Слайд 2Картина (а под картиной следует понимать не только произведения светского
характера, но и живопись на религиозные темы) представляет собой художественный
образ, созданный творческой фантазией художника и являющийся формой передачи его собственного мироощущения.
Мироощущение же, в свою очередь, зависит от объективных причин: исторической ситуации, политической системы, от типа и характера самой личности художника, от образа его жизни.
Все выдающиеся художники умели чувствовать то, что волнует их современников и, преломляя общественный нерв эпохи через себя, оставляли на полотне сконцентрированный художественный образ своего времени.
Слайд 3Икона – откровение Божие, высказанное языком линий и красок, которое
дано и всей Церкви, и отдельному человеку.
Мировоззрение иконописца –
мировоззрение Церкви.
Икона – вне времени, она - отображение инобытия в нашем мире.
Слайд 4Картине присуща ярко выраженная индивидуальность автора. Она находит свое выражение
в своеобразной живописной манере, специфических приемах композиции, в колористическом цветовом
решении.
Слайд 5
Авторство иконописца намерено скрывается, так как икона – творение соборное;
иконописание – не самовыражение, а служение и аскетическое делание.
Если
на законченной картине художник ставит свою подпись, что означает не только авторство, но и меру ответственности за произведение, то на иконе надписывается имя того, чей лик явлен на иконной доске. В онтологическом смысле здесь происходит соединение имени и образа.
Слайд 6
Картина должна быть эмоциональна, так как искусство – форма познания
и отражения окружающего мира через чувства. Картина принадлежит миру душевному.
Кисть
иконописца бесстрастна: личные эмоции не должны иметь места. Сопереживание и восприятие иконографических символов происходят на духовном уровне.
Слайд 7Картина – средство для общения с автором, с его идеями
и переживаниями, которые могут быть как сугубо индивидуальными, так и
выражать характерные общественные умонастроения.
Икона – средство для общения с Богом и святыми Его.
Слайд 9 Отличие первое
Для иконы характерна подчеркнутая условность изображения.
Изображается
не столько сам предмет, сколько идея предмета; все подчинено раскрытию
внутреннего смысла.
Отсюда деформированные», как правило, удлиненные пропорции фигур – идея преображенной плоти, обитающей в мире горнем. В иконе нет того торжества телесности, которое можно увидеть, скажем, на полотнах Рубенса.
Слайд 10Для примера можно сравнить любую, написанную по канонам, икону Божией
Матери и «Мадонну Бенуа» Леонардо да Винчи из эрмитажной коллекции.
В первом случае человек предстоит перед образом Богородицы, Которая обожена и прославлена выше чинов ангельских, а во втором – созерцает лишь земную миловидную молодую женщину с младенцем, хотя некоторые элементы иконографии присутствуют в этом произведении, например – нимбы.
Слайд 11Или можно проследить, как изображают одежды на канонических иконах: вместо
мягких и плавных линий складок ткани – жесткие, графичные изломы,
которые по-особому контрастируют с мягкой живописью ликов. Но линии складок не хаотичны, они подчинены общему композиционному ритму иконы. В таком подходе к изображению прослеживается идея освящения и человека, и физических предметов, окружающих его.
Слайд 12Другой пример: изображение гор на православных иконах.
Это не синие
рериховские вершины – на иконах это символы духовного восхождения, восхождения
к личностному и Единому Богу.
Поэтому горки на иконах имеют лещадки – своего рода стилизованные ступени, благодаря которым гора приобретает смысл лестницы.
Слайд 13Отличие второе
Отличие стилистики иконы от реалистической картины – это принцип
изображения пространства. Картина построена по законам прямой перспективы. Что это
такое, можно выяснить, если представить рисунок или фотографию железнодорожного полотна. Нетрудно заметить, что рельсы сходятся в одной точке, расположенной на линии горизонта.
Слайд 14 Для иконы характерна обратная перспектива, где точка схода
располагается не в глубине картинной плоскости, а в предстоящем перед
иконой человеке – идея изливания мира горнего в наш мир, мир дольний. И параллельные линии на иконе не сходятся, а наоборот, расширяются в пространстве иконы. Да и самого пространства как такового нет.
Слайд 15На иконах отдаленные предметы не скрыты за легкой, воздушной пеленой,
как их изображают на реалистических картинах, – нет, эти предметы
и детали пейзажа включены в общую композицию как первоплановые.
Конечно, необходимо заметить, что иконописный канон – не жесткая схема, и нельзя превращать его в ГОСТ, а икону в чертеж. Поэтому за иконописцем остаются некоторые права видоизменять установленный образец, в зависимости от того, какой богословский смысл он хочет подчеркнуть в данной иконографии. И поэтому на иконе иногда можно увидеть изображение элементов иконографии, выполненные как в обратной, так и в прямой перспективе.
Слайд 16Отличие третье
Отсутствие внешнего источника света. Свет исходит от ликов и
фигур, из глубины их, как символ святости. Есть прекрасное сравнение
иконописи со светописью. Действительно, если внимательно поглядеть на икону древнего письма, то невозможно определить, где находится источник света, не видно, следовательно, и падающих от фигур теней. Икона – светоносна, и моделировка ликов происходит за счет света, изливающегося изнутри самих ликов.
Слайд 17Говоря о свете на иконах, необходимо коснуться и такой характерной
детали иконографии как нимбы. Нимбы, как символ святости, напоенности Божественным
светом – важнейшая особенность христианских священных изображений. На православных иконах нимб представляет собой окружие, составляющее единое целое с фигурой святого.
Для западных, католических священных изображений и картин, характерно другое расположение: нимб в виде круга висит над головой святого.
Можно сделать вывод, что католический вариант нимба – это награда, данная святому извне, а православный – венец святости рожденный изнутри.
Слайд 18Отличие четвёртое
Цвет не является средством колористического построения иконы, он несет
символическую функцию.
Например, красный цвет на иконах мучеников может символизировать жертвование
собой ради Христа, а на других иконах – это цвет царского достоинства.
Золото – символ Божественного света, и чтобы предать на иконах сияние этого нетварного света, требовались не краски, а особый материал. Таким материалом стало золото как металл, не подверженный коррозии.
Глухой черный цвет, цвет, через который не просвечивает левкас, на иконах используется только в тех случаях, когда надо показать силы зла или преисподнюю.
Слайд 19Отличие пятое
Для икон характерна единовременность изображения: все события происходят сразу.
На иконе «Успение Божией Матери» одновременно изображены апостолы, переносимые ангелами
к смертному ложу Богородицы, и те же апостолы, уже стоящие вокруг ложа.
Слайд 20Очень интересно и наивно трактовали значение евангельских событий для всех
времен и народов западные художники. К примеру, на полотне Тинторетто
«Рождество Иоанна Крестителя» представлен интерьер богатого итальянского дома, а люди изображены в одеждах, принадлежащих эпохе, в которую жил художник.
На картинах мастеров Северного Возрождения можно встретить и людей, облаченных в одеяния, характерные для жителей Палестины первого столетия по Рождестве Христовом, и, одновременно, средневековых рыцарей в латах.
Слайд 21Каноническая икона не имеет случайных деталей или украшений, лишенных смыслового
значения. Даже оклад – украшение лицевой поверхности иконной доски –
имеет свое обоснование. Это своеобразная пелена, оберегающая святыню, сокрывающая ее от недостойных взглядов.
Таковы, в общих чертах, основные отличия иконы от картины.
Слайд 22 Итак, казалось бы, все просто: картину – произведение
искусства – мы созерцаем, а перед священным изображением – иконой
– предстоим в молитве. Но эта простота кажущаяся. Разница между предметом, предназначенным для целей религиозных и предметом, назначение которого – эстетическое наслаждение не всегда однозначно выражена в области человеческого восприятия. Живопись, особенно живопись на религиозные сюжеты, также может вызвать преображение души человеческой, как и икона