Н. В. Шелгунов
                                
Капитализм внес существенные перемены в жизнь общества: 
способствовал росту культурных потребностей. 
преобразовал хозяйственно-экономический строй, 
изменил социальный и духовный облик населения, его быт, условия жизни, 
                                
В 1861 г. при Вольном экономическом обществе был создан Петербургский комитет грамотности. 
Подобные просветительские организации возникли в Томске, Самаре, Харькове и других городах России. 
                                
Основоположником народной школы, а также научной педагогики в России по праву считается К. Д. Ушинский. 
Он был замечательным русским педагогом-демократом, автором учебных книг («Родное слово», «Детский мир»), по которым в течение полувека учились десятки миллионов детей в России.
                                
Земская трехгодичная школа по сравнению с другими начальными школами, существовавшими в то время в России (министерскими, церковноприходскими), отличалась лучшей постановкой обучения; 
помимо чтения, письма, четырех правил арифметики и закон; божьего здесь преподавались элементарные сведения по природоведению, географии, истории.
                                
В системе начального обучения по уставу 1864 года сохранялись церковноприходские школы, находившиеся теперь в ведении Синода. 
реальная же гимназия была преобразована в шестиклассное училище без права для ее выпускников поступления в университет. 
Гимназия, основная форма средней школы, в 60-е годы считалась бессословным общеобразовательным учебным заведением. В это время возникли разные типы гимназий — реальные и классические. 
Однако самого начала они не были полностью уравнены в правах, а после 1866 г. классическая гимназия стала практически основной формой среднего образования; 
Дмитрий Иванович Менделеев. 1878 г. Фото С.Левицкого
                                
В пореформенную эпоху были открыты новые университеты в Одессе, Томске. 
В университетах, получивших автономию, открылись новые кафедры, оживилась научная работа, повысился образовательный уровень выпускников. 
В университетах в те годы были сосредоточены лучшие научные силы России, работали многие выдающиеся ученые, которые способствовали распространению не только науки, но и просвещения в стране 
Бутлеров А.М (русский химик, создатель теории химического строения),
                                
В 1865 году в Москве по инициативе Московского общества сельского хозяйства открылась Петровская земледельческая и лесная академия ( Сельскохозяйственная академия им. К. А. Тимирязева). 
В ряде городов были учреждены политехнические и технологические институты; закрытые учебные заведения — Институт инженеров путей сообщения, Горный, Лесной институты — были преобразованы в гражданские учебные заведения. 
К концу XIX в. в России насчитывалось 63 высших учебных заведения, в которых обучалось около 30 тыс. студентов. 
К. А. Тимирязев (русский естествоиспытатель, профессор Московского университета, основоположник русской научной школы физиологов растений)
                                
Впервые они были открыты в Петербурге (1869); в Москве наиболее известными были Высшие женские курсы профессора университета В. И. Герье (1872). Высшие женские курсы в Петербурге (Бестужевские — по имени их директора профессора К. Н. Бестужева-Рюмина), открытые в 1878 г., сыграли заметную роль в общественно-культурной жизни страны, русском революционном движении. 
В пореформенное время повысился уровень грамотности. Ко времени падения крепостного права доля грамотных среди населения составляла примерно 7%, к концу века — уже свыше 20%.
                                
Н. В. Шелгунов
                                
В стране увеличилась полиграфическая база. 
Среди издаваемых книг преобладали естественнонаучные, справочные, учебные. 
В столицах и провинциальных городах к середине 90-х годов число книжных магазинов выросло примерно до 2 тыс.
Третьяковская галлерея
                                
в пореформенное время 
получило широкое развитие 
частное коллекционирование 
На основе частных собраний по инициативе их владельцев создавались национальные художественные музеи, доступные для широкого обозрения. 
П. М. Третьяков
                                
В 1894 году в Москве был организован Литературно-театральный музей, основу которого составила обширная коллекция по истории русского и западноевропейского театра А. А. Бахрушина (ныне Центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина). 
Впервые появились краеведческие, мемориальные музеи. 
Во второй половине XIX в. при участии общественности в России было организовано много разнообразных по профилю музеев: исторических, естественнонаучных, художественных, промышленных, сельскохозяйственных. 
Общее число музеев в стране выросло до 80. Особенностью их стала общедоступность. 
П. И. Щукин.
                                
Выставка открылась в залах Академии художеств, затем демонстрировалась в Москве, Киеве, Харькове. 
В середине 80-х годов выставки передвижников происходили в 14 городах России. 
Щукинский музей
Художники-передвижники
                                
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть