Слайд 1Импрессионизм в музыке и живописи
Выполнила:
Толбузова Г.И.
учитель музыки
МБОУ «СОШ №14»
г. Новочебоксарска
Слайд 2Музыка, звучащая на этом уроке и живописные полотна познакомят с
одним из самых интересных и ярких направлений французского искусства
2-й половины XIX в., которое получило свое название импрессионизм - с
французского – впечатление.
Слайд 3 Импрессионизм - направление в искусстве последней трети XIX —
начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по
всему миру, представители которого стремились наиболее естественно запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи, хотя его идеи также нашли своё воплощение в литературе и музыке.
Термин «импрессионизм» возник с легкой руки критика журнала «Le Charivari» Луи Леруа, который озаглавил свой фельетон о Салоне Отверженных «Выставка импрессионистов», взяв за основу название картины «Впечатление. Восходящее солнце» Клода Моне.
Слайд 4Импрессионизм возник почти одновременно в живописи и в поэзии, позднее
его влияние распространилось на скульптуру, музыку, литературу, театр.
Слайд 5
22 августа 1862, Сен-Жермен-ан-Ле близ Парижа — 25 марта 1918,Париж) — французский композитор, музыкальный критик.
Его музыка основана на
зрительных образах, наполнена игрой светотени, прозрачными, как бы невесомыми красками,
которые создают ощущение звуковых пятен.
Клод Дебюсси
Слайд 6Влияние живописи на композиторов было настолько велико, что многим своим
сочинениям он дал название, связанные с изобразительным искусством: «Эстампы», «Эскизы»
и др. Понимание того, как оркестр может нарисовать живописные картины, пришло к К. Дебюсси во многом от русского композитора Н. Римского-Корсакова.
Дебюсси был не только одним из самых значительных французских композиторов, но также одной из самых значительных фигур в музыке на рубеже XIX и XX веков; его музыка представляет собой переходную форму от поздней романтической музыки к модернизму в музыке XX столетия.
Слайд 8КЛОД МОНЕ
«Океан – море синее» -Н.А.Римского-Корсакова
«Диалог ветра с морем»
из оркестровой сюиты (симфоничес-ких эскизов) «Море» Клода Дебюсси.
Слайд 9Вопросы
Что является центром композиции картины? (Оранжевый круг солнца)
В каком направлении
поднимается солнце? (Из утренней мглы – навстречу зрителю.)
В какие тона
окрашивает солнце небо и воду? (В теплый розовато-желтоватый цвет; на поверхности воды мерцает его отблеск – оранжево-красная дорожка.)
Как художник изображает лодки, портовые краны, морские суда? (Лодки – темные силуэты на воде; краны; линия берега, суда – все словно в призрачной дымке; все окутано влажным туманом.)
Слайд 111- я серия
Клод Дебюсси «Лунный свет» в разных интерпретациях –
в исполнении на фортепиано, скрипки, симфонического оркестра.
Какая из пьес наиболее
близка пейзажной живописи?
Слайд 132– я серия
Клод Дебюсси «Затонувший собор», «Девушка с волосами цвета
льна», «Шаги на снегу»
Какие два из трех произведений схожи
по характеру?
Слайд 173-я серия
Клод Дебюсси «Детский уголок»,
Петр Чайковский «Новая кукла»,
М.
Мусоргский «В детской.
В чем сходство и различие этих произведений?
Слайд 20Критерии определения уровня сравнительной рефлексии эмоционально-смыслового содержания музыки:
низкий уровень характеризуется
попыткой учащегося анализировать некоторые выразительные средства сходных музыкальных фрагментов без
опоры на эмоционально-образное осмысление содержания музыкальных стимулов, неспособностью аргументировать свой выбор в определении (оценивается в 1 балл);
Слайд 21Критерии определения уровня сравнительной рефлексии эмоционально-смыслового содержания музыки:
средний уровень –
правильный выбор двух сходных фрагментов при характеристике только эмоционально-образного осмысления
музыки, без анализа средств выразительности (2 балла);
Слайд 22Критерии определения уровня сравнительной рефлексии эмоционально-смыслового содержания музыки:
высокий уровень –
способность устанавливать соответствующую зависимость, взаимообусловленность своих эмоций, мыслеобразов с музыкальными
средствами выразительности воспринимаемого фрагмента, проявлять развернутую и художественную обоснованную «модель-схему» ассоциаций, эмоционально-образных характеристик своих переживаний музыки (3 балла).
Слайд 23Домашнее задание:
мультимедийный проект «Эскизы» по произведениям художников и композиторов –
импрессионистов.