Слайд 1ВАЛЕНТИН АЛЕКСАНДРОВИЧ
СЕРОВ
Слайд 2Валентин Александрович Серов родился 19 января 1865 года в Петербурге.
Его
отец, Александр Николаевич Серов, был композитором и музыкальным критиком.
У
Валентина рано проявились художественные способности. Сначала его учителем был А.Кемпинг, а затем И.Репин.
Слайд 3В Академии у Серова появились первые друзья. Ими стали М.
Врубель и В. Дервиз.
"Портрет
Марии Львовой" 1895
"Октябрь. Домотканово"
1895
Слайд 4 Москва
Показанные на VIII периодической выставке, состоявшейся в
Москве в декабре 1888 года, три его работы - "Девочка
с персиками", "Девушка, освещенная солнцем" и "Заросший пруд. Домотканово" - возвестили о рождении нового самобытного мастера.
Слайд 5"Заброшенный пруд. Домотканово"
Слайд 6"Правда ли, что вы не признаете картин с содержанием?" -
спросил его как-то критик Стасов, знаменитый апологет передвижничества. "Не признаю,
- ответил Серов, - я признаю картины, художественно написанные". На фоне картин с оттенком гражданской скорби "Девочка с персиками" Серова оказалась удивительным открытием - открытием возможности радоваться безотносительно прекрасному - свету, весне, юности - тому, что восхитительно "само по себе", вне каких-либо соображений морали или "гражданственности".
Слайд 7 В 1887 году Валентин Серов женился на Ольге
Федоровне Трубниковой, вскоре у них появляются дети. Своих сыновей Юру
и Сашу Валентин Серов нарисовал позднее на картине "Дети".
Слайд 8Семья Серова
Молодая семья Серовых жила довольно стесненно.
Чтобы поправить положение, Серов с начала 1890-х годов принялся писать
на заказ и быстро превратился в самого модного портретиста своего времени. Богатейшие люди стояли к нему в очередь, несмотря на то, что, по общему мнению, "писаться" у Серова было опасно - он не занимался украшательством моделей.
"Модель"
1905, Третьяковская галерея
"Портрет
Софьи Боткиной" 1899
"Портрет княгини Юсуповой"
1902
Слайд 9"Великий князь
Павел Александрович« 1897
"Портрет Николая II"
1900
"Эксклюзивным" его заказчиком стала
императорская семья. Заказы художник не считал скучной работой и выполнял
их с увлечением: "Заказ как-то подстегивает и поднимает энергию, - признавался он И. Грабарю, - а без него вконец обленишься".
Портрет Императора
Николая Второго
Слайд 10"Мика Морозов" 1901
Третьяковская галерея,
"Портрет княгини
Ольги Орловой" 1911
Слайд 11С Коровиным же он сохранил дружбу на всю жизнь -
они не однажды отправлялись в совместные поездки, много работали рука
об руку. Приятели в шутку называли их - Коров и Серовин.
Слайд 12Идейный реализм
О том, что такое "идейный реализм",
с тонким юмором писал Константин Коровин, ближайший друг Серова, вспоминая
годы ученичества в Московском училище живописи: "Ученики спорили, жанристы говорили: "важно, что писать", а мы отвечали – "нет, важно, как написать". Но большинство было на стороне "что написать": нужны картины "с оттенком гражданской скорби"... Ученики Училища живописи были юноши без радости. Сюжеты, идеи, поучения отягощали их головы. Прекрасную жизнь в юности не видели. Им хотелось все исправлять, направлять, влиять... Я помню, что один товарищ по Школе, художник Яковлев, был очень задумчив, печален, вроде как болен меланхолией... Мы допытывались, что с ним случилось. "Сюжеты все вышли", - отвечал он нам со вздохом отчаяния". Серов с самого начала оказался на стороне "как написать".
Слайд 13 На исходе 1890-х годов к Серову пришла настоящая
слава. С 1897 года он работал в Московском училище живописи,
ваяния и зодчества - сначала преподавателем натурного класса, а потом - портретного. Немногословный, замкнутый, серьезный, абсолютно честный - Серов вызывал неизменное уважение.
Портрет композитора
Н. А.Римского-Корсакова.
Портрет художника
И. С. Остроухова
Портрет художника
И.И.Левитана
Слайд 14В портретах мастера в эти годы всецело доминирует модерн с
его культом сильной и гибкой линии, монументально-броского жеста и позы
("М.Горький", 1904; "М.Н.Ермолова", 1905; "Ф.И.Шаляпин", уголь, мел, 1905; "Ида Рубинштейн", темпера, уголь, 1910).
Портрет А.М. Горького.
Портрет Ф. И. Шаляпина
Портрет М. Н. Ермоловой
Слайд 15 В его творчестве в целом возобладали образы
русской истории, исполненные мажорного, а не критического пафоса (иллюстрации к
книге Н.И.Кутепова "Царская и императорская охота на Руси", с 1900; картина "Петр I", 1907).
Слайд 16Он пишет декоративные картины-панно на античные темы ("Одиссей и Навзикая",
"Похищение Европы";обе – 1910). Своей декоративной экспрессией выделяются и театральные
работы художника (оформление оперы "Юдифь" А.Н.Серова в Мариинском театре, Петербург, 1907; эскизы занавеса к балету "Шехеразада" на музыку Н.А.Римского-Корсакова – для «Русских сезонов» С.П.Дягилева, 1910–1911).
Слайд 17 Валентин Серов - прославленный русский портретист и
один из крупнейших мастеров европейской живописи 19 века. Хотя, и
кроме портрета, ему, казалось, было подвластно все. Увековечив свое имя как непревзойденный мастер именно портретной живописи, Серов оставил не менее значимые работы в жанрах русского пейзажа, графики, книжной иллюстрации, анималистики, исторической и античной живописи.
Слайд 18Осенью 1911 года заваленный работой Серов поехал отдохнуть в Домотканово.
Там, решив тряхнуть стариной, принял участие в игре в городки.
Результатом стал сильнейший сердечный приступ. Он вернулся в Москву. "Его бравурность меня смущает, - писала мать художника. - Невольно вспоминается отец, собиравшийся накануне смерти в Индию". Материнское сердце не обманулось в предчувствиях. Ранним утром 22 ноября (5 декабря - по новому стилю) 1911 года спешивший на портретный сеанс Серов упал и умер от приступа стенокардии. Похоронен он на Новодевичьем кладбище в Москве.
Слайд 19Ещё при жизни….
Еще при жизни В. А. Серова, а тем
более после его смерти историки искусства и художники спорили —
кто же Серов: последний живописец старой школы XIX в. или представитель нового искусства? Правильней всего на этот вопрос было бы ответить так: и то и другое. Серов традиционен; в истории русской живописи его можно было бы назвать сыном Репина. Но ведь подлинные продолжатели традиций не останавливаются на месте, а идут вперед и ищут. Серов искал больше, чем другие. Ему неизвестно было чувство удовлетворенности. Он был все время в пути. Поэтому он и стал тем художником, который органично соединил искусство XIX и XX столетий.
Слайд 20"Каждый холст Серова был и остается праздником для тех, кто
любит и ценит искусство. Его живопись несет нам радость откровения.
Она не просто отражает видимый мир — она преображает его, как летний живительный ливень, после которого в серо-голубом воздухе так свежо зеленеет листва деревьев, так бархатисто темнеют их стволы и напитавшаяся влагой лилово-коричневая земля, а мокрые крыши домов голубеют, ловя изменчивые краски неба с бегущими по омытой синеве облаками..." (Волынский Н.Е.)