Слайд 1ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Тема. Родной угол
4 класс
Урок 9
Автор: Сидоренкова Любовь
Григорьевна
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 33 г.Симферополь
Слайд 2Тема. Родной угол
Цели: пояснить тему четверти; дать понятие о малой
родине; познакомить с постройками старинного русского города; приступить к созданию
проекта старинного русского города; познакомить с терминами «сруб», «горизонталь», «вертикаль», «городища».
Вид деятельности: работа с бумагой, бумажное конструирование.
Планируемые результаты: школьники изучат и обсудят старинные городские постройки; дадут им эстетическую оценку; приступят к созданию макета древнерусского города.
Оборудование: картонные коробки, бумажные заготовки в виде прямоугольников, бумага, ножницы, клей.
Ключевые слова и понятия: город, крепость, пропорции, башни, планшет.
Слайд 3Беседа по теме урока
Вы уже знакомились с понятием, которое называется
«малая родина». Что оно означает? (Точное место, где человек родился,
— его родной город, поселок, село.)
Слайд 4Беседа по теме урока
Например, великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин
родился в Москве. Какое место является его малой родиной? (Город
Москва.)
Слайд 5Беседа по теме урока
Сегодняшний урок будет посвящен отображению в изобразительном
искусстве разных уголков нашей страны, и в первую очередь именно
малой родины каждого из нас. Потому что у малой родины существует еще и другое название — родной угол
Слайд 6Беседа по теме урока
Откуда возникло такое название, вы узнаете сегодня
на уроке. А в течение нескольких уроков начала четверти вы
будете возводить макет старинного русского города, с крепостными стенами, башнями, пимами и соборами.
Слайд 7Беседа по теме урока
Вот открыл царевич очи;
Отрясая грезы ночи
И
дивясь перед собой Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И
за белыми стенами Блещут маковки церквей
И святых монастырей.
Слайд 8Беседа по теме урока
Над массивом широких стен в вечном дозоре
застыли островерхие башни. Сторожевые башни, а их называли вежами. Вежа
– от слова «ведать» - знать, что творится вокруг. От этого корня и древнерусское слово «вежды» - глаза, видеть и, значит знать.
Слайд 9Беседа по теме урока
Башни строились разные, у каждой своя судьба,
а потому и свой образ. Вот эти, например, на самом
опасном месте и потому самые крепкие, бокастые, и кровля - словно шапка над сведёными бровями.
Слайд 10Беседа по теме урока
По углам крепости башни часто бывали круглыми
– для удобства обороны, а четырехугольные башни обычно стояли вдоль
длинных стен.
Слайд 11Беседа по теме урока
Вот старинная башня-ворота.
Гостеприимство звучит в ней сильнее угрозы, она словно распахнулась в
обнимающем жесте, точно улыбается, и ее островерхий шатер с дозорной башенкой смотрится веселой шапкой.
Слайд 16Рефлексия
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Что
такое родной угол?
Какие здания могут входить в состав древнего
русского города?
Что такое горизонталь в архитектуре города?
Приведите примеры горизонтальных архитектурных построек.
Что такое вертикаль в архитектуре города?
Приведите примеры вертикальных архитектурных построек.
В чем заключается сходство архитектуры древнерусского года и деревни?
В чем заключается различие архитектуры древнерусского города и деревни?
Слайд 17Проект для бригад (дома)
Выполни вместе с ребятами коллективную работу –
макет «Древний город»
Макет старинного города потребует выдумки, воображения и использования
неожиданных материалов.
Слайд 18Проект для бригад (дома)
Город можно сделать из плотной белой бумаги.
Можно собрать коробки, склеить их и обклеить бумагой сверху, добавляя
детали.
Слайд 19Сочинение синквейна
Творческий момент
Сегодня вы будете создавать синквейн на тему «Город».
(Школьники
сочиняют синквейн.)