Слайд 2НОВГОРОД
Из Георгиевского собора Юрьева монастыря происходят две иконы 1130-х гг:
«Устюжское Благовещение» и ростовая икона святого Георгия. Иконы также большого
размера и превосходного исполнения. Размеру соответствует и монументализм образов. Икона «Устюжское Благовещение» имеет редкие иконографические детали, выражающие христианское учение о Боговоплощении. Сверху на иконе изображён сегмент небес с изображением Ветхого Денми — символического образа Христа — от которого на Богоматерь сходит луч, показывающий действие Святого Духа. На фоне фигуры Богоматери в красных тонах написан сидящий Младенец Христос, воплотившийся в Её чреве. Икона великомученика Георгия имеет много поновлений, например, лик исполнен в начале XIV века.
Слайд 3
Плохо сохранилась чтимая новгородская икона Богоматери «Знамение», исполненная в 1130—1140-х
гг. Икона была изначально процессионной (выносной) и прославилась в 1169
году, когда Новгород был спасен от осады суздальскими войсками. На лицевой стороне изображена Богоматерь с медальоном на груди, в котором представлен Спас Эммануил. Древняя живопись здесь почти совершенно утрачена, её небольшие раскрытые фрагменты соседствуют с поздними слоями. Лучше сохранился оборот иконы с фигурами апостола Петра и мученицы Натальи (по другой версии Иоакима и Анны — родителей Богоматери). Графическая проработка, в особенности стилизованные пробела и движки указывают на комниновский стиль.
Слайд 4ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЕ КНЯЖЕСТВО
Иконопись Владимиро-Суздальского княжества выделяется особняком. Расцвет его культуры связан
с Андреем Боголюбским.
В 1155 году Андрей Боголюбский уехал из Вышгорода,
забрав с собой почитаемую икону Богоматери, и обосновался во Владимире на Клязьме. Привезенная им икона, получившая название Владимирской, стала палладиумом княжества, а впоследствии и всей России. Прекрасный по проникновенности и классичности византийский образ послужил своего рода мерой художественного качества для работавших здесь иконописцев.
Слайд 5
Роскошные белокаменные храмы Андрея Боголюбского и правившего за ним его
брата Всеволода расписывали лучшие мастера. Возможно, из Фессалоник, где Всеволод
провел свою юность, были приглашены художники, расписавшие Успенский собор и построенный недалеко от него Дмитровский собор, освящённый в честь небесного патрона Всеволода — великомученика Димитрия Солунского. Здесь хранилась привезенная гробная доска святого Димитрия, на которой была написана его икона (в настоящее время в Успенском соборе Московского Кремля с живописью XVII века).
Слайд 6Первая половина 13 века
Если Киев к концу XII века совершенно
теряет свою былую значимость, то Северо-Восточная Русь в начале XIII
века находится в стадии наивысшего расцвета. Центром её был Владимир, крупная иконописная мастерская работала при епископском дворе в древнейшем городе Ростове, другие города, например Ярославль, также становились художественными центрами.
Крупная икона великомученика Димитрия Солунского из города Дмитрова , была заказана князем Всеволодом Большое Гнездо, носившем это имя в крещении. Иконография иконы редкая — святой торжественно восседает на троне, убирая в ножны свой меч. Здесь присутствует как момент прославления самого святого, как бы отдыхающего после боя, так и тема инвеституры: святой покровительствует князю, вручая ему меч как знак власти.
Слайд 7
В Ярославле в 1210-20 гг. строятся Успенский городской собор и
Преображенский собор Спасского монастыря. Для последнего из них пишется огромная
великолепная икона, называемая «Ярославская Оранта» . Образ имеет сложное иконографическое содержание. Богоматерь представлена в рост, фронтально как Оранта, то есть с поднятыми в молитве руками. На груди у Богородицы помещен медальон с образом Спаса Эммануила, благословляющего как архиерей двумя руками. В верхних углах иконы расположены два медальона с архангелами в придворных облачениях. В этом образе совмещены темы молитвенной помощи Богоматери людям, воплощения Христа и Его служения как Жертвы и одновременно как Первосвященника. Присутствие прислуживающих Христу архангелов сходно с их изображением в деисусе со Спасом Эммануилом конца XII века.
Слайд 8Монгольское нашествие и иконопись середины — второй половины XIII века
Разорение
Руси Батыем в 1237-40 гг. оказало сильнейшее влияние на развитие
иконописи. Южные и западные русские княжества были сильно разорены и со временем вошли в состав Литвы. Политический и церковный центр окончательно сместился в северо-восточную Русь. В 1299 году митрополит Максим перенес свою кафедру из Киева во Владимир на Клязьме. Северо-восток хотя и был жестоко разорен, но к концу века здесь начала возрождаться художественная жизнь, функционировала иконописная мастерская в Ростове. Новгород и Псков не были затронуты монгольским нашествием, но оно сильно повлияло на развитие их культуры.
Ряд икон, происходящих из разных мест и относимых к середине века, показывает, как менялась русская иконопись под воздействием новой исторической ситуации. Из икон уходит гармония, свойственная византийским произведениям. Приемы письма консервируются и упрощаются.
Слайд 9«Деисус»
Дата создания: XIII век
Месторасположение: Санкт-Петербург, Русский Музей
Около 1551 г.
Слайд 10Богоматерь Великая Панагия (Оранта Ярославска)
Из Спасского монастыря в Ярославле.
Слайд 11Икона Дмитрия Солунского
1275-1300
XV в.
Слайд 12икона Георгия
конец XII в.– начало XIV в
Репродукция иконы
"Святой Георгий".
Конец XI-го века
Слайд 14Апостолы Пётр и Павел.
Икона середины XIII века.
Богоматерь Печерская