Слайд 1Сальвадо́р Дали́
испанский живописец, график, скульптор, режиссёр, писатель. Один из самых
известных представителей сюрреализма.
Слайд 2 В детстве Дали был сообразительным, но заносчивым и
неуправляемым ребёнком. Однажды он даже затеял скандал на торговой площади
ради леденца, вокруг собралась толпа и полицейские попросили хозяина лавки открыть её и подарить непослушному мальчику сладость. Он добивался своего капризами и симуляцией, всегда стремился выделиться и привлечь к себе внимание.
Обучаться изобразительному искусству начал в муниципальной художественной школе, позже воспитывался в Академии братьев ордена маристов в Фигерасе. В 1916 году отправился на каникулы в город Кадакес, где познакомился с современным искусством.
Слайд 3В юности он познакомился с новыми течениями в живописи. Дали
экспериментировал с методами кубизма и дадаизма. 1926году в Париже познакомился
с Пáбло Пикáссо. Пытаясь найти собственный стиль, в конце 1920-х создает ряд работ под влиянием Пикáссо.
Слайд 4Работы Дали демонстрируются на выставках, он завоевывает популярность. В 1929
г. примыкает к группе сюрреалистов, организованной Андре Бретоном. В это
же время происходит разрыв с отцом. Неприязнь семьи художника, связанные с этим конфликты, скандалы, а также надпись, сделанная Дали на одном из холстов — «Иногда я с наслаждением плюю на портрет моей матери» — привели к тому, что отец проклял сына и выставил его из дома. Отец, огорчённый давней смертью жены, которую любил, не выдержал выходок сына, ставших для него последней каплей. В отместку негодующий Сальвадор Дали послал отцу в конверте свою сперму с гневным письмом: «Это всё, что я тебе должен». Позднее, в книге «Дневник одного гения» художник, будучи уже пожилым человеком, хорошо отзывается об отце, признаёт, что тот сильно любил его и терпел доставляемые сыном страдания.
Слайд 5В 1936 году Дали ссорится с сюрреалистами и его исключают
из группы. В ответ Дали не без оснований заявляет: «Сюрреализм
— это я». Он жил сюрреалистически, его высказывания и работы имели широкий и глубокий смысл. Так, в 1933 году он пишет картину Загадка Вильгельма Телля, где изображает швейцарского героя в образе Ленина с огромной ягодицей. Ленин же воспринимался коммунистически настроенными сюрреалистами как духовный, идейный отец. На картине изображено недовольство властным родителем, шаг на пути к формированию зрелой личности. Но сюрреалисты поняли рисунок буквально, как карикатуру на Ленина, и некоторые из них даже пытались уничтожить полотно.
Слайд 6Автопортрет с рафаэлевской шеей 1921 г.
Слайд 7картины Сальвадора Дали периода 1914-1926:
Слайд 9Картины Сальвадора Дали периода 1926-1929:
Слайд 10картины Сальвадора Дали периода 1929-1934:
Слайд 11Незримые лев, конь и спящая женщина (1930)
Слайд 13картины Сальвадора Дали периода 1934-1937:
Женщина с головой из роз
(1935)
Венера
Милосская с
ящиками (1936)
Слайд 15картины Сальвадора Дали периода 1938-1949:
Слайд 18картины Сальвадора Дали периода 1949-1962:
Слайд 19Я в возрасте шести лет, когда я верю, что стал
девочкой,
а пока с большой осторожностью приподнимаю кожу моря,
чтобы
рассмотреть собаку, которая спит под сенью воды (1950)
Слайд 21картины Сальвадора Дали периода 1963-1983:
Битва при Тетуане (1962)
Слайд 24Интересные факты из жизни
Энрике Бернат назвал
свою карамель «Чупсом». Популярность «Чупса» росла, увеличивалось количество выпускаемой карамели.
Карамель уже не могла оставаться в изначальной скромной обертке, нужно было придумать нечто оригинальное, чтобы «Чупс» узнавали все. Энрике Бернат обратился к своему земляку, знаменитому художнику Сальвадору Дали с просьбой нарисовать что-нибудь запоминающееся. Гениальный художник думал недолго и менее чем за час набросал ему картинку, где была изображена ромашка «Чупа Чупс», которая в несколько измененном виде сегодня узнаваема как логотип «Чупа Чупс» во всех уголках планеты. Отличием нового логотипа было и его местоположение: он находится не сбоку, а сверху конфетки
Слайд 25 Сальвадор Дали очень любил сладости и в обмен
на логотип компании "Чупа-Чупс" потребовал не денег, а коробку леденцов
каждый день. Но так как такое количество леденцов он съесть не мог, то очень скоро он придумал "шутку": приходил на детскую площадку, облизывал "Чупа-Чупсы" и кидал их в песок
Слайд 26 В 2003 году компанией «Уолт Дисней» был выпущен мультипликационный
фильм «Destino». Разработка фильма началась с сотрудничества Дали с американским
мультипликатором Уолтом Диснеем ещё в 1945 году, но была отложена вследствие финансовых проблем компании.
Слайд 27Когда все гении перемрут, я останусь в гордом одиночестве.
Какую бы
чушь ты не нес, в ней всегда есть крупица правды.
Горькой правды.
Сам я, когда пишу, не понимаю, какой смысл заключен в моей картине. Не подумайте, однако, что она лишена смысла! Просто он так глубок, так сложен, ненарочит и прихотлив, что ускользает от обычного логического восприятиия.
Если все время думать: "Я — гений", в конце концов станешь гением.
Моя живопись — это жизнь и пища, плоть и кровь. Не ищите в ней ни ума, ни чувства.
Коммунизм неуклонно деградирует. Судите сами: Маркс был необыкновенно волосат, Ленин носил бороду и усы (хотя не столь пышные), Сталин только усы, а у Хрущева и того не было.
Я понятия не имею, беден я или богат. Всем распоряжается жена. А для меня деньги — мистика.
Не будь у меня врагов, я не стал бы тем, кем стал. Но, слава богу, врагов хватало.
Врагов я забрасываю цветами — в гробу.
Я никогда не встречал женщины одновременно красивой и элегантной — это взаимоисключающие характеристики.
Смерть завораживает меня вечностью.
Слайд 28 После смерти жены Дали переживает глубокую депрессию.
Сами его картины упрощаются, и на них долгое время преобладает
мотив скорби («Пьета»). Его самые последние работы представляют собой простые закорючки, в которых угадываются тела персонажей — последние попытки самовыражения несчастного больного человека. Ухаживать за больным и обезумевшим стариком было трудно, он бросался в медсестёр тем, что подворачивалось под руку, кричал, кусался. В 1984 году в замке произошёл пожар. Парализованный старик безуспешно звонил в колокольчик, пытаясь позвать на помощь. В конце концов он превозмог немощь, свалился с кровати и пополз к выходу, но потерял сознание у двери. С тяжёлыми ожогами он был доставлен в больницу, но выжил. Больной, немощный, Дали скончался 23 января 1989 г. от сердечного приступа. Единственная разборчивая фраза, которую он произнёс за годы болезни, была «Мой друг Лорка»: художнику припомнились годы счастливой, здоровой молодости, когда он дружил с поэтом Федерико Гарсиа Лорка. Тело художника замуровано в полу в музее Дали в г. Фигерас. Художник завещал похоронить его так, чтобы по могиле могли ходить люди.