Слайд 1«Созерцание сакуры»
Образы и мотивы
искусства Японии
Слайд 2
Назовите ключевой образ искусства воплотивший универсальную концепцию народов мира о
пространстве Вселенной.
Корнями гнездится глубоко в земле,
Вершиной восходит к высокой
скале,
Зеленые ветви уводит широко
В безмерную синюю даль.
К. Бальмонт
Слайд 3Мифологические представления каких народов роднит образ Мирового древа?
Древо жизни в
мусульманстве
Древо жизни в Ассирии
Древо жизни в Индии
Древо жизни у славянских
народов
Древо жизни Германских народов
Древо жизни в Скандинавских странах
Слайд 4В чем проявляется единство и многообразие культур?
Человечество - смешанный лес,
так что нечего хвою топорщить
или листья презрительно морщить:
все
равны под покровом небес...
Пререканья и разноголосье
не смолкает ещё до сих пор.
Получается всё-таки хор.
Мы шумим, но как в поле колосья...
Б. Слуцкий
Единство культур
Единство мировой культуры проявляется и в том, что её идеи универсальны. Понятия Красоты и Добра, Жизни и Смерти, Любви и Ненависти, Нравственности и Невежества имеют общую значимость для каждого народа
Многообразие культур
Многообразие культур проявляется в создании своей оригинальной и своеобразной культуру, в которой нашли отражение природные условия жизни, нравы, обычаи и традиции данного народа.
Слайд 5Какие ассоциации, образы вызывает у вас Япония
Слайд 6У японских мастеров свои представления о Красоте, отличные от её
понимания другими народами
Слайд 7Путь японского искусства - это путь постижения Красоты через незаметное
и первозданное.
Слайд 8Ему присущи не только решимость покорять и преобразовывать природу, но
и стремление жить в гармонии с ней. Красота природы отличается
простотой и естественностью.
Слайд 9Цветы - весной
Кукушка - летом.
Осенью - луна
Чистый и холодный снег
-
Зимой.
Что останется после меня?
Цветы - весной,
Кукушка - в горах,
Осенью -
листья клена.
Вот каким видится «изначальный образ» красоты природы поэту Догену (1200-1253)
Слайд 10Японские художники никогда не диктуют свою волю тому веществу, которое
служит первоосновой произведения искусства. Они выявляют красоту, заложенную самой природой.
«Не сотвори, а найди и открой» - таков их девиз.
Слайд 11Чайная церемония
В традиционной чайной церемонии сложилась особая культура
восприятия предметов, основанная на метафорическом мышлении.
Слайд 12Представьте себя гостем и участником чайной церемонии
В Японию чай попал
в VIII в. Считается, что первые плантации чая были разбиты
монахом Сайсё в Киото, у подножия горы Хэйдзан, в 802 г. Однако только с XII в. употребление чая получает в Японии широкое распространение.
Слайд 13Это было связано с деятельностью священника Эйсая (1141-1215). Он привез
из Китая чайные кусты и стал выращивать чай при дзэн-буддийском
монастыре. Чай подносили Будде. Его пили во время религиозных ритуалов и медитаций. Эйсай в своих сочинениях особо подчеркивал пользу чая для сохранения и укрепления здоровья.
Слайд 14Начиная с XII в. из Китая в Японию проникает способ
приготовления размельченного чая. Оттуда же пришел и обычай устраивать своеобразные
развлечения в форме чайных турниров.
Слайд 15Первоначально такие турниры проводили монахи в монастырях, причем в них
участвовали и самураи - приверженцы дзэн-буддизма. Особенно широкое распространение чайные
турниры получили в XIV-XV вв.
В ходе чайного турнира гости должны были отобрать "хорошие" и "плохие" сорта. Тот, кто правильно угадывал большее число сортов, отмечался призом.
Слайд 16Среди горожан и крестьян были широко распространены чаепития, называемые "чайными
собраниями". В отличие от роскошных чайных турниров аристократов, это были
скромные, порой молчаливые встречи.
Внутреннюю сосредоточенность и душевное согласие участников таких собраний стремился воплотить в эстетике искусства чая великий мастер, создатель чайной церемонии - Мурата Дзюко (1422-1502).
Слайд 17Мурата обогатил искусство чаепития философией и эстетикой дзэн-буддизма. Он проповедовал,
что Истина Будды может быть познана даже в жестах, сопровождающих
наполнение чайной чаши горячей водой. Он утверждал, что чайная церемония - это не просто употребление определенного напитка, а способ приобщиться к философии искусства питья чая.
Роскошным пирам чайных турниров он противопоставил естественность и простоту.
Слайд 18В XV-XVI вв. чайная церемония превратилась в своеобразный ритуально-философский мини-спектакль,
в котором каждая деталь, предмет, порядок вещей имели свое особое,
неповторимое значение.
Конструкция чайного домика и устройство прилегающего к нему сада были связаны с эстетическими категориями "саби" и "ваби", обозначающими гармоническое слияние изысканного и простого, спокойного и печального, скрытой красоты, лаконизма, приглушенности красок.
Слайд 19Особое значение придавалось конструкции чайного домика. Это небольшая комната, в
которую ведет узкий и низкий вход - около 60 см
в длину и ширину. Такое уменьшение входа в чайный домик имеет глубокий философский смысл: каждый, кто хочет приобщиться к высокому искусству чайной церемонии, независимо от ранга и чина, должен, входя, непременно согнуться, потому что здесь все равны.
Слайд 20Низкий вход не давал также возможности аристократам из военного сословия
войти внутрь вооруженными - длинные мечи приходилось оставлять за порогом.
И это было символично: «Пусть оставят вас все жизненные невзгоды и мирская суета, пусть ничто не волнует ваше сознание здесь, где надо сосредоточиться на прекрасном».
Слайд 21В интерьере чайного домика самым важным элементом считалась ниша (токонома).
В ней обычно помещали свиток с живописью или с каллиграфической
надписью, ставили букет цветов и курильницу с благовониями
Чайная церемония и сад учили видеть красоту в обыденном и простом, видеть прекрасное в малом, осознавать высокую ценность всего, что дано в этой жизни.
В наши дни искусством чайной церемонии в основном занимаются женщины.
Слайд 22Красота недосказанности, намека присутствует в искусстве японских садов.
Японские сады
Слайд 23Символический «сухой» сад представлен особым расположением камней, кустарников и деревьев.
Он монохромен (одноцветен), строг и аскетичен.
Слайд 24
Камни являются основой японского сада, главным атрибутом японского парка. К
камню в японской культуре сложилось особое отношение. Камни, например, подбирают
по форме, цвету, фактуре, их соответствию общему характеру и стилю сада.
Слайд 25Главная задача художника заключается в наиболее выразительной группировке камней, передающей
его пластические возможности. Внешняя статичность пространства сада на самом деле
оказывается условной.
Большие и мелкие камни располагаются таким образом, что напоминают естественный горный архипелаг, реки или бьющиеся о скалы воды океана.
Слайд 26Вода, символ жизни и жизненной энергии, обязательно присутствует в Японском
саде
Если камни в японском саду имитируют горы и положительную мужскую
силу Янь, то вода олицетворяет - ее быстрые реки, тихие озера - символизирует отрицательную, темную, но мягкую женскую силу Инь.
Слайд 27В японском саду вода может быть представлена в виде горного
озера, окруженного высокими скалами и вечнозелеными кустарниками, или озером, окруженным
травяной растительностью в сельской местности.
Слайд 28Основным из принципов японских садов является построение микрокосмоса, где камни,
вода и деревья дарят нам понимание гармонии мира
Слайд 29Икэбане – классическое японское искусство, возникшее более 600 лет назад
и первоначально бывшее буддийским ритуалом возложения подношений в храмах.
К
середине XV века с появлением первых классических стилей икебана приобрела статус искусства и обрела независимость от религиозного содержания ритуалов, хотя это продолжало подразумеваться в подтексте.
Искусство икэбане
Слайд 30В икэбане - искусстве расстановки цветов в вазах, в создании
цветочных композиций, в цветке ценят простоту, незатейливость и жизненную силу.
Слайд 31Искусство икэбаны символично. В нем воплощаются три начала: Небо, Земля
и Человек, а поэтому каждая из деталей должна наиболее полно
передать философские раздумья человека о своем месте в мироздании и о смысле бытия.
Символичен также выбор растений и цветов. Сосна и роза означают долголетие, бамбук - мир и процветание, хризантема и орхидея - радость, магнолия - духовную чистоту.
Слайд 32Проверь себя:
? Когда попал чай в Японию
VIII век
XI век
? Где формировалась философия искусства питья чая
Чайные
состязания знати
Выбор лучших сортов чая
«Чайными собраниями» горожан и крестьян
? В чем заключается смысл чайной церемонии
Стремление к созерцанию
Слайд 33Виды японского сада
Символизирует
Положительную мужскую силу Янь
Отрицательную, темную, но мягкую женскую
силу Инь
Слайд 34? Какие начала воплощаются в искусстве Икэбане
Слайд 35- это путь постижения красоты через незаметное и первозданное, как
ветка сакуры в саду.
Итог урока:
Искусство Японии
Слайд 36? Каковы художественные принципы японского искусства? Какое отражение они получили
в традиционном искусстве чайной церемонии, искусстве цветочных композиций - икэбане
и в садово-парковом искусстве?
Домашние задание:
Расскажите о наиболее значимых культурных традициях Японии:
Традиционный японский дом
Сумо
Кимоно
Театр Но
Самураи