Слайд 1РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ ОТ ДРЕВНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ
Слайд 2Цель работы:
Выявить сходства и различия в технике и технологии исполнения
Слайд 3Задача:
Рассмотреть наиболее известные виды росписи по дереву.
Слайд 4Мезенская роспись.
графический тип росписи деревянных предметов (прялок). Сложился к началу
19 в. в низовьях р. Мезени, селе Палащелье Архангельской обл.
Применяемая
техника – капелька, усик, штрих, спираль, листок. Основным мотивом является геометрический орнамент – солярные диски, кресты, ромбы.
Слайд 5Технология выполнения – по чистому негрунтованному дереву рисунок наносится сначала
охрой с помощью измочаленной палочки, потом птичьим пером делается обводка
и покрывается олифой.
Сейчас данный вид росписи используется для украшения аксессуаров зимней верхней одежды.
Слайд 6Пермогорская роспись.
графическая роспись русского Севера. Возникла вероятно в конце 18
в. В районе Сев. Двины, пристани Пермогорье и деревень Помазкино,
Черепаново и Грединская.
Применяемая техника – листок, замалевок, обводка. Орнамент – присутствие языческих мотивов, иконографии, наблюдается связь с древнерусской книжной миниатюрой (например, дом также изображается в разрезе.) постановка инициалов мастером.
Слайд 7Технология выполнения – на готовую деревянную поверхность наносится грунт (мел
с клеем), затем покрывается белилами, ножом и циркулем наносится контур
будущего рисунка, раскрашивается, пером обводится черной краской, готовое изделие олифится.
В современности элементы такой росписи можно также увидеть на одежде, из-за своей графичности, она очень популярна в батике.
Слайд 8Городецкая роспись.
живописный вид росписи по дереву. Получил развитие в середине
19 в. в деревнях по р. Узоле, в окрестностях Городца
Нижегородской обл.. Орнаментом служит сюжетная живопись, изображение городского быта. Но также как в Мезенской и Пермогорской используется символика образов: кот – обман, собака – преданность, конь – сила и величие.
Применяемая техника – замалевок, листок, дуга, капелька с поворотом.
Слайд 9Технология выполнения – многоэтапна, близка к современной живописи. Сначала грунтовка,
далее выполняется подмалевок крупного орнамента, после чего более тонкими кистями
моделируется штрихами форма, затем «разживка» белилами и черным цветом, объединяющая рисунок в общее целое.
В современности роспись не потеряла свои традиционные мотивы и образы, расписывается кухонная утварь, игрушки.
Слайд 10Хохлома.
живописно-графичный вид росписи по дереву. Родилось искусство Хохломы в середине
17 в., в заволжских деревнях Семино, Новопокровское, Кулигино. А названием
роспись обязана месту, где весь этот товар продавали – селу Хохлома.
Применяемая техника – капелька, листок, дуга, штриховка, усик.
Подразделяется на письмо верховое (золоченая поверхность не закрашивается) и фоновое. В свою очередь, верховое делится на «под листок» и «под ягодку», а фоновое – на «под фон» и «кудрину».
Слайд 11Технология выполнения – самая многоэтапная по сравнению с другими видами
росписей по дереву. Выточенное деревянное изделие (белье) грунтуют разведенной глиной,
по местному вапой, сушат, покрывают олифой, так делают несколько раз. Затем покрывают изделие серебряным порошком-полудой, просушивают, наносят в зависимости от вида Хохломы красный или черный контур, сушат, лакируют, ставят в печь, где под темп. 180’ лак темнеет, затем раскрашивают ягоды и прописывают травку, и снова лак, сушка, лак. Иногда мастера «нянчат» свое изделие до 55 раз! Популярна за границей.
Слайд 13Выражаю благодарность за помощь в создании работы:
Найбауэр Наталье Геннадьевне –
преподавателю технологии МОУ СОШ №1
Теплых Ольге Вячеславовне – руководителю группы
народного творчества ГЦД
Кораблевой Ирине Валерьевне – преподавателю мировой художественной культуры МОУ СОШ №1