слайд 14Но особенно замечательна многофигурная картина «Сбор винограда», которую художник написал
всю с натуры, в винограднике. Это новая для того времени
система живописи на открытом воздухе дала возможность художнику передать богатство природы.
Слайд 15В картине «Вирсавия» Брюллов использовал библейский сюжет как предлог для
того, чтобы передать идеальную красоту человека. Прекрасное обнаженное тело Вирсавии
освещено солнечными лучами и красиво сочетается с темным цветом кожи арабки.
Слайд 16Центральная картина в творчестве Брюллова – «Последний день Помпеи» (1830-1834)
– принесла художнику неувядаемую славу.
Эскиз
Слайд 17В 79 год н.э. под пеплом вулкана Везувия погибли города
Геркуланум и Помпея. Жители не успели спастись. Они погибли, засыпанные
градом каменьев. Улицы и дома заполнила расплавленная лава.
Две темы сплетаются в картине Брюллова – тема неумолимой, грозной силы стихии и тема проявления любви и самопожертвования людей в час всеобщего бедствия.
Слайд 18На первом плане картины лежит убитая молодая женщина. Она распростерлась
на мостовой, и ее неподвижная фигура образует резкий контраст с
движущимися группами.
Слайд 19Вот мать, которая стремиться укрыть своих детей.
Слайд 20Вот муж и жена бегут, спасая своих маленьких сыновей.
Слайд 21На их лицах выражение непередаваемого ужаса.
Слайд 22Вот сыновья, несущие на плечах отца; вот старуха мать уговаривает
сына оставить ее, а самому уйти из-под каменного града; вот
жених уносит невесту, может быть уже мертвую.
Слайд 23В одной из групп на втором плане в образе художника
Брюллов написал свой портрет. Художник несет на голове ящик с
принадлежностями живописи.
Слайд 24Гоголь, написавший восторженную статью о картине, отмечал как главное свойство
живописи Брюллова «целое море блеска».
Слайд 25В 1825 году, возвращаясь в Россию, Брюллов избрал длинный путь
– через Грецию, Малую Азию, Турцию. Попав в Грецию, он
словно забыл о том, то находится на земле древней Эллады, породившей мифы и сказания, полные героики. Художник всецело предается впечатлениями современной Греции. Он увидел народ, борющийся за свою независимость.
Слайд 26Брюллов рисует греческих партизан…
«Горная дорога»
Слайд 28 …ловких охотников, которые, взбираясь вверх, цепляются за камни.
Здесь он снова возвращается к теме человека и природы, но
уже не в освещении мифа и не в идиллической, а в реальной обстановке.
Слайд 29На пути в Россию, на борту корабля «Фемистокл», Брюллов встретился
с
В.А Корниловым, будущим героем обороны Севастополя, и
нарисовал акварелью его портрет.
Слайд 30В Россию Брюллов возвращался как триумфатор. Его картина, которую привезли
раньше, произвела неотразимое, потрясающее впечатление. Пушкин, Жуковский, Глинка, восхищались талантом
художника.
«Автопортрет» (1833)
Слайд 31В России все надеялись, что Брюллов продолжит столь блистательно начатый
путь исторического живописца. Но художник ограничился темами, из восточной жизни.
Картину «Бахчисарайский фонтан» он посвятил памяти А.С. Пушкина.
Слайд 32Картина «Турчанка» (1837-39) написана с девушки, которой Брюллов помог освободиться
от крепостного рабства.
Слайд 33Русская же тема ограничивается «Светланой», навеянной, поэзией В.А.Жуковского. Но без
всякого налета романтики и сказочности.
Слайд 34Наиболее плодотворной в петербургский период была деятельность Брюллова в области
портрета. Он создает много парадных портретов-картин, в которых совершенное владение
кистью доходит до виртуозности.
Портрет Ю.П.Самойловой. 1840 г.
Слайд 36Брюллов был великолепным мастером акварельной миниатюры.
Портрет
О.П. Ферзен.
1835
Слайд 38Вершина творчества Брюллова – интимные портреты. «В этих портретах человек
изображен так просто, так естественно, все самое существенное, самое важное
в его характере, уме, душе, схвачено так глубоко и живо, что точно видишь перед собой того человека, которого изображает портрет» - писал В. Стасов.
Слайд 39Интимные портреты Брюллова отличаются глубокой психологической характеристикой и поэтичностью настроения.
Портрет
писателя Антона Погорельца
(А.А Перовского) . 1836
Слайд 40Портрет поэта, романиста и драматурга А.К. Толстого. 1836.
Слайд 41Иногда художника прельщал эффект искусственного освещения, как в портрете его
друга живописца П.Ф.Яненко.
Слайд 43Скульптор И.П. Витали изображен за работой над бюстом самого Брюллова.
В лице скульптора – увлеченность работой.
Слайд 44Массивность отличает фигуру баснописца И.А. Крылова (1841).
Его глаза
светятся умом.
Слайд 45Замечателен портрет В.А. Жуковского (1841), написанный Брюлловым для лотереи, которая
была устроена с целью выкупить из крепостной неволи великого украинского
поэта Т.Г. Шевченко.
Слайд 46Друзьями художника были братья Кукольники. В портрете младшего, Нестора, Брюллов
создает опоэтизированный образ поэта –мечтателя.
Слайд 47В портрете А.Н. Струговщикова, (1840), дан образ человека, не нашедшего
себе места в жизни скептика, разъедаемого сомнениями.
Слайд 48В 1849 году болезнь заставила Брюллова покинуть Петербург и поселиться
в Италии. В этот последний период жизни он написал портрет
археолога Ланчи (1852), поражающий глубоким реализмом и сочностью живописи.
Слайд 49Наряду с портерами Брюллов рисовал жанровые акварели, изображал жизнь итальянской
бедноты.
Слайд 50Брюллов умер в 1852 году, Одухотворенный образ художника последних лет
жизни запечатлен в автопортрете, написанном накануне отъезда из Петербурга.
Слайд 51Брюллов был замечательным педагогом, и с первого года возвращения в
Россию , он начал преподавать в Академии художеств. Среди его
многочисленных учеников мы встречаем имена Федотова, Тараса Шевченко, Агина – первого иллюстратора произведений Гоголя, Степанова – родоначальника русской политической карикатуры.
Великий русской художник К.П. Брюллов внес значительный вклад в развитие русского искусства. Его произведения, хранящиеся в музеях нашей страны, любят и знают все.