Слайд 1Искусство вырезания
из бумаги
Слайд 2 «Художественное вырезание из бумаги – традиционный для
многих народов вид искусства. Его изобретение связано с изобретением бумаги,
которое произошло, согласно легенде, в Китае, во II веке до н. э. Тогда стоимость бумаги была очень высока, поэтому искусство художественного вырезания было доступно немногим, им занимались в императорских дворцах и домах придворной знати.
"Цзяньчжи" –
китайское искусство вырезания из бумаги
Бумажными силуэтными изображениями придворные красавицы украшали причёски, а также наклеивали картинки на лица, у висков.
Слайд 3
Позднее вырезание распространилось во
всех слоях населения и стало главным атрибутом китайского театра теней.
Знакомство
европейцев с китайским театром теней и вырезанием из бумаги произошло одновременно, поэтому в Европе, вплоть до XVIII века, силуэтные изображения назывались «китайскими тенями».
Слайд 4Первоначально такие вырезанные из бумаги фигурки использовались для религиозных целей.
Бумажные предметы, фигурки людей и животных клали рядом с умершим
человеком во время его похорон. Иногда их сжигали на похоронах. Все это имело символическое значение, и было частью ритуального обряда.
Слайд 5Это "оконные узоры" (или "оконные цветы"), праздничные украшения, трафареты, образцы
для вышивок, ритуальные предметы, символы-благопожелания на разные случаи жизни и
другие.
За длительную историю существования и развития искусства вырезания из бумаги сформировалось нескольких четко выраженных его направлений.
Слайд 6Самое распространенное направление – "оконные узоры". Накануне праздника Весны (китайского
Нового года) на окна наклеиваются бумажные вырезки, превращающие это самое
окно в изящную ширму. Обычай наклеивать на окна изображения божеств, духов и героев народных легенд происходит в Китае из глубокой старины. "Оконные цветы" не допускают разрыва в своём прозрачно-кружевном рисунке.
Слайд 7Раньше вырезание из бумаги использовалось преимущественно в религиозных целях, а
в настоящее время - для украшения интерьера, ими декорируются стены,
двери, окна, колонны дома, зеркала, лампы и фонари. Они также используются для украшения подарков, а иногда сами служат подарком. Раньше в народе такие вырезанные из бумаги узоры служили образцами для вышивки и орнаментов лаковых изделий.
Слайд 8В современном Китае бумажные вырезки остаются неизменным атрибутом не только
украшения жилища, но и всех государственных и бытовых праздников. В
некоторых районах вырезанные из бумаги фигурки животных и людей до сих пор сжигают на похоронах или укладывают рядом с покойным, чтобы они сопровождали его в загробном мире.
На свадебных церемониях украшают дома новобрачных, приклеивая вырезанные картинки и иероглифы на двери, окна, мебель и обязательно над кроватью – иероглиф «двойное счастье».
Слайд 9Издавна в Китае сохранился обычай накануне Нового года желать друг
другу долгой жизни, радости и счастья. При этом дарили изображения
трёх, пяти или восьми «счастливых примет», чаще всего пион как символ богатства, арбуз – символ долголетия, уточки – семейного счастья, рыбки – успеха в обучении и работе.
Слайд 12Вырезание из бумаги выполняется только вручную. Существует два метода вырезания
- ножницами и ножом. При использовании ножниц складывается вместе несколько
(до восьми) листов бумаги, а затем вырезается определённый узор тонкими острыми ножницами. Для вырезания ножом несколько слоёв бумаги помещают на относительно мягкую подложку, изготовленную из пепла и жира животных, и тщательно вырезают на бумаге узор, держа нож в руке вертикально.
Слайд 13В деревне вырезание из бумаги относят к женским занятиям -
в прошлом считалось, что каждая девушка должна это уметь. В
провинции Шаньдун существует обычай, который заключается в том, что юноша накануне обручения просит невесту сделать вырезку из бумаги, чтобы проверить способности избранницы.
Слайд 15Искусные вырезки из бумаги покорили многие страны: Италию, Испанию, Францию,
Англию, Германию, Россию и другие. Они прижились настолько, что их
считают своим исконным ремеслом многие народы. Ныне многие из старинных образцов хранятся в различных музеях мира.
Слайд 16Самые ранние из известных нам случаев проникновения китайских бумажных вырезок
в страны Азии и Европы датируются VII веком. Первоначально они
попали в Японию, а затем распространились по Шёлковому пути по всему евразийскому материку. Ныне многие из старинных образцов хранятся в различных музеях мира.
Искусство вырезанки в Европе
Слайд 17 Именовали бумажный ажур в разных странах по-разному.
В России и Белоруссии, Украине и Польше их называли «выстриганками»,
«выципянками», «вырезанками», «вытынянками».
Декоративные узоры, вырезанные ножницами из бумаги, наклеивали на стены и потолки свежевыбеленных изб, ими украшали божницы, стены, занавешивали окна. Пик развития ремесла пришелся на вторую половину XIX – начало XX в. В немалой степени этому способствовало удешевление бумаги: бумажные вырезки как легкодоступный и не требующий больших расходов вид народного ремесла широко распространился по городам, но особенно – по маленьким городкам и деревенькам..
Славянские «вырезанки»
Слайд 18 В Белоруссии вырезанки носят название выцинанок. Раньше
без выцинанки невозможно было представить интерьер белорусского дома. Из бумаги
с ажурными прорезями делались фиранки – занавеси на окна, ручники, которыми украшали красный угол с иконами, различные салфетки, настольники, подзоры.
Белорусские выцинанки
Слайд 19Для Белоруссии не было характерно многоцветие. Композиции чаще всего однослойные
– черное покрытие и белая подложка.
Слайд 20 В выцинанке, как правило, случайных образов
нет. Определенные мотивы переходят от поколения к поколению. Круг –
это всегда символ солнца и благополучия. Часто в узорах и орнаментах используются птицы - хранители домашнего очага от темных сил.
Слайд 21 Дерево жизни олицетворяет связь между поколениями.
Крона - потомки, корни – предки. «Картина» с таким содержанием
делалась к большим событиям в семье, вносилась в дом, приклеивалась к беленой стене и хранилась на протяжении долгого времени. Если фиранки и салфетки менялись регулярно для красоты интерьера, то панно могло существовать достаточно долго. Считалось, что через изображенный в нем символ в дом приходит мудрость предков, помогающая принимать решения ныне живущим.
Слайд 22Поскольку бумага была дешевым и доступным материалом, изделиями из нее
не дорожили. По прошествии определенного времени старые выцинанки выбрасывали или
сжигали.
По установившемуся обычаю выцинанками украшали интерьер жилища каждый год к наиболее важным праздникам Коляд (Рождества) и Великодня (Пасхи) .
Слайд 25 Украинские вытынанки
Вырезанные кружевом
из белой или цветной бумаги цветы, деревья, птицы, животные, казаки
и девчата - и вообще всякие различные по сюжету и содержанию изображения издавна украшали украинские хаты - печи, окна, божники, стены и т.д. Выполняли они как декоративную так и обереговую функцию. Первые бумажные вытынанки появились в Украине в 19 столетии и наиболее распространены были в Подолье, Прикарпатье и Приднепровье...
Слайд 26 Петриковские вытынанки
Село Петриковка славится своею
росписью. Петриковская вытынанка появилась параллельно с росписью. Ею женщины
украшали дома ( печь, стены, простенки между окнами)
Слайд 27Изображались, в основном, вазоны, дерево жизни, цветы, птицы. Излюбленным мотивом была
свадьба. Мастера резали сразу по 10–20 одинаковых элементов из разной цветной
бумаги, а потом компоновали их на листе, чаще белом. Также резались «рушники» и панно. Мастера виртуозно клеили один элемент на другой, использовали цветовые подкладки
Слайд 35Еврейское население, жившее в польских, литовских, белорусских и украинских местечках,
позаимствовало этот вид народного творчества у своих соседей. По сравнению
с такими дорогими материалами, как металл, дерево, кожа и ткань, бумага была настолько дешева и легко заменима, что даже самая бедная еврейская девушка в местечке могла заниматься вырезкой и быть свободной, смелой и изобретательной в своем творчестве. Еврейские мастерицы с увлечением овладевали техникой изготовления бумажных кружев, привнося в них традиционные национальные мотивы.
Вырезкам часто придавалось сходство с розой – одним из символов Израиля, за что ажурные бумажные салфетки, а затем и еврейская версия этого вида искусства получили название «рейзеле» (на идиш – «розочка»).
Еврейские «рейзеле»