поэтическая
символика огня
Учитель искусства МБОУ ООШ с.Никольское Сухарева Светлана Викторовна
Слайд 2
Первым в истории композитором, использовавшим цвето- и светомузыку стал Александр
Скрябин. Эстетическое откровение Скрябина — симфоническая «Поэма огня» — «Прометей»,
которая должна была сопровождаться светоэффектами при помощи световой клавиатуры, когда зал погружался в сияние того или иного цвета. Скрябин разработал таблицу «цветослуха», то есть соответствия цветов определенным тональностям. Все это было направлено на расширение ассоциативно-зрительного спектра музыкального восприятия.
Слайд 3
Им написаны 3 симфонии, "Поэма экстаза", поэма "Прометей" для оркестра,
Концерт для фортепиано с оркестром; 10 сонат, поэмы, прелюдии, этюды
и др. сочинения для фортепиано. Творчество Скрябина оказалось созвучным сложной и бурной эпохе рубежа двух столетий и начала нового, XX в. Напряженность и пламенность тонуса, титанические устремления к свободе духа, к идеалам добра и света, ко всеобщему братству людей пронизывают искусство этого музыканта-философа, сближают его с лучшими представителями русской культуры.
Слайд 4
А. Скрябин вошел в русскую музыку в конце 1890-х гг.
и сразу заявил о себе как исключительная, ярко одаренная личность.
Смелый новатор, "гениальный искатель новых путей", по словам Н. Мясковского, "при помощи совершенно нового, небывалого языка он открывает пред нами такие необычайные... эмоциональные перспективы, такие высоты духовного просветления, что вырастает в наших глазах до явления всемирной значительности". Новаторство Скрябина проявило себя и в области мелодики, гармонии, фактуры, оркестровки и в специфической трактовке цикла, и в оригинальности замыслов и идей, смыкавшихся в значительной мере с романтической эстетикой и поэтикой русского символизма. Несмотря на короткий по времени творческий путь, композитором создано множество произведений в жанрах симфонической и фортепианной музыки.
Слайд 5
История создания
После нескольких лет жизни за рубежом в 1910 году
Скрябин возвратился в Россию. «В Москву мы не только поедем,
но даже поселимся там с будущего года, а может быть и останемся теперь же. Меня призывает туда моя артистическая деятельность», — сообщает композитор отцу в письме от 15 декабря 1909 года из Брюсселя. До этого, в начале года, он приезжал на родину с гастролями, и это время осталось в памяти как счастливое, полное радостных впечатлений. Уже в январе 1910 года Скрябин окончательно поселяется в Москве.
Слайд 6
Он увлечен новым замыслом — симфонической поэмой «Прометей». Композитор планирует
завершить ее к весне, но вынужден отложить работу ради концертной
поездки по городам Поволжья с оркестром С. Кусевицкого. Напряженная работа продолжается летом на даче под Москвой, а затем осенью, когда композитор, наконец, завершает ее. Первое исполнение «Прометея», ожидавшееся публикой с огромным нетерпением, состоялось 2 марта 1911 года в Москве под управлением Кусевицкого и стало крупным событием в музыкальной жизни России. Партию фортепиано исполнял сам автор.
Слайд 7В начале XX в. Александр Николаевич Скрябин (1871/72—1915) — выдающийся
русский композитор,
пианист, педагог —создает оригинальное симфоническое произведение «Прометей» («Поэма
огня»). Оно предполагает
использование цветного света во время исполнения музыки. Это было
ново и необычно.
Слайд 8В основе поэмы лежит древнегреческий миф о Прометее, который похитил
огонь у богов и подарил его людям.
По-гречески слово «прометей»
означает «провидец», «смотрящий вперед». Образ Прометея — одна из вечных тем искусства. С мифом о Прометее связывали Симфонию №5 Л. Бетховена, а финал Симфонии №3 («Героической») вырос непосредственно из музыки, которая первоначально была задумана как музыка балета
«Прометей».
Слайд 9А. Скрябина вдохновляли две идеи: выражение энергии, движения, жизни, творчества
и
стремление «пропеть гимн дерзновенной
воле человека». Композитор так определял
содержание поэмы: «Прометей есть символ, в разных формах встречающийся во всех древних учениях.
Это — активная энергия Вселенной, творческий
принцип, это — огонь, свет, жизнь, борьба, усилие, мысль». Не случайно музыкальные темы
поэмы получили образные характеристики: «тема творческих устремлений», «тема воли», «тема разума», «тема наслаждения» и др.
Слайд 10Во вступлении (интродукции) таинственное повествование символизирует темный, сине-лилово-серый хаос. На
фоне «прометеевской гармонии»
вступает мелодия — символ дерзновенной мечты самого
Прометея.
«Живое дыхание» космической стихии прорезывает соло трубы.
Главная тема экспозиции обозначена композитором в
световой строке как ярко-синяя.
Слайд 11Психологически насыщенная разработка ассоциировалась у Скрябина с красным цветом. В
репризе кульминация поэмы с ее органными и колокольными звучностями.
Здесь Скрябин предполагал «озарение» всего зала ослепительными
лучами белого света. Неожиданно резкое завершение поэмы производит впечатление внезапно угасшего пламени грандиозного,
космического пожара. Героический симфонизм «Прометея» явился вестником социальных бурь начала XX в. При жизни Скрябина не удалось реализовать световой проект, в котором композитор мечтал воплотить движущиеся линии и формы, громадные «огненные столбы», «текучую архитектуру».
Слайд 12Однако идея зримой музыки оказалась чрезвычайно
созвучной художникам русского авангарда,
дала толчок опытам с движущейся абстрактной живописью и
интереснейшим изобретениям.
Появились
цветосветовые установки, аппарат «Цветомузыка»,
оптический синтезатор звука, который был назван
в честь Александра Николаевича Скрябина — АНС. Все эти направления позднее воплотились в современной электронной музыке (Э. Артемьев, А. Рыбников, Ж.-М. Жарр и др.).
Слайд 13Послушайте симфоническую поэму Скрябина «Прометей», нарисуйте свою цветовую композицию этого
сочинения.