Слайд 1АРХИТЕКТУРА И ЖИВОПИСЬ
XVII века
Слайд 2Архитектура
В русской архитектуре 17 века, как и в других сферах
культурной жизни России того времени, начинают доминировать светские мотивы.
Русская
архитектура 17 века интересна своей декоративностью. Красивые рельефные наличники украшают окна зданий, каменная резка делает здания необыкновенно причудливыми и живописными.
Многоцветность, зданиям русской архитектуры 17 века, придают изразцы.
Слайд 3Шатровые перекрытия
Одной из самых популярных архитектурных форм 17 века является
шатер. Трапезная церковь Алексеевского Монастыря в Угличе – яркий пример
этой архитектурной формы. Три стройных шатра поднимаются над тяжелым объемом трапезной. Шатры располагаются на сводах церкви, и не связываются с её пространственной структурой.
Слайд 4В дальнейшем развитии русской архитектуры 17 века, шатер превращается из
конструктивного элемента в декоративный. Шатер становится характерным архитектурным элементом 17
века для небольших посадских храмов. Лучший пример архитектуры 17 века такого рода – московская церковь Рождества Богородицы в Путинках. Строить церковь начали местные прихожане. Прихожане хотели удивить Москву небывалым богатством и красотой. Однако, не рассчитали своих сил и, им пришлось просить помощи у царя. Алексей Михайлович дал огромную сумму из государственной казны для строительства храма. Храм и впрямь вышел очень хорошим. В 1652 году, патриарх Никон запретил строить храмы, выполненные в шатровом архитектурном стиле.
Шатровые перекрытия
Слайд 5Московская школа
Московская школа отличалась пристрастием к бесстолпному конструктивному решению
здания: его своды опира лись только на стены. Отсутствие столбов
подпиравших своды, делало интерьер храма более цельным а сам храм более вместительным. Однако ослабленные своды могли вы держать лишь сравнительно небольшие нагрузки. В результате храмы московской школы обычно имеют мелкие главки и в целом не велики по размерам.
Слайд 6Московская школа
Церковь Николая Чудотворца на Берсеневке
Храм Святителя Николая в Пыжах
Слайд 7Ярославская школа
Ярославская школа сложилась как отражение самостоятельности и богатства Ярославля.
Ее лучшим образцом считается 15-главая церковь Иоанна Предтечи в Толчково.
Слайд 8Ярославская школа
Церковь Ильи Пророка
Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках
Слайд 9Московское (нарышкинское) барокко
В последней четверти 17 века в русской архитектуре
получил большое распространение стиль – московское барокко. Для этого стиля
в 17 веке характерны ордерные детали, использование красного и белого цвета в росписи зданий, этажность построек.
Новодевичий монастырь: надвратная церковь, колокольня.
Московское (нарышкинское) барокко
Московское (нарышкинское) барокко
Слайд 10Церковь Покрова в Филях.
Московское (нарышкинское) барокко
Слайд 11Московское (нарышкинское) барокко
Сергиев-Посад. Троице-Сергиева лавра.
Слайд 12Строгановская школа
Несколько своеобразных храмов, построенных в конце XVII века по
заказу богатейших купцов Строгановых,выделяют в особую ,строгановскую архитектурную школу.Это собор
Введенского монастыря в Сольвычегодске и Рождественская церковь в Нижнем Новгороде.
Слайд 13Гражданская архитектура
В русской архитектуре 17 века каменное строительство становится доступным
не только царской фамилии. Состоятельное боярство и купечество в состоянии,
теперь, строить себе «Хоромы каменные». Немало каменных построек знатных и богатых родов знает Москва и провинция.
Слайд 14Теремной дворец Алексея Михайловича
Слайд 15Теремной дворец Алексея Михайловича
Слайд 16Живопись
В русской культуре XVII века сталкиваются две исключающие друг друга
тенденции.
С одной стороны, в эту эпоху сказывается стремление вырваться
из-под гнета устаревших традиций, проявившееся в реалистических исканиях, в страстной жажде знаний, в поисках новых нравственных норм, новых светских жанров в литературе и искусстве.
С другой стороны, предпринимались упорные попытки превратить традицию в обязательную догму, сохранить старое, освященное преданием, во всей его неприкосновенности.
Слайд 17Обострение социальных противоречий вызывало все более заметную классовую дифференциацию искусства
и, в частности, живописи. Определяющую роль начинает играть искусство придворное:
росписи дворцовых палат, портреты, изображения родословного древа русских царей и т.д. Главной идеей его было прославление царской власти.
Слайд 18Симон Ушаков
Одной из центральных фигур русского искусства XVII века был,
несомненно, художник Симон Ушаков (1626—1686). Значение этого мастера не ограничивается
созданными им многочисленными произведениями, в которых он стремился преодолеть художественную догму и добиться правдивого изображения — «как в жизни бывает». Свидетельством передовых взглядов Ушакова является и написанное им, очевидно в 60-х годах, «Слово к любителю иконного писания». В этом трактате Ушаков высоко ставит назначение художника, способного создавать образы «всех тварей», «с различным совершенством создавать эти образы и посредством различных художеств делать замысленное легко видимым». Выше всех «существующих на земле художеств» Ушаков считает живопись, которая «потому все прочие виды превосходит, что... живее изображает представляемый предмет, яснее передавая все его качества». Ушаков уподобляет живопись зеркалу, отражающему жизнь и все предметы.
Слайд 19Икона Владимирской Богоматери
или насаждение древа Российской государственности.
Слайд 20Фрески
Роспись хра Роспись храма Ильи Пророка, самая значительная из всех
ярославских росписей, была исполнена в 1681 году группой мастеров под
руководством московских художников Гурия Никитина и Силы Савина. Наиболее интересны в ней фрески, расположенные по стенам и посвященные истории Ильи и ученика его Елисея. В этих фресках тема священного писания зачастую претворяется в увлекательный рассказ, в котором светские моменты преобладают над религиозным содержанием.